20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBWFsd
Услуги на YouDo: http://remont.youdo.com/repair/flat/roughing/price/, быстро и недорого.
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/repair/office/, рекомендуем!
youdo.com


Аналитика все материалы

Предложение, от которого трудно отказаться

На минувшей неделе ФГУП "Рособоронэкспорт" объявил, что намерен сформировать металлургический холдинг под контролем государства на базе ряда ключевых предприятий специальной металлургии. И хотя претенденты на огосударствление при этом официально не называются, на рынке сложилась твердая уверенность, что "Рособоронэкспорт" в первую очередь намерен получить контроль над единственным в России и крупнейшим в мире производителем титановой продукции - Корпорацией "ВСМПО-АВИСМА". Еще в конце прошлого года в СМИ впервые была озвучена информация о том, что глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов предложил совладельцам ВСМПО-АВИСМЫ Владиславу Тетюхину и Вячеславу Брешту (на паритетных началах им принадлежит 60% акций корпорации) выкупить их доли в компании. А накануне стало известно, что мировые авиастроительные гиганты - Boeing и Airbus – рассчитывали на создание совместного предприятия с ВСМПО-АВИСМОЙ, а потому крайне обеспокоены появившимися в СМИ сообщениями о возможной ее национализации.

Новость о намерениях "Рособоронэкспорта" сформировать подконтрольный государству металлургический холдинг рынок воспринял без удивления, напротив даже, как долгожданное подтверждение курса Кремля, взятого на усиление присутствия государства в стратегических, наиболее финансово привлекательных, секторах экономики. Через "Рособоронэкспорт", заявляют эксперты, государство, по сути, обозначило свои позиции по отношению к целому ряду отраслей.

Эксперты уверены, что государство не позволит российскому титановому монополисту провести IPO на западных биржах, запланированное на 2006 год, или ввести в состав акционеров стратегического западного инвестора - такая перспектива попросту уже не актуальна в свете заявления "Рособоронэкспорта". Более того, если в рамках курса, взятого на национализацию крупнейших компаний в стратегических отраслях экономики, будет поставлена такая задача – ВСМПО-АВИСМА окажется в собственности государства. И рынок уже обсуждает возможные сценарии этой сделки. 

Так, эксперт ИК "ФИНАМ" Константин Петоян не исключает, что в случае официального предложения собственники ВСМПО-АВИСМЫ согласятся продать государству свои пакеты, если за них, конечно, будет предложена приемлемая цена: "Вполне может быть, что совладельцы ВСМПО-АВИСМЫ согласятся на сделку. Дело в том, что за последний год положение дел в принадлежащей им компании заметно изменилось. В частности, перспективы IPO, скорее всего, сейчас уже являются

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
неактуальными, это же касается и привлечения стратегических западных инвесторов, - говорит аналитик, - При этом корпорация должна инвестировать средства в развитие, а получить их стало значительно сложнее. Нельзя исключать, что в этих условиях собственники согласятся продать свой пакет, если за него будет предложена приемлемая цена". А Игорь Васильев из ИК "Файненшл Бридж" считает, что государству нет смысла становиться миноритарным акционером ВСМПО-АВИСМЫ, а потому, скорее всего, речь идет о покупке всех 60% акций, ведь таким образом государство получит полный контроль над этим производителем титана.

И что любопытно, несмотря на то, что намерение "Рособоронэкспорта" завладеть контролем над ВСМПО-АВИСМОЙ обсуждается на уровне слухов (ведь официальных заявлений на этот счет не было), рынок уже располагает некоторыми подробностями. Называется даже сумма этой сделки – от менее чем $1 млрд до $1,3 млрд. "Торги акциями ВСМПО-АВИСМЫ были приостановлены решением ФСФР с 13 октября прошлого года (после ареста 74% акций корпорации). Исходя из цены последней сделки -$175 за акцию (3 октября 2005 г ) капитализация компании составляет чуть более $2 млрд. Соответственно, доля Брешта и Тетюхина стоит около $1,2 млрд, - говорит аналитик ИК "Файненшл Бридж" Игорь Васильев, - Однако следует заметить, что в последние дни перед остановкой торгов, стоимость акций компании снизилась до $153,5, что соответствует капитализации в $1,77 млрд. Соответственно, 60% стоит около $1,06 млрд, без учета премии за контроль. После отказа акционеров продать свои пакеты акций за $700 млн, "Рособоронэкспорт" сделал новое предложение - в $1млрд. Однако переговоры о цене еще продолжаются. На наш взгляд, итоговая сумма сделки составит $1-1,3 млрд", - заключил эксперт.

Но в любом случае, $1 млрд за контрольный пакет ВСМПО-АВИСМЫ, отмечает аналитик Банка Москвы Дмитрий Скворцов, "не столь большие деньги, по сравнению с тем, к

доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU
примеру, сколько государство потратило на выкуп "Газпромом" акций "Сибнефти". К тому же "Рособоронэкспорт", скорее всего, обладает средствами, достаточными на покупку титанового монополиста. "Рособоронэкспорт" - достаточно непрозрачная структура, однако, по имеющимся у нас данным, ее ресурсов достаточно для приобретения контрольного пакета ВСМПО-АВИСМЫ", - говорит Константин Петоян из ИК "ФИНАМ". В крайнем случае, "Рособоронэкспорт" всегда может прибегнуть к заемным ресурсам, которые, например, можно получить в государственных банках.

Напомним, неприятности у ВСМПО-АВИСМЫ, а следом и слухи о возможной ее национализации, начались в прошлом году, когда "Ренове", подконтрольной совладельцу ТНК-BP и "СУАЛ-Холдинга" Виктору Вексельбергу, в своем намерении вернуть 13,4-процентный пакет акций титановой корпорации удалось добиться в Арбитражном суде Свердловской области ареста 73,4% ее акций. Вслед за чем, правда, ВСМПО-АВИСМА сравняла счет, заручившись решением Суда Британских Виргинских островов, предписывающим "Ренове" незамедлительно отозвать свои иски. Между тем с проверкой на ВСМПО-АВИСМУ нагрянула Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам Свердловской области, а против березниковского филиала корпорации - АВИСМЫ местным экологом был подан иск в суд. Затем в декабре в офисах АВИСМЫ побывали следователи Генпрокуратуры, по официальной версии, в рамках уголовного дела, связанного с деятельностью МЕНАТЕПа. Однако на рынке всерьез заговорили о том, что за всеми этими напастями, враз обрушившимися на титанового монополиста, стоит "Ренова".

Суть ее замысла вполне созвучна идее создания российского авиастроительного холдинга, который мог бы с успехом конкурировать с нынешними партнерами-потребителями ВСМПО-АВИСМЫ – крупнейшими в мире корпорациями Boeing и Airbus. Последние, заметим, в своей структуре не имеют подобных активов, сегодня ВСМПО-АВИСМА в мировой авиакосмической индустрии для многих компаний является основным, стратегическим поставщиком изделий из титана. Эксперты говорят, что такие смелые планы "Реновы" как нельзя удачно вписываются в общую стратегию "огосударствления" крупнейших российских компаний в ключевых отраслях.

Есть правда и одно "но". Совладельцы ВСМПО-АВИСМЫ Владислав Тетюхин и Вячеслав Брешт не имеют возможности продать свои пакеты акций до тех пор, пока действует трастовое соглашение, о нарушении которого "Ренова" заявляет в суде. "Договор доверительного управления был заключен 4 марта 2004 года между компаниями: FINECROFT LIMITED (офшор Брешта и его супруги), WINFAIR LIMITED (офшор Тетюхина и его семьи) и LAMANE TRADING CORP (офшор "Реновы"). Все три пакета

Документ(2022)|Фото: Фото: Накануне.RU
акций были переданы трастовому управляющему – компании CHRYSSES DEMETRIADES & CO LAW OFFICE. Срок действия траста – 100 лет", - рассказывает представитель ООО "Русатоммет" Владимир Гунич. И вот два любопытных нюанса: во-первых, траст все еще в силе, а во-вторых, "Ренова" в судах добивается своего восстановления в качестве третьего участника траста, чтобы вновь попытаться выкупить пакеты своих партеров. В свою очередь, ни Тетюхин, ни Брешт не имеют возможности продать свои доли кому-то еще до тех пор, пока действует трастовое соглашение. "То есть, с выходом "Реновы" из состава акционеров ВСМПО-АВИСМЫ механизм "русской рулетки" не был реализован до конца, и каждый из оставшихся участников траста может предложить партнеру выкупить его долю -  либо Тетюхин должен выкупить акции Брешта, либо Брешт должен выкупить акции Тетюхина. В таком случае трастовое соглашение будет закрыто, - объясняет Владимир Гунич, - Либо, необходимо аннулировать данный договор доверительного управления, что возможно с письменного соглашения всех его участников. В то и другое верится с трудом, учитывая, что у владельцев ВСМПО-АВИСМЫ есть собственные интересы".

Тем временем "Ренова", заметим, затягивает рассмотрение своего иска в российском арбитраже, а суд при этом уже дважды отказывал ВСМПО-АВИСМЕ в отмене обеспечительных мер – снятии ареста с акций корпорации. В ВСМПО-АВИСМЕ считают, что "Ренова" намеренно затягивает процесс, поскольку решением Верховного Суда Британских Виргинских островов ей предписано незамедлительно отозвать все иски из судов, за исключением Международного коммерческого арбитражного суда в Лондоне, который прописан в трасте как официальное место

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
судебных разбирательств сторон. "Незамедлительно - этот срок для отзыва исков, установленный Верховным Судом Британских Виргинских островов, Lamane уже просрочен, - говорит член Совета директоров ОАО "Корпорация "ВСМПО-АВИСМА" Павел Ризаненко, - Если Lamane продолжит грубое нарушения решения Верховного Суда БВО, следующим шагом будет назначение внешнего управления в Lamane. Внешний управляющий, в свою очередь, будет наделен полномочиями отзывать иски от имени компании. Несмотря на то, что Lamane подает апелляцию, с компании не снимаются обязательства по выполнению решения суда - отзыва исков и снятия неправомерно полученных обеспечительных мер - ареста с акций корпорации ВСМПО-АВИСМА".

Так вот, если вернуться к вопросу возможного перехода ВСМПО-АВИСМЫ под контроль государству, совершенно не обязательно, что "Ренова" с ее прогосударственными планами выиграет суды. Эксперты сомневаются в том, что у "Реновы" есть шансы оспорить итоги "русской рулетки", скорее всего, в "деле ВСМПО-АВИСМЫ" "Ренове" была отведена роль "возмутителя спокойствия".

"Можно предположить, что "Ренова", чувствуя поддержку государства, возможно, даже имея определенные договоренности, начала с совладельцами ВСМПО-АВИСМЫ судебную тяжбу, - говорит аналитик "Банка Москвы" Дмитрий Скворцов, - Не исключено, что уже тогда у государства были планы в отношении ВСМПО-АВИСМЫ. Но не факт, что "Ренова" получит какую-то долю во вновьсозданном холдинге. Возможно, государство просто будет более лояльно относиться к "Ренове", то есть стать возмутителем спокойствия "в деле ВСМПО-АВИСМЫ" "Ренова" могла согласиться с прицелом на будущее".  Так или иначе, но чтобы получить контроль над титановым монополистом, договариваться придется с его основными владельцами.

Но ни Владислав Тетюхин, ни Вячеслав Брешт, похоже, расставаться со своими акциями не спешат. Тетюхин лишь подтвердил "Ведомостям", что с представителями

Фото:
Фото: www.vsmpo.ru
"Рособоронэкспорта", Минпромэнерго и других федеральных ведомств у него были "беседы о возможном более предметном и тесном взаимодействии с государством", а Брешт сообщил, что никаких письменных официальных предложений от госкомпаний о продаже ВСМПО-АВИСМЫ не поступало.

А в интервью RBC daily Брешт оказался более разговорчивым и заявил, что проблему развития российского авиапрома видит не в поставках титанового проката, а в отсутствии проектов новых самолетов, которые могли бы конкурировать с продукцией мировых авиастроительных гигантов - Boeing и Airbus. Даже высказался за партнерство с западными авиакорпорациями в качестве единственного, по его мнению, грамотного пути развития авиации в России.

А вчера и сами представители Boeing и Airbus подтвердили RBC daily, что рассчитывали на создание совместного предприятия с ВСМПО-АВИСМОЙ, а потому новость о намерениях российского правительства национализировать корпорацию стала для них полной неожиданностью.

Эксперты, заметим, уже оценили высказанную Брештом идею партнерства с западными Boeing и Airbus: "Брешта, как опытного управляющего, в принципе, понять можно: если будет создано совместное предприятие с западными авиакорпорациями Boeing и Airbus, капитализация ВСМПО-АВИСМЫ раза в два будет выше. Соответственно, он, как владелец 30% акций этой корпорации, в этом заинтересован, - говорит Дмитрий Скворцов из "Банка Москвы", - Брешт понимает, что если провести IPO компания будет стоить дороже, а если компания будет ориентироваться, напротив, на российских потребителей и будет усилен государственный контроль – стоить компания будет меньше. Так вот, с этой точки зрения Брешт всегда хотел выводить компанию на Запад. С другой стороны, Брешт и Тетюхин понимают, что ВСМПО-АВИСМА – стратегическое предприятие и не считаться с интересами государства нельзя. Дадут им делать то, что они хотят, – хорошо, нет – значит надо играть по правилам государства".  Впрочем, тому, кто даже отчасти знаком с историей этого титанового монополиста, хорошо известно, что именно Брешт всегда выступал за сохранение рыночного принципа управления ВСМПО-АВИСМОЙ. Ему принадлежит идея размещения части акций корпорации на западных фондовых биржах и, как выяснилось, проект создания совместного предприятия с Boeing или Airbus.

А вот идею партнерства с государством высказал Тетюхин еще в начале прошлого года, причем во время обострения отношений со своим партнером. Тетюхин заявил тогда о возможной передаче государству "золотой акции" – то есть права решающего голоса при принятии стратегических решений. И в сентябре прошлого года во время визита в Пермскую область главы российского правительства Михаила Фрадкова именно Тетюхин добивался приезда премьера на АВИСМУ, он же встречал и сопровождал его по комбинату. Впрочем, обсуждалась ли тогда всерьез идея "золотой акции", до сих пор не известно. Однако источники, близкие к ВСМПО-АВИСМЕ, утверждают, что Тетюхин всегда выступал и выступает за больший контроль государства над отраслью, стратегической промышленностью в целом.

Таким образом, в этом непростом тандеме роли "прозападника" и "прогосударственника" четко разделены. Однако, вне сомнений, управляя крупнейшим в мире и единственным в России производителем титановой продукции, Брешт и Тетюхин понимают, что не считаться с интересами государства нельзя. И если государство всерьез заинтересовано установить контроль над этой стратегической отраслью, ему, похоже, следует поторопиться с официальным предложением - ведь сейчас условия для торга как нельзя удачны. Но может статься и так, что в скором времени "Ренова", которая подхватила и активно раскручивала идею национализации титанового монополиста, проиграет суды. Будем следить за событиями...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС