24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика В России

"Закрепляется технократическая система, федеративности остаётся всё меньше"

Губернатор теперь – самый зависимый от центра чиновник, а партийная система находится при смерти

Закон о публичной власти был рассмотрен Думой уже во втором чтении. Вертикаль всё более усиливается, а федеративность становится совсем уж фантомной. Губернаторы превращаются в технические фигуры, которые даже свою команду будут вынуждены согласовывать с Кремлём, госорганы смогут принимать участие в решении задач местного самоуправления, а выборы в заксобрания по партспискам отменяются. С другой стороны, эти новшества не создают новую реальность, а лишь закрепляют уже сложившееся положение дел. Подробности – в материале Накануне.RU.

Самым заметным новшеством стала отмена выборов в региональные заксобрания по партийным спискам. В остальном долгая дискуссия в парламенте во время второго чтения сенсационных изменений не принесла. С депутатами из Татарстана удалось найти компромисс – хотя глава республики не сможет впредь именоваться "президентом", названия правительств в регионах не будут унифицированы.

Депутат от КПРФ Артём Прокофьев призвал не жить только текущим политическим моментом и задуматься о возможном транзите. Он обратил внимание на то, что губернатор может быть отрешён от должности президентом по утрате доверия. Однако, как замечает парламентарий, один президент может не доверять одним людям и отрешить их, а другой президент может не доверять другим. В этой связи запрет на переизбрание в течение пяти лет выглядит странным.

Намёк на то, что президент в течение ближайших пяти лет может смениться, стал одним из самых острых моментов обсуждения, но в итоге на законопроекте так и не отразился. Более того, губернаторы теперь превращаются в одних из самых беззащитных чиновников – если для отставки любого другого функционера требуется указать конкретные причины, то главу региона можно снять по абстрактной "утрате доверия". Спикер Госдумы Вячеслав Володин заметил, что такая мера нужна на случай, если губернатор окажется бездельником. Впрочем, бездействие тоже должно проявляться на каких-то примерах?

Однако нельзя сказать, что в системе управления регионами произойдут какие-то кардинальные перемены. Новый закон фактически закрепляет уже сложившуюся ситуацию.

"Речь, по сути, идёт о той системе управления, которая и так дейcтвует. Просто сейчас в законодательстве не прописаны все предупреждения губернаторам и порядок управления регионами, когда у них большие долги. Теперь функционал прописывается и, по факту, закрепляется технократическая система управления регионом. Ничего хорошего в ней нет. В последние дни некоторые губернаторы в открытую говорят федеральному центру, что хотят уйти из регионов", – рассказал Накануне.RU политолог Максим Жаров.

Теперь губернаторам придётся согласовывать с центром назначения целого ряда региональных министров. В итоге глава субъекта теряет всякие остатки самостоятельности и не сможет без внешнего контроля сформировать собственную команду. Однако в нынешней ситуации эта норма может оказаться даже полезной, так как станет препятствием для кумовства, а компетентность министров станут проверять сторонние эксперты. Социотехнолог Роман Алехин в беседе с Накануне.RU отмечает, что подобные согласования уже практикуются.

"Уже сейчас проходят согласования министров здравоохранения. Врио министра с характеристикой едет в Москву. Первое, что он делает — проходит большой тест. Там изучаются компетенции руководителя и узкие вопросы, которые он должен знать. Если набирает нормальный балл — то идёт на собеседование. Пока эта программа только запущена, он проходит собеседование у самого Мурашко. В перспективе, возможно, будет кто-то из профильных замминистров. Потом он проходит недельную стажировку, знакомится с руководством ключевых в отрасли федеральных ведомств, чтобы потом уже с ними было легко работать. Профессиональный уровень региональных министров однозначно повысится. А сейчас нет контроля. Есть региональный князь, который решает, кто чем будет управлять, иногда даже без оглядки на компетенции", – привёл пример социотехнолог.

Ещё одним фактором в пользу согласований министров является то, что в регионах лишь около половины бюджета отрасли формируется из местных средств. Остальное всё финансируется за счёт нацпроектов или специальных закупок оборудования, которые финансируются из федерального центра. И, соответственно, когда региональный министр не знает никого в Москве, не может прийти и постучаться в кабинеты, чтобы попросить помощи, то его отрасль будет в упадке.

А самым ярким свидетельством упадка федерализма стала отмена выборов по партспискам в заксобрания регионов. Если раньше местные органы законодательной власти не только могли выбирать себе названия, но и по форме копировали парламент страны, то теперь они будут комплектоваться исключительно из одномандатников.

"Это и есть, что называется, the real thing, – замечает в своём тг-канале политолог Аббас Галямов. – А вовсе не те разговоры, которые на прошлой неделе на съезде "победителей" звучали... эта история в очередной раз со всей очевидностью демонстрирует, во что превратились в стране институты. Показывает то, с какой лёгкостью их приносят в жертву конъюнктурным интересам правящей группы. В первой половине 2000-х, когда рейтинги единороссов росли, мажоритарные выборы отменяли, а списочные, наоборот, активно внедряли. Сейчас ситуация развернулась и избирательное законодательство опять меняют – пропорциональную систему ликвидируют, заменяя списочников одномандатниками".

С другой стороны, и в деградации институтов партий нет ничего нового. Наглядно в этом можно было убедиться на недавних выборах в Госудму. По мнению Максима Жарова, в регионах по факту избираются депутатские группы от тех или иных групп влияний и олигархов. Нынешние решения – это признание того, что партийная система "находится при смерти" и ничего с ней в ближайшее время федеральные власти делать не собираются. Что касается местных элит, то они как раз не потеряют рычаги, потому что в нынешней системе они вынуждены прорываться наверх в московскую бюрократическую вертикаль, платить там деньги. Для региональных бизнесменов, олигархов это даже положительное решение — не надо заходить в федеральные структуры и платить?

Однако на выходе, при всех красивых заявлениях с думской трибуны, получается, что у простого избирателя практически не остаётся шансов выбрать губернатора или депутатов с опорой на политическую силу. Радоваться будут местные олигархи, которым больше не потребуется партийный интерфейс и назначенцы из центра, которых можно снять по щелчку из Кремля, но не из-за недовольства местных жителей.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС