04 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Портреты Россия

Улучшение российско-украинских отношений не означает интеграцию?

Украинский выборный сценарий, пожалуй, самая интересная пища для ума любых политологов. Запутанно, динамично, неоднозначно. Для россиян  интерес не праздный. Как важны взаимоотношения наших стран стало гораздо более очевидно после "оранжевого" сценария. А посему крайне любопытно знать прогнозы не только украинских, российских экспертов, но и западных специалистов. Тем более, если такой аналитик сам родом с Украины. И особенно, если мнение не предвзятое и не однобоко идеологизированное. Наш автор встретился в Нью-Йорке с директором отдела отдела стратегических исследований рынков развивающейся Европы инвестиционного банка Bear-Stearns Марианной Козинцевой. Разговор шел, естественно, об Украине.

До прихода в Bear-Stearns в 2004-м она четыре года была консультантом в RAND-корпорейшен, а также работала во Всемирном Банке и Международном институте развития менеджмента (IIMD). Марианна Козинцева закончила Киевский Государственный Университет, университет Нотр-Дам (магистр), Американский университет (American University), а также Университет Джона Хопкинса в Вашингтоне (докторантура).

Прогноз г-жи Козинцевой в эксклюзивном интервью Накануне.RU.

Вопрос: До выборов на Украине остаются считанные дни. На Западе аналитики по-разному оценивают происходящее там. Например, известный специалист по пост-советскому пространству Андерс Аслунд в интервью Накануне.RU нарисовал довольно мрачную картину – газовый конфликт России с Украиной он назвал лишь прелюдией к выборам – мол, дальше ситуация будет только усугубляться. Согласны ли Вы с такой оценкой и с тем, что газовый кризис на самом деле только начинается?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: orangecircle.org
Марианна Козинцева:  Точка зрения Аслунда, возможно, является доминирующей в западных политических кругах. Но это еще не значит, что так же думают  и  западные  инвесторы. Наоборот, круги инвесторов ожидают, что газовый конфликт завершится после того, как на Украине пройдут выборы,  будет сформирована парламентская коалиция, и появится правительство. И вот уже это правительство сможет подписать все договорa с Россией по урегулированию газового вопроса.  

Вопрос: То есть, всем нынешним договоренностям между Москвой и Киевом предстоит еще пройти проверку на легитимность?

Марианна Козинцева :  Да. И особенно потому, что 4-го января между Россией и Украиной был подписан не один протокол по газу, а, согласно инфоромации опубликованной в еженедельнике "Зеркало недели", целых семь. Согласно этой же публикации, из семи протоколов даже большинство министров видели только пять, и при том многие выступали против их подписания. В результате, 10 января Украинский парламент высказал недоверие правительству и отправил его в отставку. И, хотя Ющенко с отставкой правительства не согласился, по мнению юридических экспертов, оно до сих пор имеет статус "исполняющего обязанности."

Фото:
Фото: Reuters

Вопрос: Но, может быть, у Украины не было другого выхода и это был единственный вариант? Даже если он оказался промежуточным.

Марианна Козинцева: Мне трудно сказать, так как мы не присутствовали за столом переговоров. Однако, участие в газовой схеме непрозрачной посреднической стркутуры

США, Украина, звездно-полосатый сине-желтый флаг(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: news.img.com.ua
"РосУкрЭнерго",  o которой сам президент Украины заявил что он "не знает ее окончательных бенефициариев", не имеет экономического обоснования и вызывает много вопросов.  Кроме того, повышение цен на топливо – негативная новость для украинской экономики.  Согласно рассчетам Всемирного Банка, повышение цен на газ с 50 до 95 долларов за тысячу кубометров затормозит рост украинской экономики в этом году на 2%, в результате чего она вырастет лишь на 1.5% - 3.5% за год в целом в реальном измерении. Ситуация будет еще хуже, если цена поднимется выше, что вполне может произойти, так как 95 долларов зафиксированы лишь на первое полугодие 2006 года.

При этом, необходимо подчеркнуть, что оставить цену в 50 долларов за тысячу кубометров для Украины представляется невозможным.  Давайте посмотрим.  До августа 2004 года Украина платила России  80 долларов за тысячу кубометров газа. Затем, перед президентскими выборами на Украине, на которых Путин поддержал Януковича, Россия понизила цену на газ для Украины до 50 долларов.  Получается, что в то время, когда мировые цены на газ увеличивались, цены на газ для Украины начали уменьшаться. Трудно не прийти к выводу, что тогдашнее решение России о снижении цены было чисто политическим. И теперь, когда российские стальные и химические предприятия выходят на мировой рынок, где они конкурируют с предприятиями украинскими,  для России было бы неразумно продавать газ для украинских предприятий по дешевке. Так что, oчевидно, что цены будут повышаться.

Несмотря на это, мы верим, что будущее у украинской экономики и украинского рынка есть. Во-первых, Арсений Яценюк , который стал министрoм экономики осенью прошлого года,  имеет блестящую репутацию как экономист и как честный человек. Существует надежда на то, что он останется  в правительстве и после мартовских выборов.  Кроме того, если вы посмотрите на соседние  с Украиной страны, вы увидите, что они растут очень большими темпами. И для того, чтобы эти темпы не замедлялись, компании из этих  стран смотрят, куда расшириться дальше. Поскольку у Украины  отличное географическое положение и огромный потенциал для роста,  многие компании – русские, венгерские, польские, турецкие  - приходят туда. 

Например, мы видим большое количество банков, которые выкуплены иностранцами. После стабилизации политической ситуации мы наверняка увидим еще больший приток. Мы считаем, что после сентября опасения инвесторов развеются, и они начнут  более активно  вкладывать деньги  в Украину. Сейчас – очень хорошее время, чтобы идти и смотреть, что там можно купить.

Вопрос: Но Вам не кажется, что все решения украинского правительства в экономической сфере принимаются с оглядкой на Россию, на угрозу со стороны "большого брата"? И что это становится родовым пятном украинской экономики. Почему Вы думаете, что ситуация изменится после выборов?

Марианна Козинцева: Если вы посмотрите, рейтинги


 
Януковича до сих пор превышают рейтинги "Нашей Украины".  Поэтому, правительство, которое будет сформировано, скорее всего, будет коалиционным, состоящим из союза "Нашей Украины" и "Партии регионов".  И, если  "Нашей Украине" присуще желание дистанцироваться от  "большого брата ", наличие "Партии регионов" в этой коалиции приведет к большей  кооперации между Украиной и Россией.  Конечно, возможен и вариант продолжения "оранжевого" правительства, которое в таком случае, скорее всего, будет миноритарным.

Вопрос:  Но даже если Януковичу удастся получить серьезные позиции в новом парламенте, у нас есть перед глазами пример Германии, где политическим противникам было очень трудно сформировать правительство и сделать его дееспособным. К тому же политологи вроде Аслунда говорят о том, что пророссийский настрой Януковича – это блеф. Что он и его главный покровитель Ринат Ахметов на самом деле больше думают об интеграции в Европу, в Запад.

Марианна Козинцева:  Я в этом плане не соглашусь с Аслундом. Не столько из-за Януковича, сколько из-за Рината Ахметова. Ахметов - это в первую очередь блестящий бизнесмен. И как любой бизнесмен, он прежде всего думает о прибыли. 

Для Украины Россия является гораздо большим по размеру и гораздо более доступным рынком сбыта ее товаров, чем Европа. Поэтому связи между украинскими и российскими предприятиями несмотря на те политические проблемы, которые есть сегодня, все равно будут укрепляться.
Россия – это страна, куда приходят те же самые венгерские, французские и немецкие компании, это один из самых мощных и самых растущих рынков в мире. Поэтому интеграция в Европу – это правильный шаг, но для Украины это не означает, что она должна строить стенку между собой и Россией. Как раз наоборот.

Вопрос:  Но ведь в более широком смысле для Украины существует жесткий выбор. Либо ЕЭП, либо Евросоюз?

Марианна Козинцева: По моему мнению, сотрудничество с российскими предприятиями не означает, что Украина должна вступить в ЕЭП.

Вопрос:  А как тогда быть с таможенными пошлинами на украинскую арматуру, конфеты, сахар, сало и т.д.?

Марианна Козинцева: Эти самые пошлины можно обговаривать отдельно по индустриям. ЕЭП – это не обязательное условие улучшения российско-украинских отношений. Вступление в маленькие внутренние союзы, которые потом повышают тарифы для внешних связей, оказывает негативное воздействие на сами страны в них вступившие. В большой степени ЕЭП – это идея политическая, к реалиям экономики она имеет слабое отношение.

Вопрос:  Я просто озвучил точку зрения наших чиновников. Они убеждены, что если Украина вступает в ВТО раньше, появляется шлюз для иностранных товаров на российских рынок и, естественно, в качестве защитной меры Россия построит таможенный забор.

Марианна Козинцева: Российские чиновники думают по-разному. Нам нужно подождать апреля-мая и увидеть, как будет выглядеть украинское правительство.

Важно – кто будет премьер-министром. Если это будет фигура, полностью неприемлемая для России, возможно сохранение напряженности и даже ухудшение отношений.  Мне, oднако, кажется, что на Украине уже существует достаточно понимания, что Россия – важный партнер.
Вопрос: И все-таки, Вы не согласны с тем, что Ахметов - человек, ориентированный на Запад? Ведь как бизнесмен он не проявляет к России никакого интереса, предпочитая каждый доллар вкладывать в европейские активы. Из этого некоторыми делается вывод, что даже если Янукович победит, новый кабинет министров не будет более расположен к диалогу с Москвой.

Марианна Козинцева : Тут есть часть правды. И Ринат Ахметов, и Индустриальный союз действительно покупают предприятия в Европе. Но, если вы посмотрите на приобретения российских компаний – они точно также покупают объекты в Европе. Для любой компании это - вопрос глобализации, вопрос, где можно выгоднее всего купить активы.

В чем я не согласна с Андерсом Аслундом, так это в том, что по его мнению, Ринатом Ахметовым руководят политические идеи. На мой взгляд, он мыслит исключительно категориями бизнеса.
Если у него есть возможность выгодно вложить 100 долларов в Европу, он вложит их в Европу. Если в России их потратить выгоднее, он потратит их в России. Ринат Ахметов не стал бы таким богатым человеком, если бы играл только в политические игры. 

Возвращаясь к российско-украинским отношениям, я хотела бы подчеркнуть, что улучшение российско-украинских отношений не означает интеграцию. Элиты двух государств прошли уже достаточно долгий путь развития, чтобы политическая интеграция была когда-либо возможной. Гораздо более реально другое – что через 10-15 лет мы увидим единый рынок от Британского канала до Владивостока. И вот в этом рынке обе страны будут сосуществовать и торговать. Это будет сближение не в микроконтексте, а в макроконтексте.

Вопрос: Вы оцениваете ситуацию с позиции инвестиционного аналитика. Вам никогда не казалось, что когда слышишь комментарии из Вашингтона, в них уже трудно отделить "демократию" от "газа" - все как будто смешалось.

Марианна Козинцева: Отвечу коротко. Я с трудом верю, что в Вашингтоне видят мир так одноцветно.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС