24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBh149
Услуги профессионалов: http://remont.youdo.com/building/zabor/ograzhdeniya/ по данной ссылке.
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/furniture/, лучшие цены.
Услуги плиточников в Пушкино на http://remont.youdo.com/tile/geo/pushkino/.
youdo.com


Аналитика все материалы

"Наукоград Ханты-Мансийск": Сказка сделается былью

Недавно в Ханты-Мансийске прошло первое заседание совета по научно-технической и инновационной деятельности при губернаторе Югры. Заседание было посвящено  рассмотрению проекта  "Наукоград Ханты-Мансийск". Эта идея, озвученная ранее губернатором Александром Филипенко, стала возможной для воплощения только сейчас, когда в городе создан мощный научно-технический комплекс, заложены и другие условия, необходимые для соискания такого статуса. Идею создания проекта "Наукоград Ханты-Мансийск" на заседании озвучил заместитель председателя правительства Кирилл Морозов. Он, в частности, заявил: "Мы хотим самоопределения и признания со стороны федерального центра и других субъектов РФ того, чтобы в Ханты-Мансийске был сформирован плацдарм перспективного стратегического развития экономики. Ни один из регионов не может похвастаться такими мощными наукоемкими платформами, которые здесь созданы. Наш Наукоград будет иметь специфику Наукограда нефтегазового комплекса".

Сегодня мы предлагаем читателю интерьвью с Кириллом Морозовым которое он дал специально для Накануне.RU.

Вопрос: Что такое Наукоград и "с чем его едят"? Это будет некое образование на базе научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений?

Кирилл Морозов: Давайте действительно сначала определимся - что это такое - Наукоград? Что это за форма организации муниципального образования? Существует ряд нормативных документов федерального уровня, которые предполагают присвоение муниципальным образованиям статуса наукограда при выполнении определенных требований. 

Идея воссоздания наукоградов относится  еще к 1991-92 годам, когда отдельные ЗАТО на территории нашей страны, работая в оборонном секторе, связанном с выпуском наукоемкой продукции по государственному заказу, оказались мало востребованными в условиях рынка. В связи с этим их существование оказалось почти на грани вымирания. Возник вопрос, как они дальше будут выживать. Необходимо было определяться, какие из площадок, ранее функционирующих внутри страны, имеют достаточный потенциал для того, чтобы государство использовало их для решения основных задач государственного масштаба. И тогда было принято решение о принятии ряда нормативных документов, предполагающих присвоение таким территориальным образованиям статуса наукограда, и, как следствие, - признания того, что на их территории сосредоточен богатый научно-технический, образовательный, человеческий потенциал, который может дать хороший эффект в экономическом и других видах развития страны. Тогда же встал вопрос о бюджетном финансировании этих МО по отдельным программам, проектам. Это относилось в первую очередь к таким известным наукоградам, как Обнинск, Дубна, Мичуринск (их насчитывается около десятка. За Уральским хребтом есть только один город, имеющий статус наукограда).

Чтобы получить статус наукограда, необходимо выполнить определенные требования, причем, два их них являются взаимоисключающими – то есть либо одно, либо другое. Объем основных фондов, не относящихся к социальному сектору, объем производственных фондов, используемых в научно-исследовательской, образовательной и научно-технической деятельности, должен составлять не менее 50 процентов от всех фондов, имеющихся в МО. Второе – не менее15 процентов населения должно работать в научно-технической, образовательной и научно-исследовательской сфере. Третье – не менее 50 процентов выручки должно быть получено за наукоемкую продукцию.

А надо сказать, что правительство Ханты-Мансийского автономного округа прикладывало серьезные усилия для создания на территории окружной столицы крупного научно-образовательного комплекса, куда входят и университет, и Институт информационных технологий, институты эффективного природопользования, медицинский институт и так далее – много чего было создано за это время. Когда мы проанализировали тот потенциал, который у нас сосредоточен, то пришли к однозначному выводу, что благодаря действиям окружного правительства здесь сформирован очень активный, эффективный с высоким потенциалом научно-образовательно-исследовательский комплекс, на базе которого как раз и может быть формироваться тот самый Наукоград, который в связи с территориальной приближенностью к нефтегазовым территориям смог бы стать опорной базовой точкой для  разработок в сфере эффективного недропользования в нефтегазодобыче. Все это мы уже давно делаем.

Вопрос: Можно ли сказать так, что вы стремитесь к тому, чтобы регион из простой нефтяной "качалки" перешел на более высокий уровень?

Кирилл Морозов:  Для нас на сегодяшний день наукоград нефтегазового комплекса города Ханты-Мансийска может быть эффективно востребован в трех основных направлениях. Первое - эффективное недропользование. С помощью новых технологий, методик, научных изысканий мы могли бы способствовать повышению эффективности добывающих компаний, работающих на территории округа. Смогли бы имеющиеся у нас технологии и  разработки трансформировать в реальный сектор экономики и получить серьезный экономический эффект. Это первое. 

Второе направление – геологоразведка, которая предполагает наращивание запасов. Для добывающей отрасли это принципиальный момент, потому что только разведанные запасы определяют потенциал и перспективу ее развития. Здесь не чисто коммерческий, как в первом случае, проект, а частично государственный. Ведь государство заинтересовано в приращении запасов. Здесь мы своими наработками тоже смогли бы существенно помочь. И третье -  экологическая безопасность. Как влияет развивающийся нефтегазовый комплекс на территорию округа и России в целом? На местное и коренное население, их здоровье, их физиологию, природу, экологию и так далее? Вот это является задачей чисто государственной, потому что экономику мы развиваем ради людей, а не ради отвлеченных экономических показателей. А это значит, что необходимо оценивать эффект, который оказывает любая деятельность на природу и физиологию человека. Так что третья составляющая – экологическая безопасность.

Вопрос: Каковы будут источники финансирования проекта?

Кирилл Морозов: Наша задача – совместить со временем бюджетное и коммерческое финансирование, и мы уже имеем в этом плане некоторый опыт. А на стадии становления, которая у нас уже давно прошла – институты информационных технологий и эффективного недропользвоания уже давно оказывают услуги реальному сектору экономики и получают коммерческую прибыль за свои наработки. Сейчас нам нужно зафиксировать себя в новом качестве, в статусе Наукограда.

Вопрос: То есть, существуя де-факто, вам необходимо подтвердить свое существование де-юре?

Кирилл Морозов: Совершенно верно.  Это одна из задач и целей, которые мы для себя определяем. Мы давно уже переросли уровень опытной лаборатории и превратились в многопрофильный, многофункциональный научно-исследовательский и образовательный комплекс, в котором имеются и кадры, и исследовательская база, полевые лаборатории… Весь комплекс у нас сформирован. Да, мы поддерживали и продолжаем поддерживать бюджетными средствами научный комплекс. Мы прекрасно понимаем, что образование – это вложение в наше завтра. По поводу финансирования федеральных программ - думаю, с получением статуса Наукограда, этот вопрос будет решаться еще быстрее. На сей день мы не можем похвастаться большими возможностями или успехами в этом направлении. Ну, а коммерческий сектор, сектор реальной экономики – это наша перспектива, куда мы стремимся. Мы ставим себе задачу сделать востребованный реальной экономикой  продукт, который будем производить у себя в научно-производственном комплексе.

Вопрос: По поводу последнего пункта. Насколько заинтересованы представители нефтегазового комплекса в Наукограде – проводились ли с ними какие-то переговоры, консультации?

Кирилл Морозов: Мы создали совет по научно-технической и инновационной деятельности при губернаторе округа. Такой совет сформирован из представителей правительства, представителей государственных научно-образовательных учреждений, научно-исследовательских институтов, нефтяных компаний. И именно этот совет выступает в роли некого куратора и направляющей силы, способной ускорить и направить развитие этого процесса. Сегодня в совете имеются представители всех отраслевых институтов и нефтяных компаний: это НИПИнефть, Сургут, Нефтеюганск, Нягань, Когалым. Все четыре крупные нефтяные компании у нас представлены. И если просмотреть стенограммы заседаний совета, то можно увидеть, что каждый из представителей корпоративных отраслевых институтов горячо поддержал нашу идею и подготовил свои предложения и планы работы в совете.  Потому что каждый понимает, что мы сильны в консолидированном виде. Оценка (и поддержка) со стороны нефтяников у нас есть. Что касается непосредственно самих нефтяных компаний, то время покажет. Есть у нас, безусловно, и контакты, и определенные наработки.

Если мы сумеем предложить конкурентную продукцию, то рынок сам расставит точки над i и сделает это абсолютно объективно.

Вопрос:  Существует ли кадровая проблема в обеспечении научно-исследовательской деятельности?

Кирилл Морозов:  Научиться научно-исследовательской деятельности непросто. Можно получить профессии, можно по определенной методике обучить человека какому-то ремеслу, чем, собственно, и занимаются высшие и профессиональные учебные заведения. Когда речь заходит о высококлассных специалистах в области научных исследований, то мы должны опираться на серьезные научные школы, а в округе они пока еще не сформированы. Да, у нас есть богатая научная школа в Новосибирске, и мы активнейшим образом с ними сотрудничаем: очень большое количество специалистов из Академгородка приехало и работает у нас – в институтах и университетах. Активно взаимодействуем и с Томском, где каждый пятый человек  - студент, это город, в котором работает семь университетов и накоплены солидные традиции. Мы встречались с губернатором Томской области, его заместителем по вопросам научного и инновационного развития, ректорами вузов. У нас плотные контакты, и мы стремимся привить подобные традиции у нас. И профессиональное направление у нас тоже проработано достаточно неплохо.

Вопрос:  Каковы ближайшие, среднесрочные и долгосрочные перспективы проекта?

Кирилл Морозов:  Обязательным условием для передачи документов в межведомственную комиссию при министерстве науки  и образования является программа социально-экономического развития МО как наукограда. Это документ, над которым мы сейчас работаем. У нас есть концепция видения того, как должен развиваться наукоград, но документ под названием программа – это обязательный документ, где указаны не только цели, последовательность действий по их достижению, но и сроки действия программы, и этапы, которых в рамках этой программы будем достигать.  Сегодня мы находимся в стадии активной разработки,а после завершения (а это будет в течение месяца) мы можем вас с ней ознакомить. И будет предметный разговор.

Вопрос: То есть получается, что в 1991 году Наукограды создавались вынужденно – на базе   мощных оборонных секретных предприятий. А в Югре сегодня сама жизнь подталкивает к необходимости концентрировать весь имеющийся потенциал в создаваемом комплексе – Наукограде?

Кирилл Морозов: Вы совершенно правы. Когда мы беседовали с президентом союза поддержки Наукоградов (есть такая общественная организация, которая входит и в межведомственную комиссию), то они говорили – посмотрите на свои преимущества. Ведь что происходило в Новосибирске еще во времена Советского Союза – туда целенаправленно направлялись бюджетные средства в создание образовательного и научно-исследовательского комплекса. Сейчас такого нет и не будет. А вы своими силами в субъекте РФ смогли сделать то, чем занимались союзные министерства. Вы повторили тот же самый путь, только в новых экономических условиях. Поэтому, считает он, если придать нашей идее определенный импульс, то все средства, которые уже вложены, приведут к созданию еще одного базового центра, который со временем будет соперничать по уровню интеллекта и отрабатываемых задач  с ведущими научными школами не только бывшего Союза, но и зарубежными.

Поймите, есть статистика: любой научно-исследовательский институт создается как минимум 15 лет – и либо выполняет поставленные перед ним задачи, либо не выполняет и утрачивает свою сущность. Мы находимся в начале пути, и если нам дать поддержку, я думаю, что мы создадим полноценный научный центр в Западной Сибири, способный отвечать на все вопросы, которые являются приоритетными в развитии нашей страны и сформулированных президентом и правительством.

Вопрос:  Подобный проект – по созданию Евразийского университета – долгое время муссировался на Урале. Поднимался, затухал, и в результате, до сих пор так и не реализовался. Как Вы думаете, почему? А Ханты-Мансийск лишь недавно заявил о желании приобрести статус Наукограда. Так от чего зависит успех подобного дела – от личности руководителя региона, от наличия свободных средств, от чего-то еще?

Кирилл Морозов:  Решение любого сложного вопроса является совокупностью решения отдельных мелких вопросов. И здесь, я думаю, причина в том, что сложились ряд обстоятельств, в том числе, и те, которые вы перечислили. Это чрезвычайно активная позиция губернатора округа, его приверженность идеям авангардного развития территории, стремление вывести территорию на острие развития. Почему мы не могли сделать этого раньше? Потому что формировали эту базу. Наш университет существует третий год, институт информационных технологий – тоже три года. Мы должны были пройти этапы становления, почувствовать, что мы можем, что мы динамично развиваемся, а не сделали шаг и - остановились Нет, мы видим перспективы развития.

Сейчас, когда мы оценили свои силы и возможности, то поняли, что пришло время заявить о себе достаточно серьезно. Я считаю, что подошло время. Мы добились определенного уровня и не собираемся  останавливаться. Вне зависимости от того, дадут или не дадут нам статус Наукограда, мы будем продолжать развиваться по этому пути. Потому что много уже сделано, и мы видим, что это дает результаты. А направление это - очень перспективное. Давайте еще раз поговорим с вами в начале августа, и я думаю, нам уже будет, о чем рассказать...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС