24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

В Челябинске научные разработки выращивают, как цыплят - в инкубаторе

Отечественную науку то и дело упрекают в неспособности "влиться" в рынок. Но вот парадокс. Ученые вынуждены "работать в стол", потому что внедрить ту или иную разработку в производство крайне сложно. Вопрос, как всегда, упирается в отсутствие финансирования - до того, как разработка найдет свое применение, она должна пройти экспериментальные испытания. Деньги необходимы на создание стендов и опытных образцов - иначе, как привлечь внимание инвестора?

Кстати, первый вопрос, который накануне в прямом эфире задали российскому президенту томские студенты, касался именно этой проблемы. Владимир Путин рассказал, что с января в России начнется создание внедренческих зон (правда, с чем их едят, пока не ясно), а тем ВУЗам, которые ориентированы на развитие инновационных проектов, будут дополнительно выделены средства на приобретение лабораторного оборудования, внедрение новых учебных программ. Одним из немногих ВУЗов, которые продвигают научные разработки на рынок, является Южноуральский государственный университет (ЮУрГУ). С этой целью при ЮУрГУ создан инновационный инкубатор, где проекты выращивают, как цыплят. О конкретных проектах и создании инновационного университета в интервью Накануне.RU рассказал доцент кафедры автоматизации механосборочного производства механико-технологического факультета, начальник управления научных исследований ЮУрГУ Виктор Федоров .

Вопрос: Виктор Борисович, расскажите, что такое инновационный инкубатор, когда и с какой целью он был создан?

Виктор Федоров: Инновационный инкубатор Южноуральского госуниверситета был создан по инициативе правительства Челябинской области и руководства ЮУрГУ в 2003 году летом. В задачи инкубатора входит отбор, экспертиза и обработка инновационных проектов. Этим занимаются несколько человек, преимущественно, научные сотрудники университета. Мы выслушиваем идеи, с которыми люди приходят к нам, и помогаем им изложить эти идеи в виде инновационного предложения. Далее мы обсуждаем тот или иной проект с потенциальными инвесторами, которые заинтересованы в его развитии до уровня технологии. Либо, если проект перспективный, мы сами помогаем автору перевести его в разряд научно-исследовательской работы, опытно-конструкторской разработки с тем, чтобы уже можно было участвовать в разного рода выставках и инновационных конкурсах.

Вопрос: Что мешает ученому самостоятельно представлять на выставках свою разработку?

Виктор Федоров: Участие в выставке или семинаре требует информационного сопровождения и серьезных материальных затрат. Мы же консолидируем несколько проектов, объединяем их по тематическому принципу, и имеем возможность существенно экономить. Кроме того, представленные в связке проекты вызывают больший интерес. Такой сценарий был реализован в прошлом году на первом Евроазиатском форуме инвестиций и инноваций, который проходил в Екатеринбурге. Мы выставили несколько наших инвестиционных проектов и даже завоевали "золотую" и "серебряную" медали. 

Вопрос: Как оценивается перспективность того или иного проекта?  

Виктор Федоров: Проводится специальная экспертиза. Материалы рассматривает группа квалифицированных специалистов - среди них, безусловно, есть экономист и специалист, который знаком с особенностями рынка. Пока мы обходимся силами ЮУрГУ. Но участие в обсуждении и оценке проекта может принять инвестор.

Вопрос: Как осуществляется взаимодействие с потенциальными инвесторами?

Виктор Федоров: Пока все не так просто. Мы бываем на семинарах, конференциях, но, к сожалению, там присутствуют тоже инноваторы. Взаимодействие с инвесторами, в основном, построено на личных связях. Мы пытаемся выйти на те организации, которые интересуются инновационной деятельностью. Крупные предприятия пока интерес к инновациям не проявляют. Понимаете, крупный бизнес настроен на продвижение собственной продукции, а инновации для них могут быть интересны лишь в плане модернизации технологического процесса.  

Вопрос: Возникает закономерный вопрос - откуда деньги?

Виктор Федоров : На первоначальном этапе поддержку оказали областные власти: первые несколько проектов, их экспертиза и продвижение были профинансированы из областного бюджета. Сейчас в качестве инвестора выступает "Фонд развития малых форм предприятий в научно-технической области", "Фонд Бортника" он иначе называется. Учредителем этого фонда является Минпромэнерго РФ. Несколько проектов, которые мы отобрали, развиваются в рамках одной из программ фонда – программы "Старт".

В качестве примера можно привести систему эффективного управления электроприводом нефтяного насоса, которая была разработана под руководством профессора ЮУрГУ Воронина. Ее использование позволяет повысить производительность старой нефтяной скважины. В Татарстане, Башкирии, Самарской области основная часть нефтепромыслов именно старые. Инвестор вложил деньги в развитие этой технологии, и уже около месяца она проходит испытание на нефтяной скважине.    

Вопрос: Сотрудничаете ли вы в плане создания и внедрения инновационных разработок с другими ВУЗами?

Виктор Федоров: У нас установились неплохие связи с челябинской Медакадемией: технологии по сбору и обработке данных, микроэлектронике, программированию, инженерингу, которыми располагает ЮУрГУ, в сочетании с передовыми медицинскими методиками дают неплохие результаты. Уже есть интересные наработки. Например, в стадии разработки находится проект мобильного кардиографического монитора, который способен в режиме реального времени передавать диагностические данные в центр обработки информации и принимать рекомендации по обратной линии. Поясню. Если мы хотим, получить сведения о динамике состояния сердечно-сосудистой системы, то мы должны проводить не разовые исследования, а фиксировать изменения в течение дня. Пациенту на время выдается прибор в виде коробочки, которая крепится на поясе. Вся информация записывается и анализируется в конце дня. Наш прибор значительно меньше – размером с наручные часы. Во-вторых, он более четко и полно считывает информацию, что позволяет заранее прогнозировать развитие болезни. И третий момент – возможность передачи информации в режиме on-line.

Вопрос: Какие еще проекты находятся в стадии разработки?

Виктор Федоров: Мы разрабатываем прибор - альтернативу импортным слуховым аппаратам. Его отличает высокая эффективность обработки акустической информации и в то же время относительная дешевизна. Если производить слуховые препараты в России на совместном предприятии, они будут более доступными по цене. Также мы готовим проект прибора для очищения нефти от серы. В Челябинске есть училище военных штурманов, с ним мы очень плотно работаем по авиационной тематике – в части создания беспилотных летательных аппаратов, например.

Вопрос: Возможно, есть смысл создать некий межвузовский инновационный инкубатор?

Виктор Федоров: Безусловно, это одна из наших программ. ЮУрГУ входит в консорциум шести передовых ВУЗов страны, совместно с ними мы ведем работу над концепцией создания инновационного университета. Мы предлагаем проект создания межвузовской сети, это будет открытый проект, к которому могут присоединиться и другие ВУЗы. Но на практике это, скорее, будет некое региональное объединение.

Вопрос: Насколько распространено создание подобного рода инкубаторов для продвижения инновационных разработок?

Виктор Федоров: Схожие проекты, конечно, есть, правда, называются везде они по-разному. Те же самые технопарки. В Казани, например, создан национальный технопарк. В Нижнем Новгороде на базе госуниверситета тоже создан технопарк. Что касается уральского региона, то на базе УГТУ-УПИ работает Центр трансфера технологий. У нас связи с этим центром достаточно плотные – пока методического плана. Процесс внедрения и продвижения инноваций для России новый. Вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, в нашей стране плохо решены, в том числе вопрос ее защиты. Пока законодательство не будет усовершенствовано и не накопится определенный опыт работы, процесс инновационного взаимодействия будет непростым.  

Вопрос: Как Вы сами оцениваете итоги двухлетней деятельности инкубатора?

Виктор Федоров: Безусловно, прогресс есть. Во-первых, мы сами накопили уже кой-какой опыт. Кроме того, те же инвесторы, которые года 1,5 назад скептически относились к инкубатору, сейчас уже с интересом присматриваются к этому процессу. Но критическая масса еще не набрана, еще нет достаточного количества реализованных проектов, о которых можно говорить в полный голос. Серьезные результаты с хорошим коммерческим выходом будут через 1,5-2 года.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС