29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBZfor
Объявление: http://remont.youdo.com/building/roofing/montazh/stoimost/, недорого.
Ремонт стальной ванны на http://remont.youdo.com/plumbers/bath/restoration/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Марина Вшивцева - о бизнесе, его социальных инициативах и ментальности

В Екатеринбурге в ближайшее время состоится подведение итогов  "Премии за социальные и культурные инициативы бизнеса".  И хотя эта премия будет вручаться только второй раз, в деловых кругах о ней уже хорошо знают.  В составе жюри, которое определяет лучших из лучших, известные персоны Екатеринбурга - ректор Архитектурно-художественной академии Александр Стариков, политолог Елена Дьякова, директор Свердловской филармонии Александр Колотурский, режиссер Алексей Федорченко.  В чем уникальность этой премии? Что всё-таки заставляет бизнесменов участвовать в благотворительности? Как государство направляет  бизнес на социальную ответственность? Об этом в интервью Накануне.RU рассказала руководитель Уральского филиала Института корпоративного развития Марина Вшивцева.

Вопрос: Марина Николаевна, расскажите, пожалуйста, несколько слов о премии за социальные и культурные инициативы бизнеса. Насколько она содействует развитию социального партнерства и повышению качества реализуемых социокультурных проектов?

Марина Вшивцева: Интересно, но мы даже сами не ожидали, что предложение наших партнёров некоммерческого сектора по поводу проведения премии окажется настолько интересным для понимания ситуации здесь у нас, на Урале. Ведь какой-то такой систематизированной информации ни со стороны официальных источников, ни со стороны сайтов, которые занимаются освещением благотворительности (потому что такие порталы только-только начинают появляться), нет. То есть подробных данных по формированию источников благотворительных программ на территории Свердловской области, по сути, не существует. Так что для того, чтобы представить картину, нужно скрупулезно собирать информацию из разных источников, а после этого её проверять-перепроверять.

Поэтому когда к нам вышли представители некоммерческого сектора, а это организация "АртинПро", которая у нас занимается проектами в сфере публичного искусства, то мы с радостью занялись этим проектом. В текущем году к этому  присоединился фонд "Аистёнок". И вот такая рабочая группа начинает потихоньку формироваться. Поэтому и мы как некоммерческая структура (как это ни странно, мы тоже являемся автономной некоммерческой организацией, хотя наши учредители и организаторы - предприятия ГК "Ренова"), заинтересованы в профессиональном подходе к этой теме.

Что же даёт профессиональный подход? Да хотя бы то, что, по сути дела, премии становятся маркетинговым инструментом, который даёт достаточно хорошую информацию о проектных программах, которые осуществляет бизнес. Кроме того, они являются определённым направлением в сфере социальных инвестиций (не побоюсь этого слова, потому что задача мероприятия, в том числе понять, насколько эти расходы являются эффективными для компании). Как раз набор этих интересных проектных форм премия и дала в прошлом году.

ФотоПри анализе материалов жюри себя не ограничивает количественными показателями, они становятся малоинформативны. А насколько они интересны или не интересны, стоит рассматривать при сборе дальнейшей информации. С какой целью были сделаны эти расходы? Какая задача ставилась? Какова обратная связь? То есть мы приходим к проектной форме. С этой точки зрения, премия прошлого года (дискуссия в её рамках) показала, что общество созрело до реального профессионального обсуждения этой темы. Показала, что предприятия не только большие, но и средние, а также малые в своей профессиональной деятельности этим вопросом занимаются очень плодотворно.

Потому что, во-первых, достаточно большое количество проектов в этой сфере, а во-вторых, просто количество денег, которое направлено в сферу благотворительности, становится соизмеримым с какими-то масштабными проектами. Даже по прошлому году, судите сами, сумма благотворительности (это опять же из открытых источников) – 10 млрд рублей на фоне общего бюджета Свердловской области в 120 млрд рублей. То есть это уже цифра, которая сопоставима с какими-то расходами.

Цифра достаточно большая и поэтому следующий вопрос, который стоит на повестке  – пожертвования или социальные инвестиции. Поэтому сегодня в рамках укрепления логики корпоративного укрепления рассматривается вариант социальных инвестиций. То есть мы сегодня должны задумываться прежде всего о процессе корпоративности управления. Хотя мы это понятие внедрили в сознание 10 лет назад,  по большому счёту только сегодня можем говорить о том, что такое эффективность корпоративного управления. 

Вопрос: В этом году премия за социальные и культурные инициативы бизнеса проводится уже второй раз. То есть уже можно подвести какие-то итоги. Расскажите, пожалуйста, о реакции со стороны бизнеса.

Марина Вшивцева: Если говорить по прошлому году, то наша рабочая группа – организаторы и партнёры (представители наших крупных организаций и банков на территории области) - прежде всего хотела понять и оценить направление этих социальных вложений, поэтому номинации были такого типа: "Благотворительность", "Спонсорский проект", "Культурный проект". Таким образом распределилась тема, потому что благотворительность – это безусловные платежи - пожертвования, спонсорство – это уже больше относится к маркетинговому ходу, хотя и в социальной сфере, ну, и культурные проекты – здесь мы оценивали креативность позиций бизнеса в использовании институтов культуры. Поскольку мы понимаем, что культурные коммуникации являются самым действенным инструментом для воспроизводства и передачи ценностных ориентиров, то с этой точки зрения степень взаимодействия показывает, насколько активная часть нашего общества, прежде всего бизнес, вообще заинтересована в донесении до своих целевых групп ценностных установок.

В этом году 39 заявителей представили около 50 проектов. Достаточно существенные проекты в номинации "Благотворительность" и "Спонсорство". Культурные проекты тоже интересно представлены, однако институты культуры в них практически не задействованы. В лучшем случае – съём помещения театра, приглашение труппы на какие-то мероприятия. Но совместных проектов, например, фестиваля детского творчества, фестиваля оперного искусства, не было. Может, это и проходит, но опять же на премию этого выдвинуто не было.

Кстати, наши эксперты (у нас достаточно значительный список экспертов, это менеджеры, а также люди из культурной и образовательной среды), посоветовали нам посмотреть инструментарий, связанный именно с формой благотворительности. Понимаете, можно просто деньги в детский дом перечислить, а можно взять и со своими сотрудниками разобрать детей на выходные или, например, устроить для них какой-то праздник, то есть проявить своё личное участие.

доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU Вообще, в данном формате можно говорить об эффективности и о качестве создаваемого общественного блага. Потому что в любом случае все социальные инвестиции направлены именно на увеличение этого социального блага. Мировой опыт говорит, что применение социального маркетинга в маркетинговых коммуникациях даёт ощутимый прирост продаж вплоть до 15-20 % - на социальную рекламу, на социальные маркетинговые коммуникации начинает накладываться этот результат. Кстати, в этом направлении работает очень много банков – это опять же западный опыт. У нас только-только все это начинает развиваться.

Хочу отметить, что готовясь к этому мероприятию, увидели, что активного волонтёрства практически нет. То есть заявок по этой теме много, но выбрать из них реально тему активного волонтёрства не получилось. Это максимум три- четыре примера.

Очень интересной у нас получилась третья номинация, связанная с участием НКО во взаимодействии с бизнесом и в целом в социальной сфере. То есть мы для себя начинаем понимать, что роль НКО становится одной из ключевых в этом вопросе.
Специализированные НКО на конкретном сегменте социальной сферы становится держателем уникальной компетенции. Поясню: либо внутри предприятия создаётся подразделение, которое обеспечивает вложение средств и обратную связь по реализации того или иного проекта, либо в качестве партнёра выбирается одна из специализированных НКО, которая этим вопросом профессионально занимается, обеспечивая обратную связь. Для бизнеса, естественно, второй вариант намного упрощает жизнь и намного поднимает планку эффективного присутствия. Потому что непрофильная компетенция абсолютно очевидна.

Вопрос: Чем отличается ваша премия от остальных - и федеральных, и региональных. Как она выглядит на их фоне?

Марина Вшивцева: Премия за социальные и культурные инициативы бизнеса уникальна - в прошлом году это отметили все наши эксперты. Ведь здесь уже НКО попробовали оценить усилия бизнеса в этой сфере. Обычно либо власть, либо бизнес оценивают НКО и выбирают из них более интересные проекты. И на основании этого отбора НКО имеют возможность грантовые фонды  более успешно продвигать.

Вопрос: В последнее время стало модно заниматься благотворительностью. Помимо пиара компании получают и налоговые преимущества. Как Вы считаете, они всё-таки занимаются ради этого или социальная ответственность бизнеса для большинства предприятий по-настоящему важна?

Марина Вшивцева: Устойчивость. Здесь ключевое слово - устойчивость. То есть сегодня бизнес заинтересован в своём прогнозируемом устойчивом развитии, а это не может происходить без устойчивости внешней среды. Давайте возьмём конкретный пример. Сегодня стало очевидным, что основная проблема бизнеса – это кадры (даже не инвестиции, потому что с этим уже давно все научились работать и привлекать их). Вопрос кадров сейчас практически для каждого бизнесмена становится основной головной болью. Соответственно, превентивное решение этой проблемы заключается в том, что внутри компании эту проблему решить невозможно – как ни крути, нужно выходить в сферу образования. И, как выясняется, выходить в сферу высшего билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU образования или общего профессионального – недостаточно. Нужно начать с уровня профориентации, то есть чуть ли не с детского сада. Особенно это касается предприятий, которые являются градообразующими. Потому что мы прекрасно понимаем, какое во всех сферах происходит "старение" основного коллектива. И надо решать, каким образом восполнять этот потенциал, и какие условия нужно создавать, чтобы те рабочие, которые у нас есть, никуда не уходили. Понимаете, сотрудников удерживает на работе не только зарплата. Если даже платить высокую зарплату, но не создавать социальную среду, то удержать нужный, грамотный, компетентный персонал практически невозможно.

Вопрос: Марина Николаевна, как Вы считаете, большие серьезные корпорации должны брать на себя социальные программы государственного уровня? И что-то должны получать взамен?

Марина Вшивцева: В своё время, лет десять назад, у нас стартовала выставка вооружения, которую вскладчину делали всей областью. Я в то время работала совершенно в другом месте. Наша компания была связана своим бизнес-процессом с военно-промышленным комплексом. Так вот, сначала для нас участие в организации этой экспозиции шло просто по линии благотворительности. Затем, как оказалось, стало выгодным вложением денег, потому что эта выставка оживила рыночные отношения. Все участники этого процесса так или иначе увеличили свою прибыль за счёт этого оживления. Это позитивно в общем плане.

А так, когда ждать конкретной отдачи, типа, почистили пруд – получили землеотвод? Хотя, конечно, в масштабах общества нельзя исключать такие подходы. Но на самом деле все это – не корпоративная социальная ответственность, потому что этот процесс никакого отношения к социальным инвестициям не имеет. Конечно же, если все разбирать по отдельности: пруд надо чистить, а участок, который вдруг "отвалился" в результате этих преференций, дал прибавку к бизнесу. Но вот связывать напрямую – не задача корпоративной социальной ответственности.

Вопрос: Во всем мире для формирования социальной ответственности бизнеса есть специальные законы. Так, в Америке налоги можно платить, грубо говоря, не в налоговые органы, а в конкретный детский дом или больницу. У нас какие-то подобные программы существуют? Какие, на ваш взгляд, есть пробелы в законодательстве, если говорить о благотворительности и меценатстве? И как можно решить?

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Марина Вшивцева: Да, у нас этого нет, хотя раньше была предоставлена такая возможность, например, платили напрямую учреждениям спорта. В местные налоги можно было засчитывать в том числе и платежи в спортклубы. Но так получилось, что сейчас практически никаких налоговых льгот нет. Но мы очень надеемся на федеральный закон об эндаументе, который был принят в конце декабря. В нем говорится о послаблении налогового характера, то есть о порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями. Грубо говоря, предприятие может создать благотворительный фонд, туда перечислять часть своих доходов. Эндаумент, в свою очередь, должен создать благотворительный фонд, физический объём денег отдать в управление УК, и уже доходы от управления не облагаются налогами и отправляются на целевые программы. Но опять же, какой уровень целевого капитала должен быть, чтобы направлять на целевые программы достойные суммы? Получается, сам по себе эндаумент должен быть достаточно большой – меньше 50 млрд рублей просто работать не будет (если учесть, что сейчас базовая доходность на рынках порядка 20%). Хочу напомнить, что наш Президент Владимир Путин, не так давно ведя заседание в Общественной палате РФ, поднимал эти вопросы, в принципе. Так что Правительство РФ сейчас озабочено проблемой, связанной со стимулированием бизнесменов.

Вопрос: Марина Николаевна, странная ситуация получается: предприниматели вкладывают в социалку, а по опросам ВЦИОМа, 65% людей считает бизнес паразитом.

Фото: Накануне.ruМарина Вшивцева: Потому что невозможно за 15 лет поменять ментальность. Это как раз задача бизнеса, власти и продвинутых НКО, которые понимают необходимость партнёрства. Понимаете, бизнес – это единственная инфраструктура, которая создаёт добавленную стоимость. А все остальное является ее перераспределением и эффективным (или неэффективным) регулятором этого перераспределения. И поэтому при продвижении предпринимательской инициативы есть задача популяризации этого направления. И не только бизнес должен бегать и кричать вокруг социума: "Я хороший, я хороший, посмотрите на меня!". Это общая задача. Потому что в любом случае в рамках макроэкономики это фактор экономического роста.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС