19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Бензин опять дорожает

Ценники на АЗС в ближайшие дни неприятно удивят. Высокооктановый бензин подорожает в среднем по стране на 30-40 копеек, примерно на столько поднимется в цене и литр дизельного топлива. В отдельных регионах цена бензина А-92 и А-95 превысит отметку в 20-21 рубль. Дело в том, что российские нефтяные компании резко подняли закупочные цены для нефтеперерабатывающих заводов, а те, в свою очередь, собираются повысить отпускные цены на нефтепродукты. Значит, в рознице подорожание топлива неизбежно. Так, в уральской столице новые ценники на АЗС появились уже в минувшую субботу. Учитывая подорожание неделей ранее, рост стоимости бензина составил 10% - это в пять раз больше прогноза экспертов в среднем по стране. Между тем правительственные чиновники изменить ситуацию на бензиновом рынке вовсе не спешат.

В региональных сбытовых компаниях "ЛУКОЙЛа", "Газпром нефти" и "Роснефти" не скрывали, что стоимость автомобильного топлива в рознице будет пересмотрена: "Да, у нас цены в рознице будут увеличены уже в ближайшие дни. На какой именно процент, сейчас подсчитывают экономисты", - заявили Накануне.RU в ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт". "Нефть для нефтеперерабатывающих заводов значительно подорожала, примерно на 1000 рублей по сравнению с предыдущим месяцем", - объяснили в ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт". "Цены, по которым в августе с заводов нам поставляются нефтепродукты, значительно выше, чем были в июле, поэтому мы вынуждены поднимать цены в рознице", - добавили в ОАО "Роснефть-Курганнефтепродукт". А в ООО "Екатеринбург – Нефтепродукт" (сбытовое предприятие "Газпромнефти") не исключили, что ценники на АЗС обновятся уже 10 августа.

 

Первым же ценники на своих АЗС обновил "ЛУКОЙЛ", причем дважды за последние две недели. Так, в минувшую субботу в Екатеринбурге бензин А-92/93 на АЗС "ЛУКОЙЛа" подорожал с 17,0 до 18,30 рублей за литр. Причем еще неделей ранее он стоил 16,60. Рост, как видим, составил 10%. 

Между тем эксперты информационно-аналитического центра "Кортес" в среднем по стране прогнозируют в августе 2-процентный скачок стоимости высокооктанового бензина (А-92/93 и Аи-95/96), а также дизельного топлива, и чуть меньший рост – 1,8% на низкооктановый бензин А-76/80.

Если в июле в среднем по стране литр А-76/80 стоил 14,8 рублей, то в августе может подняться до 15,1 рублей. А-92/93, цена которого в прошлом месяце составляла 17,3 рублей за литр, скорее всего, вырастет до 17,6. Аи-95/96 подорожает с 18,5 до 18,9, а дизельное топливо с июльского уровня 16,7 поднимется до 17,0 рублей за литр до конца августа, прогнозируют эксперты.

Дело в том, что закупки августовской нефти для нефтеперерабатывающих заводов завершились ростом цен. По сравнению с июльскими торгами, нефть подорожала, по данным ИАЦ "Кортес", в среднем до 8400 рублей за тонну. "Продажи нефти на внутреннем рынке начинаются

Фото:
Фото: Накануне.ru

обычно в середине месяца. По итогам торгов цена нефти оказалась выше, чем в предыдущем месяце, рост составил 14,1%. Нефтеперерабатывающие заводы закупили нефть по более высоким ценам, что автоматически скажется на росте оптовых цен на нефтепродукты", - объясняет аналитик ИЦ "Кортес" Людмила Лурье.

Кроме того, отмечает эксперт, есть еще одна серьезная предпосылка для роста цен на топливо в рознице - повышенная экспортная пошлина на нефтепродукты вводится позже, чем на сырую нефть: "Экспортная пошлина на сырую нефть ($216,4 за тонну) выросла с 1 августа, а экспортная пошлина на нефтепродукты ($158,1 за тонну) поднимется только с 20 числа. В этот временной промежуток для нефтяных компаний предпочтительнее перерабатывать сырье на внутреннем рынке и поставлять нефтепродукты на экспорт", - говорит Людмила Лурье.

Однако, нефтяные компании вряд ли позволят себе резкое подорожание автомобильного топлива на своих АЗС, несмотря на то, что автозаправочные станции сегодня работают на грани рентабельности. Ведь рост розничных цен на 5% и более, объясняет эксперт, подхлестнет инфляцию, на снижение которой направлены усилия правительства: "Средние розничные цены на нефтепродукты на внутреннем рынке России за январь-июль этого года выросли незначительно: А-76/80 на 3,2%, А-92/93 - 3,0%, А-95/96 - 2,7%, дизельное топливо на 3,7%", - напоминает

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.kp.belkp.by

аналитик ИАЦ "Кортес"Людмила Лурье, а по итогам года, отмечает она, рост стоимости бензина и дизельного топлива в рознице в среднем по стране составит порядка 9%, то есть не превысит рамки ожидаемого уровня инфляции (8-9%).

В то же время в тех регионах, где уже сегодня цена высокооктанового бензина выше, чем в среднем по стране, стоимость А-92/93 и А-95/96 вполне может превысить отметку в 20-21 рубль. Так, например, в Уральском федеральном округе самый дорогой бензин в Салехарде: А-92/93 стоит 19,40 рублей за литр, А-95/96 – 19,90. Для сравнения, в Ханты-Мансийске бензином А-95/96 можно заправиться за 19,01 рублей. А вот в Курганской области стоимость и высокооктанового бензина, и дизельного топлива ниже, чем в соседних Свердловской, Челябинской и Тюменской областях. Так, А-92/03 в Кургане стоит 17,50 рублей за литр, Челябинске - 17,80, Тюмени – 18,0, дизельное топливо (реализуемое с АЗС для сельскохозяйственных организаций оптом) в Кургане - 17000 рублей за тонну, в Тюмени – 17100 и столько же в Свердловской области. "Безусловно, в отдельных регионах России такие цены, как 21 рубль за литр высокооктанового бензина, будут. Но говорить о том, что такая ситуация сложится в целом по стране, было бы неправильно, - отмечает аналитик ИАЦ "Кортес" Людмила Лурье, - Высокая цена может сложиться в тех регионах, где спрос превышает предложение или отсутствует конкуренция. То есть, на территориях, где доминирует вертикально-интегрированная компания, уровень оптовых и розничных цен может быть выше".

 

Причину высоких цен на бензин специалисты видят в серьезной налоговой нагрузке отрасли. Проблема в том, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) чиновники не спешат отвязать от стоимости российской нефти на мировых рынках, хотя о необходимости такого шага заговорили еще год назад (когда в разгар "бензиновой лихорадки" Правительство РФ попросило нефтяные компании "заморозить" розничные топливные цены ).

Доля НДПИ в себестоимости тонны нефти составляет сегодня 18%, а в структуре цен на бензин, по оценкам Минпромэнерго, 8% дает НПДИ, еще 20% - акцизы. Получается, что, заправляясь, россияне треть суммы кладут в государственную казну.

Как заявляют в нефтяных компаниях, решение отпустить искусственно сдерживаемые цены на автомобильное было принято именно под давлением возросшего налога на добычу полезных ископаемых: "В России такое налоговое законодательство, которое ставит цену на нефть внутри страны в прямую зависимость от мировых цен. Основной налог на добычу полезных ископаемых, который изменяется раз в два месяца, привязан к мировой цене нефти. Мировая цена растет -

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото

растет налог - возрастает цена на нефть внутри России, естественно, как следствие, происходит и рост цен на нефтепродукты, - заявили Накануне.RU в пресс-службе ОАО "ЛУКОЙЛ", отметив, что только за прошлый год, когда по просьбе Правительства РФ нефтяные компании "заморозили" на своих АЗС цены на топливо, убытки "ЛУКОЙЛа" составили $250 млн. "Естественно, ни одна нефтяная компания, в том числе и "ЛУКОЙЛ", не будет работать себе в убыток. Мы больше таких убытков терпеть не собираемся", - заключили в компании.

Но правительственные чиновники изменить в корне ситуацию не спешат. В конце июля глава государства подписал подготовленный Правительством РФ закон, предусматривающий дифференциацию НДПИ . Однако, от повышения цен на топливо эта мера не спасет, потому что реформа налога коснется лишь небольшого объема нефтедобычи. Нулевая ставка НДПИ распространится на новые месторождения и участки недр с выработанностью запасов менее 5%, а понижающий коэффициент - на месторождения с выработанностью запасов

Фото:
Фото: Накануне.ru

более 80%. При этом добыча на выработанных месторождениях в сумме составляет всего чуть более 10% от ежегодной нефтедобычи в стране, а на участках с минимальной выработанностью запасов и вовсе менее 1%.

Теперь чиновники решили отменить 5-процентную импортную пошлину на высокооктановые бензины. Правда, каких ощутимых последствий от этой инициативы можно ожидать, если объемов импорта мизерный, а цена топлива в Европе и США выше, либо примерно сопоставима с российскими: "Цены на бензин в России находятся на более низком или примерно сопоставимом уровне, соответственно, у иностранных компаний даже при отмене импортной пошлины не будет экономических стимулов увеличивать поставки бензина в Россию, - отмечает аналитик ИК "Финам" Тимур Хайруллин, - Очевидно, что никто из Европы и США не кинется поставлять бензин в Россию, максимум, кого это может заинтересовать - Казахстан. Но объемы нефтепродуктов, которые он может предложить, не изменят погоды на российском рынке нефтепродуктов".  

Единственная мера, способная хотя бы отчасти облегчить налоговое бремя на отрасль и снять предпосылки для роста розничных цен - реформа акцизов на нефтепродукты. С 2008 года планируется ввести дифференциацию ставок акцизов на бензин в

1000 рублей(2022)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: Накануне.ru

зависимости от его качества (более низкой ставки на высококачественный бензин, низкого качества - более высокой), а с 2007 года ставки акцизов на топливо будут зафиксированы на уровне 2005 года: "Повышение акцизов раньше всегда перекладывалось на плечи потребителей, то есть государство поднимало акцизы для нефтяных компаний, те автоматически поднимали цены для потребителей. Когда акцизы будут "заморожены", по крайней мере, этот фактор повышения цен на бензин уйдет", - говоритТимур Хайруллин.   

Вместе с тем, как уже отмечалось, высокие экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, делают выгодным переработку нефти и реализацию нефтепродуктов внутри страны: "Эти экономические механизмы подтолкнут нефтяные компании активнее развивать нефтепереработку, модернизировать НПЗ, расширять мощности, и в результате предложение нефтепродуктов на рынке увеличится, что будет способствовать снижению розничных цен", - отмечает аналитик ИК "Финам" Тимур Хайруллин. Правда, ждать эффекта придется долго, так как масштабная модернизация нефтеперерабатывающей отрасли ожидается, по планам нефтяных компаний, к 2010 году.

 

По всей видимости, чиновники предпочитают прибегать к "нерыночным механизмам" - вроде встреч с нефтяниками и "обсуждения приемлимых цен" на бензиновом рынке. Как это было в сентябре прошлого года, когда стоимость топлива сначала достигла своего пика, затем только ее попросили  "заморозить". И весной этого года, когда ценники на АЗС вновь обновились.  

А ведь предстоящий скачок цен отразится, в первую очередь, на рядовых обывателях. Как показал проведенный ВЦИОМ опрос, автомобилями сегодня владеют уже 40% российских

Фото:
Фото: www.alebedev.ru

семей, а расходы на бензин составляют весьма существенную долю в их семейных бюджетах. И если цена топлива превысит 20 рублей за литр на общественный транспорт пересядут 18% автовладельцев. Причем на вопрос: кто виноват? Правительство, ответили 41% россиян, еще 29% возлагают вину на нефтяные компании. 

Что самое порадоксальное, как бы мы не ругали "бестолковые" власти и "жирующих" олигархов-нефтяников, и у тех, и у других в арсенале достаточно грамотных рыночных механизмов, по-настоящему несущих стабильность. Как говорится, было бы желание... Судя по всему, и в будущем году бензин вряд ли подешевеет, если вообще его стоимость не поползет вверх вслед за очередным ценовым скачком нефти на мировом рынке.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС