23 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

"У нас федеральные округа – это готовые новые государства"

В регионах с настороженностью восприняли вчерашние инициативы Медведева по децентрализации власти. Как-то слишком внезапно и решительно президент решил вернуться к тому, от чего пытались уйти в начале нулевых. Медведев считает возможным создавать в регионах разные правовые и налоговые режимы. Немаловажно, что впервые на уровне госсовета была озвучена и идея о замене полпредов на министров по делам территорий. Эксперты отмечают, что совмещение экономических и политических рычагов в их руках при проводимой децентрализации и выборности губернаторов может быть опасным. Фактически наши федеральные округа при неблагоприятном развитии ситуации – это готовые новые государства.

Предложение Медведевым новых инициатив по децентрализации власти на госсовете, как и политических реформ в недавнем послании, выглядело уж слишком поспешным. И, во всяком случае, можно сделать вывод о том, что позиции будущего предполагаемого президента и будущего предполагаемого премьера по этим вопросам если не кардинально, то существенно расходятся. Эксперты отмечают: отдельные прозвучавшие инициативы могут быть полезны, но в целом картина настораживающая. Систему, которая выстраивалась с начала нулевых, начали активно расшатывать, и зачем-то – аккурат перед президентскими выборами. 

Конечно, можно вспомнить, что о децентрализации Медведев заговорил еще с лета. С этого же времени (как уверяет бывший глава АП Сергей Нарышкин) готовились и политические инициативы для состоявшегося на той неделе послания президента. Но если в инициативах по политическим преобразованиям прослеживалась хотя бы конъюнктурная логика, то децентрализация явно стала перебором  - и на это указал Путин

"Нам уже давным-давно пора признать, что Россия настолько сложна как федерация, что мы не должны стесняться учитывать эти различия более тщательно, создавая дифференцированные правовые, инвестиционные и, может быть, даже налоговые режимы в отдельных регионах. Я со всеми присутствующими говорил об этом не единожды", – сказал Медведев.

Так, он предложил: а) увеличить число полномочий, делегированных с федерального уровня на региональный; б) провести финансовую децентрализацию и дать регионам больше самостоятельности в распоряжении средствами федеральных субсидий; в) расширить источники доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственных источников, причём на реализацию как возможных полномочий, так и уже существующих полномочий.

козак дмитрий николаевич заместитель председателя правительства рф|Фото: Накануне.ruВице-премьер Дмитрий Козак припомнил процессы по выстраиванию вертикали власти, которые шли в начале нулевых, но заявил, что сейчас "перезрела необходимость сделать более радикальный шаг в децентрализации властных полномочий".

"Сегодня предлагается упор сделать, прежде всего, на делегировании регионам федеральных полномочий за счёт передачи контрольно-надзорных и исполнительно-распорядительных полномочий в целом ряде сфер", – сказал он.

матвиенко валентина ивановна губернатор санкт-петербурга|Фото: Накануне.ruСпикер Совфеда Валентина Матвиенко пошла дальше и высказалась за то, чтобы упразднить институт полпредов и вместо этих должностей ввести должности министров по делам территорий – "с чёткими функциями, с чёткими полномочиями". "Они могли бы заниматься реализацией федеральных целевых программ в регионах, федеральной адресной инвестиционной программой, координировали бы социально-экономическое развитие территорий, выступали бы объективными в хорошем смысле этого слова лоббистами регионов в федеральном центре", – сказала она.

Примечательно, что эта инициатива впервые была озвучена на столь высоком уровне.

Губернаторский корпус (который вскоре уже, видимо, станет выборным) также высказывался за то, чтобы получить больше полномочий. Так, губернаторы захотели контролировать территориальные органы и в случае надобности отправлять в отставку их руководителей.

Реакция Путина на все не была восторженной. "Мы очень напряженный бюджет принимаем 2012 года, 2013-го, 2014-го, до 2020 года у нас огромные расходы предусмотрены на оборону, на безопасность. Гособоронзаказ один только 20 триллионов. Там каждая копейка посчитана. Если мы снизим, скажем, НДС хоть на один процент, выпадающие доходы мы за счёт чего получим? Или мы что, будем сокращать эти программы? А из чего мы будем финансировать повышение заработных плат для военных и других силовых структур в следующем году и в 2013-м? За счёт чего мы с вами будем пенсии индексировать при дефиците Пенсионного фонда? Это всё нужно очень внимательно посчитать. Я вообще ничего не исключаю из того, что здесь прозвучало, но всё нужно самым внимательным образом просчитывать", – провел Путин небольшой ликбез для реформаторов властной вертикали.

Премьер по порядку подверг критике чуть ли не каждый пункт предложений.

"Вы знаете, я бываю везде практически, где у нас, к сожалению, случаются катастрофы и трагедии, скажем, в том же Кузбассе. Это, в том числе, результат недостаточного технического надзора и неправильной его организации. И нам нужно очень внимательно к этому подходить. Мы не можем, на мой взгляд, разбить этот технический надзор по регионам, чтобы везде был разный стандарт", – сказал он.

"Соблюдение, например, трудового законодательства также предлагается отдать на регионы. Послушайте, у нас не может быть пермского законодательства, владивостокского, хабаровского или московского, или питерского, у нас единообразное должно быть законодательство, единое для всей страны, тем более в области трудовых отношений", – отметил премьер.

В регионах настороженно восприняли инициативы, прозвучавшие на госсовете. Зубр свердловской политики, бывший депутат областного заксобрания (а оно всего несколько недель назад превратилось из двухпалатного в однопалатный, последним в стране) Анатолий Гайда отметил в беседе с Накануне.RU: "С ходу все это вызывает некоторые сомнения, потому что, действительно, с 1995 года мы бились за равноправие всех субъектов – экономическое, политическое, и вроде Конституция зафиксировала равноправие всех субъектов перед центром. Первое впечатление, что, действительно, все должны быть равны, но и регионы-то у нас разные. Я думаю, надо бы повнимательнее поизучать опыт других федеративных государств в этом плане, например, Германии. Там все законодательно очень четко определено, как богатые регионы помогают бедным. Сложно оценивать, когда не имеешь полностью концепции. Но первое впечатление – все это настораживает".

Также он высказался против инициатив губернаторского корпуса. "Какие полномочия могут взять на себя еще губернаторы? Их вполне достаточно. Переподчинить территориальные, федеральные структуры – на мой взгляд, это неправильно", – сказал он.

Действующий депутат Тюменской облдумы Сергей Козлов в беседе с Накануне.RU отмечает, что регионам нужна большая самостоятельность, но излишняя децентрализация может и навредить. 

"Я настороженно отношусь к любым таким переменам, с другой стороны, регионам нужна большая самостоятельность. Самое главное – учитывать исторический опыт, он у нас очень богатый. Как историк, я могу сказать, что у нас есть несколько примеров излишней централизации и несколько примеров излишней децентрализации. Например, хрущевское районирование нанесло значительный ущерб нашей экономике. Есть сферы, где должно быть четкое центральное подчинение, есть сферы, где можно допустить большую самостоятельность", – сказал он.

"Когда Путин выстраивал вертикаль власти, он был абсолютно прав в свое время. Меня всегда пугали сепаратистские настроения, и эти огромные территории надо удерживать", – отметил тюменский парламентарий.

Эксперты считают, что в предоставлении полпредам экономических рычагов есть логика. Так, Сергей Козлов считает, что наделение экономическими функциями "генерал-губернаторов" было бы полезным.

Но один из самых главных в данном случае вопросов – а на чьей стороне выступила Матвиенко?

Политолог Алексей Мухин отмечает, что мера, предложенная Валентиной Матвиенко, с одной стороны, позволяет сохранить аппараты полпредов, с другой стороны, вывести контроль над территориями из ведения президента и перевести их под контроль аппарата премьера.

"В этой связи возникает вопрос – Валентина Ивановна чей друг? Владимира Путина, который, скорее всего, будет президентом РФ, или Дмитрия Медведева, который покидает этот пост и, скорее всего, переместится на пост премьер-министра? Так или иначе, мне кажется, что трансформация будет связана с возможным ослаблением вертикали и совершенно точно – с увеличением штата вновь образованных министерств", – сказал эксперт Накануне.RU.

А член Общественной палаты Сергей Марков отметил:

"У нас федеральные округа при неблагоприятном развитии ситуации – это готовые новые государства, то есть, Сибирь, Дальний Восток, Юг и так далее. Предложение Матвиенко, по сути, означает перевод нынешних полпредов из ведения администрации президента в ведение правительства и в какой-то мере сокращение их политического статуса. Но при этом нельзя допускать концентрации политической и экономической власти в одних руках, поскольку это будет предпосылкой для сепаратизма".

Примечательно, что и министр регионального развития Виктор Басаргин, в ведение которого захотели отдать нынешних полпредов, высказался против этого. "Я сам прошел школу полпредства и считаю, что еще очень много предстоит сделать на территориях. Все, что касается выстраивания вопросов с разграничениями полномочий, единого законодательного пространства, они все это сделали. То есть система сложилась в целом. Ведь сегодня никто не бросил камень в адрес этой системы, которая сегодня существует, как с точки зрения управления, так и с позиции финансовых составляющих", - отметил Басаргин. Он сказал, что институт полпредства надо не устранять, а совершенствовать, и руководствоваться в этом вопросе, прежде всего, необходимо примером Северо-Кавказского федерального округа.

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Впрочем, экономист Михаил Делягин призывает не делать далеко идущих выводов из прошедшего заседания. По его мнению, сейчас нужно прислушиваться не к уходящему президенту, а к тому, кто готовится занять этот пост, поскольку именно он будет реализовывать или не реализовывать все те инициативы, которые обсуждались на госсовете. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС