Главред "Яндекса": Интернет-реклама уже теснит некоторые сегменты рынка
В 2006 году контекстная реклама в Рунете впервые обогнала медийную не только по темпам роста, но и по абсолютному значению. Рынок Интернет-рекламы в целом преодолел рубеж в $200 млн. И, как говорят эксперты, это только цветочки. Урожай "ягодок" аналитики ждут как раз в 2007 году.
О темпах роста рекламы, о том, кто больше всего размещает рекламу в Интернете, о новых проектах и расширении рекламной сети, об электронных СМИ и о том, чего нельзя найти в Яндексе в интервью Накануне.RU рассказала главный редактор сайта "Яndex" Елена Колмановская.
Вопрос: Согласно информации, размещенной на вашем сайте, более 80% продаж в прошлом году составила контекстная реклама. Можно ли предположить, что в нынешнем году эта доля увеличится? Возможна ли ситуация, когда Яндекс и вовсе уйдет от баннерной рекламы?
Елена Колмановсвкая: На всякий случай хочу уточнить терминологию. Мы делим рекламу не на баннерную и текстовую, а на медийную и контекстную. Задача медийной рекламы - широкое вещание, привлечение внимания пользователя вне зависимости от того, чем он в данный момент интересуется, то есть отвлечение его от текущего дела. Типичный пример - телевизионная реклама, когда посреди захватывающего детектива вам начинают рассказывать про прокладки и соки. Контекстная реклама находится "в контексте" сиюминутных интересов пользователя.
| Мы различаем два вида контекстной рекламы: поисковую и тематическую. Самая эффективная (и самая интернетовская, то есть не существующая в других медиа) реклама - поисковая. Человек собственноручно в поисковой строке указал, чем он в данный момент интересуется, и ему показали рекламу именно про это. Такая реклама не только не раздражает пользователя, но часто является ценным дополнением к результатам поиска. А если уже пользователя настолько заинтересовало предложение, что он по нему перешел на сайт, то рекламодатель с большой вероятностью получил заинтересованного потребителя своего товара или услуги. Тематическая реклама показывается на странице сайта при соответствии тематики рекламных материалов содержанию страницы. Этот способ имеет внеинтернетовский аналог - когда, например, в журнале реклама конкретного мобильного телефона размещается рядом со статьей про мобильники. |
Логика та же - человек, который прямо сейчас интересуется мобильниками, с большей вероятностью захочет опробовать новую модель.
Заниматься предсказаниями - дело, скорее, аналитиков, чем игроков рынка. Мы думаем, что доля контекстной рекламы не уменьшится, а ее относительный рост будет зависеть от активности агентств, продвигающих медийную рекламу. Медийная и контекстная реклама решают разные задачи рекламодателя. Медийная - скорее имиджевая, это брендинг. Контекстная - скорее продающая, больше ориентированная на малый и средний бизнес. Таким образом в обозримой перспективе место будет для обоих видов рекламы.
Яндекс относится к медийной рекламе очень осторожно. Мы считаем, что реклама не имеет права мешать человеку совершить то действие, за которым он пришел на сайт, будь то поиск, отправка письма или чтение информации.
| Вся реклама на Яндексе живет в строго отведенных местах, не имеет права вылезать за их границы, и поведение ее должно быть предсказуемым - у нас вы никогда не увидите назойливых окошек, ползающих за мышкой или за прокруткой страницы, или рекламы, которая распахивается при наведении мышки. |
Вопрос: Какие компании чаще и больше всего размещают баннерную рекламу? Какова доля FMCG-компаний? Существует ли тенденция к увеличению доли рекламы этих компаний как в Яндексе, так и в Рунете в целом?
Для справки: FMCG – (англ. fast moving customer goods) – товары массового спроса. К FMCG можно отнести практически весь ассортимент типового супермаркета: продукты, питания, косметика и средства гигиены, средства по уходу за домом, бытовая химия и т.д.
Елена Колмановская: В вашем вопросе уже практически содержится ответ. Баннерную рекламу чаще всего размещают именно FMCG-компании. от "Coca-cola" и "Volvo" до МТС и "Билайн". Как я уже говорила, это брендинг - первую страницу Яндекса ежедневно посещает почти 4 млн человек. А соцдем аудитории интернета смещен относительно всей страны в пользу более молодых, образованных и состоятельных, то есть лакомый кусок для FMCG.
| Доля рекламы растет. В 2005 году интернет-реклама составляла 2% общего рекламного рынка России, в 2006 - уже три. И это при том, что сам рекламный рынок вырос примерно на 30% (по данным АКАР - ассоциации коммуникационных агентств России). |
Вопрос: Планирует ли Яндекс в нынешнем году запустить какие-то новые проекты или новые продукты? Если да, то на кого они будут ориентированы?
Елена Колмановская: Конечно, планирует, как же без этого! Ориентированы они будут как всегда - на массовую русскоязычную аудиторию.
Вопрос: Планирует ли ваша компания расширение рекламной сети?
Елена Колмановская: Да, конечно. Например, в сентябре 2006 года мы открыли сеть для вступления небольших сайтов, и они к нам продолжают идти большим потоком.
Вопрос: Сейчас все большую популярность набирают информационные электронные СМИ. Насколько популярен раздел "Яндекс. Новости"? Растет ли его посещаемость?
Елена Колмановская: "Яндекс.Новости" входят в пятерку самых посещаемых проектов Яндекса. При этом их посещаемость существенно зависит от того, что в мире происходит. Если все спокойно, людям достаточно кинуть взгляд на заголовки на первой странице и спокойно заниматься другими делами. Если вдруг произошло что-то важное, люди хотят узнать подробности.
| Стоит еще отметить, что мы считаем "Яндекс.Новости" информационным, а не развлекательным продуктом, и всячески понижаем уровень "желтизны" - понимая, что теряем на этом часть трафика. |
Вопрос: По отношению ко всему рекламному рынку доля интернет-рекламы в России продолжает оставаться сравнительно небольшой, однако, по словам специалистов, этот сектор показывает самый быстрый рост. Может ли в обозримом будущем интернет-реклама потеснить традиционные виды рекламы? От каких факторов это будет зависеть?
Елена Колманоская: Судя по отчетам АКАР, Интернет уже теснит некоторые сегменты рекламного рынка, такие, как рекламные издания. Но, как показывает история возникновения других медиа, новый вид рекламы обычно не убивает старый, а становится частью медиа-микса.
Вопрос: "Яндекс - найдется все!" - таков слоган вашей компании. Действительно ли все можно найти в Яндексе?
Елена Колмановская: В Яндексе можно найти все, что есть в нашем Интернете. Чего нет - того нельзя. При этом мы активно работаем над тем, чтобы в Интернете появлялась та информация, которой раньше не было. Например, открыли программу по цифрованию словарей, сделали карту и индикатор пробок и т.д. Вопрос: Бывают ли ситуации, когда спрос на рекламу превышает предложение? В таких случаях как долго клиенту приходится ждать в очереди?
Елена Колмановская: В контекстной рекламе у нас действует аукционный принцип. Так что очереди не бывает. Просто, в зависимости от выбранной стратегии, кто-то показывается выше, кто-то - ниже, кто-то - чаще, кто-то - реже. Кроме того, поскольку ключевые слова для показа выбирает рекламодатель, у него всегда есть возможность отказаться от слишком "дорогого" слова и выбрать другой контекст, менее заполненный.
| В медийной рекламе такая ситуация бывает, но там, как правило, размещение бронируется сильно заранее, и, если оказывается, что площадка занята, есть время на перестройку рекламной кампании. |
Вопрос: Как долго рынок интернет-рекламы будет продолжать расти?
Елена Колмановская: Опять же, мы не пророки, но думаем, что интернет-реклама должна дорасти, как минимум, до 10% общего рекламного рынка.
Вопрос: Возможно ли в Рунете появление крупных поисковиков, которые составили бы конкуренцию Яндексу и другим крупнейшим поисковым системам?
Елена Колмановская: Возможно ли появление компании безалкогольных напитков, которые составят конкуренцию "Кока-коле"? Возможно ли появление новой кредитной карточки, которая составит конкуренцию уже имеющимся?
| Да, конечно, теоретически возможно. Практически - трудно. Новый поисковик должен дать людям какое-то новое качество поиска. Причем сделать это раньше, чем "старые" поисковики, которые постоянно над этим работают. |
Вопрос: Сколько человек в команде Яндекса было на стадии рождения компании, и сколько человек работает в ней сейчас?
Елена Колмановская: В 1997 году, когда появился сайт www.yandex.ru, в команде Яндекса было человек десять. Сейчас в компании "Яндекс" работает более 500 сотрудников.
Самозанятым таксистам предложили дать субсидии на покупку локализованных машин
Летать в России станет еще дороже
Креатив Госдумы так и прет: про букмекеров и депутатов
Вот это "Вызов"