26 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

"Девятый вал" реформ для ЗАТО

               Редакция благодарит пресс-службу главы администрации города Озерска и лично Наталью Бронникову за помощь в подготовке материала.

Говорят, России надо создавать "хай-тэковские" точки роста, или наукограды, или, как еще говорят,  развивать высокие технологии. И как-то с этим даже никто особо не спорит. Все вроде соглашаются - надо. Даже думают вроде- где, как, какими ресурсами. И при этом, оказывается, спокойно "трамбуют" то ,что осталось от некогда "крутых" до американской даже невозможности малых городов-спутников, созданных вокруг источника этих самых высоких технологий. В постсоветское время их назвали ЗАТО. Было время, когда государство, не желая тратиться на научные нужды, кормить высоколобых интеллектуалов и творчески развитых профи от науки, перекрещивающейся с ядерными и оборонными делами, решило просто дать так называемый налоговый "профит". То есть, предложить ЗАТО самим зарабывать на жизнь, как какие-нибудь "багамские офшоры". Получилось, что как-то в городах - аккумуляторах научной мысли и практики мало что из денег этих зедржалось, зато утекло через ЗАТО множество вполне возможных российских налоговых денег. Сейчас вот снова думают чиновники, что и как делать с ними. А, может, не думают, а просто причесывают под одну российскую реформаторскую гребенку. Это ведь так по-русски - что-то разрушить, чтобы это же потом усиленно создавать. Мы обязательно продолжим тему, а сегодня просто публикуем интервью с уже почти бывшим мэром ЗАТО - город Озерск, что в Челябинской области,  Владимиром Малковым .    

Владимир Малков: Нашу жизнь и развитие города в этот период /последние четыре года/, нужно оценивать исключительно в контексте всего комплекса глобальных реформ, проходящих в государстве. Принято считать, что мерилом успеха любых преобразований остается человеческий фактор. Однако стратегия перемен не всегда отвечает этой главной задаче. Пример тому– невнятная политика государства по отношению к российским ЗАТО, и как следствие – повышенная социальная напряженность в "запретках".

Все 4 года, что я был мэром Озерска, главы 42 "закрытых" городов пытались донести до Москвы свою тревогу и обеспокоенность стремительно изменяющимся условиями жизни ЗАТО и новыми государственными стандартами и правилами экономического и бюджетного поведения, диктуемыми "щитам обороны". Ассоциация городов ЗАТО разработала пакет поправок к закону о ЗАТО, инициировала проведение депутатских слушаний в Совете Федерации, убеждая реформаторов в необходимости сохранения особого режима финансирования наших городов. Но 4 года – объективно короткий срок для адаптации к новым государственным требованиям без потерь и потрясений. Иными словами это были годы сдерживания наступательной политики центра.

И все же городу удавалось ставить и решать задачи поступательного развития. В частности, несмотря на постоянное уменьшение величины федеральной помощи ЗАТО и перетекание самых доходных налогов из бюджета города в пользу федерации, собственные доходы городской казны за эти 4 года выросли более чем на 35%. Основу наращивания налоговой базы составляют 165 крупных и средних городских предприятий и организаций, на которых работает 37 тысяч человек. Кстати, перспективы развития озерского бизнеса были высоко оценены иностранными инвесторами: среди четырех городов ЗАТО в рамках программы Британо-российского партнерства озерские предприятия получили самый внушительный грант – более 20 млн. рублей. И еще один заметный показатель этих лет – снижение почти в 2 раза уровня безработицы.

Вопрос: Что Вы считаете главным в работе будущего главы Озерска?

Владимир Малков:Первая из них – увеличение собственной налоговой базы. Вторая – сделать процесс интеграции Озерска в область последовательным и социально безболезненным для городского сообщества. 

Вопрос: Как Вы считаете, сделано все, что было в Ваших силах, за эти 4 года для устойчивого развития города?

Владимир Малков:Да, я считаю, что главное достижение в деятельности администрации – это то, что в условиях постоянного реформирования как бюджетного и налогового законодательства, так и в условиях курса взятого Правительством на снижение бюджетной обеспеченности ЗАТО, мы сохранили социальную направленность бюджета. В течение 4-х лет значительная часть средств городского бюджета направлена на реализацию социальных программ. И в результате этого не было существенных потрясений в социальной сфере города. Это главный и существенный положительный момент в нашей работе.

Вопрос: Уже немало сказано о будущей интеграции в область "закрытых" городов. А как сама область оценивает эту перспективу?

Владимир Малков:До конца, наверное, область не вполне понимает, что она получит. И на данный момент все действия областного руководства, начиная с губернатора и кончая правительством, сводятся к тому, чтобы это не случилось. Они, кажется, ждут того момента, когда вопрос в отношении ЗАТО пойдет вспять. Но все законодательство, и в первую очередь ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления", вспять не повернется. Может быть, на наше счастье, еще и сама федерация до конца не определилась и не нашла механизм вхождения ЗАТО в область, может быть, она еще на какое-то время продлит этот процесс и мы будем получать поддержку из федерации, чтобы не допустить резкого снижения жизненного уровня в "закрытых" городах. Те нормативы, которые используются для расчета формирования бюджета области, меньше наших в разы. У них своя система формирования фонда оплаты труда, своя система формирования бюджета на текущие расходы. Мы пока не укладываемся ни в одну из их методик, поэтому либо им придется создавать для нас что-то новое и выбивать для нас деньги из федерации так же, как мы это делали, либо нас "втаскивать" в свои методики, но тогда это вызовет серьезные осложнения в социальной сфере нашего города. На прошлой неделе у нас была встреча с Министром финансов области Викторией Голубцовой. Договорились о необходимости создания рабочей группы при губернаторе, о том, что надо начинать работу по формированию бюджета ЗАТО на 2006 год с привязкой уже к тем нормативам, которые существуют в области, и одновременно "атаковать" федерацию для получения компенсации потерь бюджетов ЗАТО.

Вопрос: Вы на 4 года опытнее, тех, кто сегодня баллотируется на пост Главы города. Что бы Вы им пожелали?

Владимир Малков:В первую очередь, не затягивать процесс "знакомства" с областью и началом работы по интеграции в область. Второе пожелание – и будущему главе, и будущему совету: в соответствии с новым законом о МСУ /местном самоуправлении/ четко оговорены полномочия и расходные обязательства местного бюджета, и будущему составу совета предстоит серьезная работа над Уставом города, в котором необходимо будет прописать новые нормы. Это серьезная большая работа, поэтому будущей власти необходимо сотрудничество обеих ветвей местного самоуправления. Никакой конфронтации.

Вопрос: Как изменилось за эти 4 года Ваше мировоззрение и почему Вы решили не баллотироваться?

Владимир Малков:Молодежь так хочет сегодня показать свои способности, что просто не остается возможности не предоставить ей такое право.

Что касается переоценки взглядов, то она действительно произошла. Мне приходилось работать на ответственном посту, но такого груза ответственности, который существует на этой должности, нет нигде. Здесь круг вопросов настолько обширен и многолик, что приходится вникать в любую проблему. Руководитель такого ранга обязан, прежде всего, очень четко и продуманно принимать каждое свое решение. Его решение должно обеспечить справедливое и верное отношение к человеку в любой сфере деятельности. Это главное. И поэтому эти 4 года работы во многом изменили мое отношение к людям. На этом месте невозможно игнорировать любой, даже частный вопрос. Потому что проблема одного человека может вырасти в проблему целой группы людей.

Вопрос: Как решается вопрос по границам ЗАТО и какие плюсы получит город от перехода в область?

Владимир Малков:Решение вопроса по границам находится в стадии завершения. Ситуация осложнялась тем, что губернатор выставил одним из условий утверждения границ Озерска – компенсации за вывод из оборота земель в объеме 732 млн. рублей. Естественно, ни федерация, ни Минатом таких денег платить не собираются. Но шаг уже сделан – утвержден закон области о границах Озерского городского округа, уже есть постановление законодательного собрания области и губернатора области на этот счет. То есть границы нашего городского округа утверждены на уровне области в рамках тех границ, которые мы предъявляли для утверждения границ ЗАТО. Теперь надо дождаться указа президента об утверждении границ закрытого образования в соответствии с законом о ЗАТО. Все документы находятся в правительстве.

Какие плюсы мы можем получить от вхождения в область? Я думаю, что плюс только один – научиться жить по средствам.

Вопрос: Надуманная мысль о конфронтации "Маяка" и города эксплуатировалась на прошлых выборах и сейчас. Как Вы это прокомментируете?

Владимир Малков:ПО "Маяк" – это автономное предприятие, которое влияет на жизнь города, но не требует от города никаких для себя послаблений, льгот, помощи. Прежде всего, городу нужно предприятие в том виде, в котором оно существует и в своем развитии. Поэтому как такового конфликта и быть не может. На предприятии работает 14 тысяч человек, а если взять среднюю семью из трех человек, то это половина города, которая так и или иначе связана с "Маяком". Ну, какое противопоставление города и комбината в данном случае может быть? Я считаю, что это надуманная ситуация, чисто политическая, которая всякий раз используется в условиях предвыборных кампаний. Нет этой проблемы и не должно быть. А если она "вытаскивается", значит, сложности в первую очередь могут возникнуть не у комбината, а у города.

Вопрос: Представьте такую ситуацию, что Ваши полномочия на посту главы города продлены, какие бы ошибки Вы поправили, и что сказали своим оппонентам?

Владимир Малков:В нынешней ситуации не должно быть конфронтации между ветвями власти. Большинство из нынешних наших оппонентов опять идут во власть, и я думаю, так или иначе им придется находить общий язык. Политические амбиции этих людей мне известны: некоторые из них пойдут на выборы через 4 года, чтобы занять пост главы. Сейчас они пока это не проявляют, потому что, видят, сколько проблем в городе, а решать им их не хочется. Вот когда область разберется с "закрытыми" городами, вот тогда можно "двинуть" и на главу города. Просматривая списки кандидатов в депутаты, можно увидеть, что там действительно есть люди, которые достойны работать в Совете, и хотелось бы, чтобы именно они попали в новый депутатский корпус. Если же этого не случиться, надо находить компромиссы в работе с теми, кто придет. Без этого нельзя. Причем я думаю, что этот компромисс можно было бы найти и за эти 4 года. Но слишком нагловато и напористо некоторые претенденты на власть на нее притязали.

Вопрос: Вы проработали 4 года, возглавляя администрацию города. Кого-то из своей команды Вы привели с собой, кто-то остался от прежней администрации. Как Вы оцениваете кадровую политику?

Владимир Малков:Кадровая политика хороша тогда, когда специалисты администрации способны решать те задачи, которые перед ними ставит руководитель, законодательство и в целом жизнь. Естественно, каждого надо оценивать на рабочем месте – способен ли специалист эти задачи решать. Если этого не происходит, то действительно такой работник должен уходить. И нет ничего более меняющегося, чем работа с кадрами. У того же губернатора за последние годы сменились три заместителя, ежемесячно на каждом аппаратном совещании назначаются новые руководители в аппарат правительства, аппарат губернатора. Сегодня я считаю, тот аппарат администрации, который работает без изменений в течение полутора лет /последнее назначение было сделано осенью 2003 года/, способен решать те задачи, которые стоят перед городом. И какой бы глава не пришел, я думаю, он должен присмотреться к работе специалистов и не рубить с плеча, когда придет к власти, чтобы назначать каких-то своих людей, которые помогали ему на выборах. В новых условиях это ни к чему хорошему не приведет. Новые люди не вольются в работу в том темпе, который необходим в данной ситуации. Сегодня настолько острые проблему стоят перед городом, что решать их новым составом специалистов будет достаточно сложно.

Вопрос: С каким настроением Вы оставляете пост?

Владимир Малков:Настроение легкое от принятого решения.

Вопрос: Если возможно, учтите мнение ветеранов комбината и их просьбу не разделять ветеранов войны и тружеников тыла при определении им размера единовременной материальной помощи ко Дню Победы.

Владимир Малков:В нашем бюджете предусмотрено поощрение этих категорий ветеранов. Мы прислушаемся к этому пожеланию.

Теги:


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС