23 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Горячие точки горячих горцев

Увы, недавние прогнозы аналитиков о том, что Грузия не решится на обострение ситуации с Абхазией и Южной Осетией, не оправдались. Но на самом деле такую ошибку экспертов достаточно легко объяснить. Какие-то более-менее адекватные и реалистичные прогнозы можно делать лишь в том случае, когда развитие ситуации и люди, которые на нее влияют, действуют исходя из каких-то законов логики. А логика подсказывает: Южная Осетия и Абхазия сегодня для Грузии – осиные гнезда. Ссориться с ними – это: а) обеспечить себе горячие точки, б) поссориться с Россией, а это делать накануне зимы крайне не рекомендуется – замерзнуть можно без российского газа. Но… Саакашвили и Ющенко – ягоды, вернее – сорняки, одного политического поля. И логику в их действиях искать бесполезно.

Стоит признать, что в последний раз у властей Грузии появился более-менее серьезный повод для обострения отношений с Южной Осетией: ПВО непризнанной республики обстреляли вертолет с грузинским министром обороны, пролетавший то ли рядом, то ли над южноосетинской территорией. В конце концов, территория-то грузинская, и на данный момент это признано на дипломатическом уровне. Но вот только есть одна деталь – те же дипломаты в свое время договорились, а главы государств утвердили правила, действующие на этой территории. И в них точно обозначено: нельзя тут летать грузинским воздушным судам. В итоге у конфликта оказалось два провокатора. Первый – грузины, пролетевшие над запретной зоной, второй – осетины, обстрелявшие вертолет. В конце концов, на данный момент обязанности по поддержанию мира и порядка на данных территориях лежат на миротворцах. Фото: southosetia.chat.ru

Как и следовало ожидать от "горячих горцев", конфликт начал расти, как снежный ком. 

Мало того, что был обстрелян вертолет, в нем еще оказался и министр обороны Грузии Окруашвили. Естественно, гордый грузинский народ (вернее – его руководство) не могли стерпеть такую "наглость". И к границе с Южной Осетией начали подтягиваться войска Грузии. Уже через день начались перестрелки и начали гибнуть люди. Первый конфликт произошел между осетинским патрулем милиции и грузинским спецназом. Погибло трое милиционеров с осетинской стороны, с грузинской – один спецназовец убит, еще несколько попали в больницы с ранениями. А теперь небольшое отступление. Вдумайтесь в суть. Милиция против спецназа! И спецназ терпит потери. Мне, честно говоря, до сих пор не понятно – то ли у осетин милиция так крута, то ли, что, на мой взгляд, более вероятно, спецназ грузин, подготовленный американцами такой "никакой".

Дальнейшее развитие событий перенеслось в Тбилиси. Начались массовые "зачистки" оппозиционеров. В городе появились БТРы, а в офисах оппозиционных партий и движений начались массовые обыски с массовыми же арестами лидеров этих движений. Среди тех, кто оказался за решеткой - лидер Монархистско-Консервативной партии Теймураз Жоржолиани, лидер политического движения "Анти-Сорос" Майя Николеишвили, одни из лидеров партии "Справедливость" Майя Топурия и Гурам Папукашвили, а также руководители региональных офисов партии. Всем им были предъявлены обвинения в государственной измене и попытке подготовки насильственной смены власти.

И, наконец,

пару дней назад масла в огонь подлил в Кодорском ущелье экс-полпред Шеварднадзе Квициани. Именно из его уст впервые прозвучала фраза, которая витала в Абхазии и Южной Осетии: "Нам объявили войну".

Очевидно, что на данный момент ситуация с непризнанными республиками в Грузии вышла на начало нового обострения. Пойдет ли Саакашвили до конца – пока неизвестно, до сих пор он не получил никакой поддержки от своих шефов из Вашингтона, а без нее весь задор и боевой пыл "розового" революционера как-то быстро угасает. На этом фоне интересно посмотреть на других "вашингтонских" деятелей – российских правозащитников, которые поднимают хай, когда российских оппозиционеров даже не то, что арестовывать начинают, а просто как-то призывают соблюдать принятые в России законы.

Честно говоря, когда я брался за написание статьи, я думал, что будет это не так уж сложно. Правозащитники свои имена в СМИ любят видеть, а тут еще и повод-то такой, по которому в России им точно ничего не грозит. Однако получилось все с точностью чуть ли не до наоборот. Воспроизвожу диалог с исполнительным директором Московской Хельсинской группы Ниной Таганкиной:

Нина Таганкина: Вы понимаете, по поводу Южной Осетии и арестов в Тбилиси мы знаем только из сообщений официальных СМИ. Так что на самом деле ситуацию мы точно не знаем, и комментировать не можем.

Это – самые известные и раскрученные правозащитники! Но, надо отдать должное, просто так трубку они не кинули. Посоветовали обратиться к председателю Центра развития демократии и прав человека Юрию Джибладзе. Результат опять-таки не впечатляет. 

Юрий Джибладзе: Видите ли, я, конечно, занимаюсь международными делами, но немного не на том уровне. Я слежу за соблюдением прав человека в разных странах, по взаимодействию с ООН, с другими международными структурами, а вот по Грузии я, несмотря на свою фамилию, не специалист.

Позвольте, а что, Грузия – это страна, где не надо соблюдать права человека? Или у граждан этой страны итак налажены плотные контакты с ООН и Страсбургским судом? Сомневаюсь.

Это – два наиболее показательных диалога. Во многих случаях мне сразу заявляли, что ситуацию по Южной Осетии и арестам оппозиции в Тбилиси они просто не знают, после чего кидали трубку. Признаюсь, звонил я не во все правозащитные организации подряд, а именно проамериканские. Зачем? Сейчас объясню.

Дело в том, что только так можно примерно понять, чего ждать в ближайшее время в Грузии. 

Планы Саакашвили на словах очень часто получаются гораздо резче, чем у Госдепа США, но… Кто девочку обедает, тот ее и танцует. "Обедает" Грузию и ее правительство сейчас именно американцы. Саакашвили может бряцать оружием и пойти на пограничные стычки, но без финансирования начинать боевые действия просто не на что. Иначе, зная его характер и отношение к Абхазии и Южной Осетии, приказ о вводе войск, скорее всего, поступил бы уже после первого же выстрела по министерскому вертолету.

Фото: ReutersВ Америке же, похоже, пока окончательно не решили, как именно отнестись к ситуации. И именно этим и объясняется молчание правозащитников. Пока нет решения, нет и инструкций, что и как говорить. То ли кивать, что происходящее в Грузии – это их внутреннее дело, то ли изо всех сил подтверждать, что арестованные – это действительно изменники, наемники антигрузинских сил и т.д. и т.п. И именно это дает основания полагать, что на данный момент ситуация будет развиваться, скорее, не по планам Саакашвили, а по инструкциям из Вашингтона.

Между тем, накануне Владимир Путин серьезно усложнил задачу экспертам Америки, обвинив США в применении двойных стандартов.

Владимир Путин: Только дураки отказываются понимать, что ситуации в Косово, Южной Осетии и Абхазии имеют схожую подоплеку, все понимают, что мы правы.

Госдепу, который настаивает на независимости Косово, с одной стороны, и на включении Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии, с другой, теперь придется серьезно попотеть – в случае отдания команды о поддержке силового решения конфликта, им придется долго объяснять, почему Косово имеет право на самоопределение, а Южная Осетия и Абхазия – нет.

Вроде, все более-менее понятно, и все же остается факт, который мешает при прогнозировании – это все то же отсутствие логики у Саакашвили, с которого я начал. Да, он не может рассчитывать на победу без поддержки США. Но…

Но есть страшноватые исторические параллели. В 1941 Гитлер прекрасно знал, чем заканчиваются для Германии войны на два фронта, и все же напал на СССР. ...

 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС