25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Сезон обострений

Второй волны кризиса в России удастся избежать. По крайней мере, так считают в российском правительстве. А президент Медведев недавно призвал власти не говорить о том, что кризис продлится долго. "Спокойствие и только спокойствие", – будто говорят людям с телеэкранов, как до кризиса говорили о том, что Россия окажется островком стабильности в нем. Логику эту понять можно. Например, народ может поддаться панике еще до начала "второй волны", снова начать забирать вклады, тем самым и спровоцировав очередной виток. Насколько обоснованы опасения о грядущем "осеннем обострении", кому удается зарабатывать на кризисе, в интервью Накануне.RU рассказал эксперт Института экономики УрО РАН, старший научный сотрудник Центра экономической теории, кандидат экономических наук Константин Юрченко.

Вопрос: Константин Павлович, какие у Вас прогнозы относительно второй волны кризиса?

Константин Юрченко: Если раньше прогнозы были устойчивы относительно второй волны кризиса, то сегодня фундаментально оснований для этого нет. Но есть один небольшой риск. Сейчас улучшение многих экономических показателей связано с удорожанием нефти. Если все наше восстановление будет происходить за счет подорожавшей нефти, никаких качественных изменений в экономике не будет, то в следующий раз, как только нефть "пойдет" вниз, опять будет ухудшение. В настоящее же время можно говорить о том, что летом тенденция к восстановлению станет весьма устойчивой.

жуков александр дмитриевич заместитель председателя правительства рф|Фото: Накануне.ruВопрос: Недавно и вице-премьер Александр Жуков заявлял, что второй волны кризиса не будет, а за счет чего удастся этого избежать?

Константин Юрченко: Этого удастся избежать, если государственные деньги пойдут в реальный сектор экономики, который запустит их в банковскую систему отчасти в виде расплаты по кредитам, отчасти за счет проведения новой волны платежей. У банков одна из основных статей дохода – комиссии на перечисления. Из-за того, что бизнес встал, перечислений стало меньше, банки лишились своих доходов.

Я считаю, что осенью банки выдержат. Ну и, конечно, хочется верить в спокойное поведение вкладчиков банков. Если они не будут паниковать и не станут опять триллионами выносить деньги, все будет стабильно.

Вопрос: А как же кризис неплатежей?

Константин Юрченко: Больше разговоров. На данный момент процент таких "плохих кредитов" никакой не закритический, он составляет не 6% и даже не 8% или 10%. Экономика "выворачивается".

Вопрос: А Вы сказали, что скоро деньги пойдут в реальный сектор. В июле Путин будет отчитываться в Госдуме о поддержке реального и банковского сектора. А недавно Медведев заявлял, что, например, поддержка фондового рынка ни к чему не привела.

Константин Юрченко: А поддержка фондового рынка и не могла принести эффекта. Фондовый рынок – это торговля ценными бумагами, а их котировки зависят от того, как чувствуют себя предприятия. Если предприятия чувствуют себя плохо, то в фондовый рынок можно вливать хоть какие деньги, никто не будет покупать бумаги этого предприятия.

металлургия плавка печь ковш(2004)|Фото: Фото: Накануне.ru Сейчас я вижу основным механизмом поддержки только госзаказы. Почему в металлургии сокращают людей? Потому что никто не покупает железо. Вот и должно государство купить это железо. Другой вопрос, куда оно его денет, хотя это, по большому счету, неважно. Раньше металл покупали иностранцы, сегодня они его не покупают, пускай купит государство.

Вопрос: А откуда такая уверенность, что в ближайшие месяцы государство озаботится формированием госзаказом, тогда как раньше этого не происходило? Господин Кудрин вот все вкладывает в зарубежные ценные бумаги.

Константин Юрченко: Была вторая половина 2008 года, а у нас система государственного бюджетирования такая, что мы умом-то понимаем, что взять бы деньги из Стабфонда, из бюджетного профицита и направить в экономику. Но здесь мешает "буква закона". Федеральный бюджет утвержден, очень часто говорилось, что, мол, мы бы на общественные работы направили деньги, на госзаказы, но этого сделать нельзя, потому что бюджет не позволяет, а вот наступит 2009 год, и там деньги пойдут. Получается, что несколько месяцев было потеряно только из-за этого.

Вопрос: Кстати, а почему общественные работы не направлены у нас на строительство дорог, на инфраструктуру, как это происходило во времена Великой депрессии в США, почему решили остановиться лишь на уборке территорий?

Константин Юрченко: Хотя бы уборка территорий. Лучше общественные работы, чем обещания уплаты пособий по безработице, потому что пособие ни к чему не стимулирует. Допустим, да, я получаю пособие по безработице, мне не повезло, у меня нет перспектив, а тут есть какая-то работа, я не получаю подачки от государства – я получаю зарплату. Сегодня – одну, завтра – другую, система должна сама себя вытащить.

Вопрос: Вот Вы утверждаете, что инфляция станет у нас спасением экономики. Почему Вы так считаете?

Константин Юрченко: Как это ни парадоксально, но инфляция заставляет нас тратить. Одна из проблем, которая усугубляет кризис, заключается в том, что мы тратим мало. Нас напугали кризисом, и мы верим в то, что сегодня – плохо, а завтра все будет еще хуже. Поэтому люди не тратят деньги, соответственно, кто-то их не зарабатывает, потому что у него ничего не покупают. А он не покупает у третьего, а тот – у четвертого, так кризис нас и захватывает. А когда цены растут, инфляция поддерживается, это и заставляет людей тратить. Допустим, я хотел купить телевизор к Новому году, но, если инфляция сохраняется, зачем ждать? Таким образом, деньги продолжают поступать в экономику.

Вопрос: Как Вы считаете, есть ли крупные игроки, которые зарабатывают на кризисе? В каких сферах это удается делать?

Константин Юрченко: Крупный финансово обеспеченный игрок на любом рынке всегда может этим рынком манипулировать. Применительно к нашей стране, я не думаю, что какая-либо из частных или "полугосударственных" компаний зарабатывает много Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU на кризисе, а вот отдельные недобросовестные чиновники – могут. Недаром президент Медведев, обращаясь ко всем чиновникам, говорил, что зарабатывать на кризисе – это кощунственно. "Дыма без огня не бывает", очевидно, что какие-то сигналы у него были.

Если брать сферы бизнеса, которые не потеряли позиций в кризис, то, на мой взгляд, сейчас лучше всех выглядят те игроки, спрос на услуги и товары которых наиболее стабилен и не зависит от кризиса. Например, операторы сотовой связи (но не продавцы). Люди ведь меньше говорить по телефону не стали. Также это то, что связано с продуктами питания – никуда люди не денутся, будут покупать. Плюс, когда у нас в конце осени резко падал курс рубля, естественно, были ожидания насчет того, что он будет падать и дальше, поэтому продавцы импортного оборудования имели возможность в краткосрочном периоде заработать за счет этого. Но их в этом ни в коем случае нельзя обвинить – они просто воспользовались ситуацией, которую рынок им предоставил.

Вопрос: В таком случае, что будет с курсом рубля в ближайшее время?

Константин Юрченко: Очень тесная взаимосвязь есть между курсом рубля и ценой на нефть. Коль скоро нефть дорожает, курс рубля будет укрепляться.

Однако нельзя сказать, что это очень хорошо для нашей экономики, так как, чем крепче рубль, тем дешевле импортные товары относительно наших. А нам нужно активизировать внутренний спрос. Страна находится в такой ловушке, когда нужно, чтобы и рубль был стабильным, но, оказывается, что он нам не нужен, поскольку мы теряем конкурентоспособность. Хотя в целом потенциала для падения курса рубля я не вижу.

Вопрос: А как Вы оцениваете перспективы создания новой мировой валюты?

Константин Юрченко: Это нереально. Никто не будет этого делать хотя бы потому, что для валюты США утрата статуса мировой резервной валюты означает потерю всех позиций страны, завоеванных в мире. Чисто технически возможно создание новой резервной валюты, но для того, чтобы в нее пошли деньги, нужен кредит доверия, а сегодня в мировой экономике нет таких субъектов, которые могли бы что-то сказать, им бы при этом поверили и за ними бы пошли. То есть, силы, способной создать такую валюту, тоже нет. Поэтому доллар будет оставаться ключевой валютой. Евро, как показывает нынешняя ситуация, переживет кризис, но есть долгосрочные прогнозы о том, что евро не сможет сохраниться. Коллективные валюты в мировой экономике оказались мифом. Будущее будет оставаться за моновалютами. Недаром говорят, что в качестве альтернативы доллару нужно рассматривать либо российский рубль, либо китайский юань, либо итальянскую лиру (хотя сегодня ее нет, по понятным причинам). Это должны быть страны с большой экономикой и с хорошим развитием креативного потенциала. На сегодня Китай достаточно беден, Россия нестабильно развивается, и альтернативы доллару нет.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС