25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Экономика В России

Медведев подписывается под распродажей страны оптом и в розницу

Владислав Жуковский о проекте "Приватизация 3.0"

Председатель правительства России Дмитрий Медведев делает очередные знаковые заявления, в которых, по сути дела, открыто признался в приверженности властей курсу на распродажу отечественной экономики и наиболее лакомых активов госсобственности оптом и в розницу. Насколько можно судить, премьер России, олицетворяющий собой клан идейных наследников "младореформаторов" и являющийся выразителем идей приближенных к власти "рыночных фундаменталистов", осознанно или неосознанно, но намерен продолжить политику по сдаче финансово-экономического суверенитета России.

Насколько можно судить, глава правительства озвучил вслух мысли и планы именно той части российской властной вертикали, которая по-прежнему искренне верит в то, что государство призвано служить интересам глобального бизнеса, а не своему собственному населению. А любая попытка созидательного государственного вмешательства в экономику и, шире, в общественную жизнь в целом с целью исправления рыночных дисбалансов и создания стимулов для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и наукоёмкой промышленности, определяющей место страны в системе международного разделения труда, рассматривается "либеральными сектантами" как проявление "экономического сатанизма".

Нынешние действия правительства по распродаже государственных долей в крупнейших стратегически значимых предприятиях и банках укладывается в общую линию с решениями по разрушению единой энергосистемы ("реформа" РАО ЕЭС), приватизации и легитимизации произвола в ЖКХ, разрушению вооружённых сил и внутренних войск, приватизации бюджетной сферы (поправки в ФЗ-83), дебилизации населения (введение ЕГЭ и образовательного стандарта) и т.д.

Судя по всему, российские либералы, готовы запустить проект "Приватизация 3.0". Напомним, что первые два проекта (ваучерная приватизация и кредитно-залоговые аукционы) носили откровенно криминальный и незаконный характер, реализовывались с масштабным нарушением действующего законодательства, а также вопреки интересам самого государства и 85-90% населения страны.

В этом плане крайне знаковым и важным для обсуждения стало заявление Дмитрия Медведева, сделанное им 16 октября текущего года на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). Прежде всего, нужно отметить, что КСИИ является рупором идей и весьма действенным инструментом продвижения интересов глобального управляющего класса, представленного крупнейшими транснациональными корпорациями, ИТ-монополиями, международными банками и политическим истеблишментом экономически развитых стран. Любое заявление в рамках КСИИ следует рассматривать как своеобразный сигнал или обещание правящих властей в адрес глобального бизнеса.

При этом отличие между раздачей предвыборных обещаний рядовым гражданам России и обещаниями в адрес руководства крупнейших транснациональных корпораций и международных банков носит качественный характер. Если созидательные предвыборные обещания и благие намерения правящих властей (начиная от "модернизации" и "инноваций" и заканчивая "реиндустриализацией") в адрес населения страны можно смело воспринимать в качестве ничего не стоящих эвфемизмов, то обещания в адрес транснационального капитала придётся выполнять.

Возврат к риторике Чубайса и Гайдара

По сути дела, глава правительства в лучших традициях перестроечно-приватизационного угара первой половины 1990-х годов открыто признал, что никакого экономического смысла продвигаемая либеральным кланом правительства приватизация стратегически значимых предприятий в себе не несёт. Она в принципе не нацелена на увеличение бюджетных доходов государства и не связана с решением задачи повышения стабильности системы государственных финансов.

Премьер-министр настолько ясно и недвусмысленно об этом сказал, что имеет смысл привести его высказывание целиком: "В наших планах продажа акций ряда предприятий, крупных, значимых, часть из них уже за последние несколько месяцев была продана. Приватизация должна работать на повышение эффективности соответствующих компаний. Вчера на встрече с форумом "Давос–Россия" (часть присутствующих на нём были) я говорил о значении приватизации. Ещё раз хотел бы это акцентировать: смысл приватизации не в пополнении бюджета, или, во всяком случае, не самая главная задача – пополнение бюджета. Смысл в ценностях и векторе развития российской экономики".

Аналогичные по сути заявления себе позволяли инициаторы первых двух волн антинародной приватизации. Спустя несколько лет после реализации программы по беспрецедентной незаконной передаче государственного имущества в руки олигархов Чубайс, Гайдар, Ясин и прочие либералы открыто заявляли, что приватизация носила идеологический характер. И была нацелена на создание крупного частно-олигархического капитала, способного поддержать режим Ельцина в его борьбе с коммунистами и патриотическими силами.

Если в первой половине 1990-х годов в самый разгар масштабной и незаконной передачи стратегически значимых предприятий в руки приближенной к компрадорской власти узкой группы лиц раздавались голоса про необходимость пополнения бюджета, то уже в конце 1997 года "прорабы перестройки" и "либеральные фундаменталисты" открыто заявляли, что приватизация носила неэкономический характер.

Открыто это признал в самом начале 2000-х годов главный идеолог грабительской "приватизации" Анатолий Чубайс, который после прихода к власти Путина в интервью под камеру заявил, что незаконная приватизация крупнейших промышленных и инфраструктурных предприятий, большая часть которых являлась монополистом на мировом или российской рынке товаров (чаще всего сырья: нефти, чёрных и цветных металлов, драгоценных металлов и камне, леса и т.д.), не имела под собой экономического основания. Он был вынужден признать, что передача наиболее высоко рентабельных и лакомых кусков государственной собственности в руки узкой группы приближенных к власти олигархов не была нацелена на пополнение бюджета. Её цель была в спешном создании класса крупных олигархических собственников, которые бы поддержали президента Ельцина в его борьбе с коммунистами и прочими народно-патриотическими силами, а также профинансировали предвыборную кампанию компрадорских властей. Неудивительно, что Ельцин одержал беспрецедентно грязную "победу", хотя ещё за полгода до выборов в январе-феврале 1996 года рейтинг его поддержки не превышал 4-5%.

При этом стоит напомнить, к каким последствиям привела первая волна приватизации. За период 1990-1996 годов объём ВВП России сократился более чем на 45%, промышленное производство сжалось на 60%, обрабатывающие производства сократили выпуск в пять раз, а производство наукоёмкой продукции с высокой долей добавленной стоимости (станкостроение, приборостроение, инвестиционное машиностроение, ракетно-космическая и авиационная промышленность и т.д.) обвалилось в 10-20 раз. Капитальные вложения в основные фонды в экономике в целом сжались в пять раз, а накопление основного капитала в высокотехнологичных отраслях обрабатывающей промышленности, обеспечивавших лидирующие позиции России на мировом рынке наукоемкой продукции, сократилось более чем в 10 раз. Закономерным итогом стало беспрецедентное со времён Гражданской Войны падение нормы обновления основных фондов с 7-8% в конце 1980-х годов до менее чем 1,5-1,8% в середине 1990-х годов на фоне аналогичного по масштабам скачка выбытия мощностей.

Неудивительно, что степень износа основных фондов в экономике подскочила с 31-32% в середине 1980-х годов до 39,3% в 2000 году и 47,1% по итогам 2010 года. По экспертным оценкам (в том числе экс-главы НИИ Статистики Росстата Василия Симчеры) степень износа производственно-сбытовых мощностей в наукоёмкой обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе достигает 75-80%, а львиная доля энергетической, жилищно-коммунальной, транспортной и прочей базовой инфраструктуры находится в аварийном состоянии (износ свыше 80%). По показателю энергоёмкости ВВП и производства Россия в 3-4 раза обгоняет страны Европы (в том числе скандинавские) и в 6-8 раз США, Южную Корею и Японию.

Интерактивная инфографика, кликните для увеличения

Успенский пост|Фото:Накануне.RU


Другими словами, эти самые "эффективные менеджеры", появившиеся на свет благодаря сговору с коррумпированной властной элитой, под шумок и красивые разговоры чиновников о преимуществах приватизации просто-напросто занимались разграблением государственного имущества, проедали оборотный капитал и основные фонды крупнейших производственных предприятий, массово вывозили активы за рубеж, сокращали рабочие места, урезали заработную плату и паразитировали на распродаже невосполнимого минерального сырья.

Распродажа страны оптом и в розницу – утрата суверенитета

И даже риторика нынешних рыночных фундаменталистов остается той же самой – государство объявляется неэффективным собственником и коррумпированным управленцем, априори не способным обеспечить эффективное управление государственным имуществом. А частный собственник, который в 1990-е годы обеспечил невиданный по масштабам упадок обрабатывающих производств, социальной сферы и деградацию экономики, по неведомой причине объявляется собственником эффективным и ответственным.

И действительно, совершенно непонятно, о каком пополнении бюджета за счёт приватизации крупнейших государственных предприятий и банков может идти речь в условиях, когда правительство захлёбывается от притока нефтедолларов, а на счетах Минфина в Банке России и коммерческих банках без дела лежит свыше 6,7 трлн рублей. Только за период с января по сентябрь 2012 года остаток средств Резервного фонда подскочил с 811 до 1902 млрд рублей, тогда как размер Фонда национального благосостояния превышает 2,7 трлн рублей.

Этих средств вполне достаточно, чтобы в течение полугода вообще не собирать налоги и прочие платежи в бюджет и в полном объёме финансировать все взятые правительством бюджетные обязательства. При наличии желания, на эти средства можно было бы провести комплексную модернизацию отечественной деиндустриализированной "экономики трубы", в которой свыше 92% экспортной валютной выручки обеспечивается за счёт распродажи невосполнимого минерального сырья и продукции низких переделов, а свыше 65% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% совокупных прибылей оседает в карманах сырьевых олигархов, оптово-розничной торговли, перекупщиков, естественных монополий и финансовых спекулянтов.

Более того, совершенно невменяемой и неадекватной выглядит приватизация крупнейших российских предприятий и банков с точки зрения их вклада в бюджет. Совершенно очевидно, что прибыль, приносимая государству естественными монополиями, сырьевыми гигантами, госбанками и прочими стратегически значимыми для обеспечения финансово-экономического суверенитета страны предприятиями в краткосрочном плане существенно превышает объём собираемых налогов и платежей в бюджет. По той простой причине, что размер налогооблагаемой базы в нормальной ситуации в разы превышает размер осуществляемых с неё налоговых платежей и выплат. А в среднесрочном плане поток чистой прибыли, поступающий в бюджет от владения государством компаниями, существенно превышает полученные в ходе приватизации средства.

Так, чистая прибыль Сбербанка в одном только 2011 году составила более 321,9 млрд рублей. ВТБ в том же году заработал свыше 90,6 млрд рублей, Роснефть - 316 млрд рублей, Сургутнефтегаз – 233,1 млрд рублей, Транснефть – 191 млрд рублей, РЖД – 183 млрд рублей, Русгидро – 43,4 млрд рублей, ФСК – 49 млрд рублей, Холдинг МРСК – 38,9 млрд рублей. А Газпром и вовсе отчитался о рекордной прибыли в 1,3 трлн рублей или 44 млрд долл. За счёт безудержного повышения цен на газ для населения и промышленных предприятий на 15-23% в год и хронической недоплаты НДПИ и экспортных пошлин в бюджет это позволило газовой монополии возглавить список Fortune 100 среди всех компаний в мире по размеру чистой прибыли.

Также свыше 17 млрд рублей чистой прибыли заработала Зарубежнефть, Совкомфлот получил свыше 1,3 млрд рублей, Роснано принесла государству не менее 3,6 млрд рублей. Государство (через Банк России) владеет 50% плюс одна акция Сбербанка, 95% акционерного капитала Роснефти, 78,1% Транснефти, 75,5% ВТБ, 100% Россельхозбанка, 100% РЖД, 79,4% ФСК ЕЭС, 54,5% Холдинга МРСК и т.д. С учётом удельного веса государства в капитале обозначенных выше компаний (от 50% и выше) и нормы дивидендных выплат, получается, что за счёт владения крупнейшими российскими компаниями и банками государство заработало в одном только 2011 году свыше 750 млрд рублей.

Это в три раза превышает совокупный объём средств, которые планирует получить Минифн от приватизации государственного имущества в 2012 году (200 млрд рублей). В 2013 году распродажа государственного имущества должна принести порядка 427,7 млрд рублей, в 2014 году – 330,8, а в 2015 году – менее 585,1 млрд рублей. Другими словами, в течение ближайших трех лет правительство планирует получить порядка 1,34 трлн рублей от приватизации государственного имущества, что эквивалентно 11% доходной части федерального бюджета в 2011 году. Ради извлечения этой откровенно незначительной суммы, которой не хватит даже на покрытие разрастающегося дефицита Пенсионного фонда России (свыше 1,3 трлн рублей в 2012 году), власти готовы избавиться от контроля за стратегически значимыми предприятиями и госбанками России.

Государство эффективный собственник в суверенных странах

Что ещё более важно, Медведев публично расписался в недееспособности нынешнего правительства и всей вертикали власти, которые не в силах обеспечить более или менее эффективное управление государственной собственностью в интересах населения России.

"Мы должны давать чёткие сигналы, куда мы идём, чего мы хотим. Мы хотим эффективной, основанной на частной собственности экономики или экономики бюрократической, с доминированием государственного присутствия и управления и, соответственно, коррупции? Я думаю, ответ очевиден, но декларации недостаточно, нужны реализованные намерения, а реализованные намерения – это и есть приватизация, это курс. Конечно, всё это должно подчиняться требованиям разумной экономической логики, но, я думаю, в этом кругу об этом говорить не приходится".

Возникает закономерный и логичный вопрос – это только в России государство является неэффективным собственником, априори неспособным обеспечить эффективное управление государственным имуществом и подавить коррупцию? Или аналогичная ситуация складывается в крупных экономически развитых странах и динамично развивающихся индустриальных странах?

В принципе непонятна логика размышления российского премьера, тезисы которого больше похожи на сеанс нейролингвистического программирования и манипуляции общественным сознанием. Для справки нужно отметить, что в динамично развивающемся Китае, который на протяжении последних 35 лет демонстрирует средние темпы роста экономики в 10-11%, а обрабатывающие производства и наукоёмкие отрасли наращивают выпуск продукции на 13-15% и 17-20% соответственно ежегодно, государство играет ключевую роль в развитии экономики. Именно государство самым активным образом формирует приоритеты денежно-кредитной, научно-технической, промышленной и инновационной политики, а также контролирует стратегически значимые секторы экономики: финансы, банковский сектор, добывающие отрасли, приборостроение, ВПК, ракетно-космическая и авиационная промышленность и т.д.

Более того, опыт послевоенного восстановления экономик европейских стран, а также японское, корейское, китайское и индийское экономическое чудо наглядно продемонстрировали несостоятельность антинаучного и пропагандистского тезиса либералов относительного неэффективности и коррумпированности государства как собственника. До сих пор в США, Германии, Франции, Японии, Канаде, Израиле и других индустриально развитых странах с высоким уровнем жизни населения и развитым научно-техническим потенциалом государство сохраняет прямой или косвенный контроль за стратегически значимыми секторами экономики и оказывает колоссальную поддержку отечественным товаропроизводителям.

В тех же самых США, навязывающих слаборазвитым странам и государствам с компрадорской властной элитой идеи дерегулирования экономики, приватизации и либерализации внешнеэкономической деятельности, создан совет по иностранным инвестициям при президенте США, в состав которого входят главы ключевых силовых ведомств: ЦРУ, ФБР, АНБ, Госдеп и т.д. Другими словами, налицо реализация принципа "двойных стандартов": экономически развитые страны не только не придерживаются антинаучных и разрушительных принципов "Вашингтонского консенсуса", но активно защищают внутренний рынок и оказывают масштабную открытую и скрытую поддержку отечественным товаропроизводителям. Тогда как для внешнего потребления продвигаются лозунги о либерализации и уходе государства из экономики как неэффективного собственника, что упрощает задачу втягивания страны в систему неэквивалентного внешнеэкономического обмена, уничтожения конкурентоспособных производств и дальнейшей финансово-экономической колонизации со стороны транснационального капитала.

"Неэффективность государства" как инструмент финансово-экономической колонизации России

Если Медведев открыто признает факт неэффективности государственного управления имуществом и априорно коррупциогенный характер государства как собственника, то возникает закономерный вопрос: "А чем на протяжении всех последних 12 лет построения "сувенирной демократии" и "вставания с колен" занималось нынешнее руководство страны?"

С другой стороны, если глава правительства России открыто признаёт неспособность государства (т.е. подчинённых ему и президенту Путину чиновников) эффективно управлять государственным имуществом, ограничить коррупционные поборы и обеспечить строгий контроль, то становится в принципе непонятно, как можно такому государству и составляющим его каркас чиновникам доверять управление гораздо более сложными и важными сферами общественной жизни.

Если государство не в силах обеспечить более или менее эффективное управление крупнейшими государственными предприятиями, существенная часть которых является монополистом в той или иной сфере экономической деятельности, то как ему можно поручить управление золотовалютными резервами страны? Или государственным долгом? Как ему можно доверить разработку и реализацию политики в области здравоохранения и образования, которая непосредственно влияет на всех граждан страны? Как можно поручить такому, по мнению премьер-министра Медведева, изначально неэффективному и недееспособному собственнику и управленцу, как сегодняшнее российское государство, право распоряжаться природными недрами, военно-промышленным комплексом и поддерживать обороноспособность страны?

Управление государственным имуществом не требует особенных талантов и навыков. Особенно в области добывающих секторов экономики и естественных монополий, которые в силу специфики своей деятельности и положения на рынке имеют возможность извлекать природно-сырьевую, монополистическую и административную ренту. Всё, что требуется сделать – обеспечить финансовую прозрачность деятельности госкомпании, ввести систему электронного документооборота, ввести жёсткий контроль за доходами и расходами среднего и высшего управляющего звена и проводить независимый аудит финансово-экономической деятельности организации.

Для этих целей вполне можно привлечь Счётную палату (так как речь идёт о федеральной собственности), МВД, Банк России, ГКУ, Росфинмониторинг. Если бы у властей было искреннее желание не покрывать круговую поруку в высших эшелонах власти и воровство в госкомпаниях, а навести порядок в принадлежащих им крупнейших госбанках, сырьевых гигантах и естественных монополиях, то Россия уже давно входила бы в тройку крупнейших экономик мира с динамично развивающимися наукоемкими производствами.

Складывается устойчивое впечатление, что правящие власти пытаются компенсировать свою собственную неэффективность и некомпетентность, а также хроническое нежелание бороться с коррупцией и ограничивать аппетиты компрадорской элиты за счёт распродажи государственного имущества. Таким образом, вместо оздоровления государства, приведения в чувства коррумпированных чиновников и перехода к созидательной деятельности в целях повышения конкурентоспособности России и преумножения национального богатства, российские чиновники занимаются излюбленным делом: под красивые лозунги о "либерализации" и "интеграции в мировое сообщество" реализуют политику демонтажа финансово-экономического суверенитета России и превращения страны в сырьевую колонию транснационального капитала.

Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС