25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика В России

Welcome в агломерацию!

"Новая" идея относительно "передела России" и разбиения ее на пару десятков крупных агломераций, как выясняется, не так уж и нова. Применяется она в США, где есть так называемые стандартные метрополитенские ареалы, которые статистически закрепляют имеющиеся агломерации, но не исключают существование регионов. Заменят ли агломерации собой регионы в России и под эту ли цель сити-менеджерство внедряется как "федеральный тренд", корреспондент Накануне.RU выяснил у экспертов.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Политолог, эксперт ГУ ВШЭ Алексей Титков отметил в беседе с Накануне.RU, что озвученный в прессе вариант пока не предусматривает никаких конкретных предложений. Но то, что описывается, напоминает применяющуюся в США систему.

Вопрос: Накануне появилась информация о документе, над которым работают в правительстве и администрации президента. В нем говорится о том, что россияне впредь будут жить не в 83 регионах, а в 20 агломерациях, где концентрируются главные ресурсы. Как бы Вы это оценили?

Алексей Титков: Самое основное, что там предлагается сделать – это создать некую единицу учета агломерации. Решается вопрос, как это будет соотноситься с нынешним территориальным делением на уровне городов, районов и субъектов РФ, но до конкретных предложений еще дело не доходит. Если опираться на мировой опыт, что может получиться что-то вроде существующих в США стандартных метрополитенских ареалов.

Звучит много риторики о значимости агломераций, она более восторженная, чем обычно, но, в принципе, она была всегда, еще в советское время, в 80-х. Если ее вычесть, то очень мало конкретных предложений и, как я понял, о таком страшном распределении регионов речи не идет. Не будет так, что группа аналитиков что-то написала – и в правительстве уже начали думать и реализовывать. Пока очень неопределенно все.

Справка: Стандартный метрополитенский ареал (СМА), стандартный метрополитенский статистический ареал (СМСА) – территориально-статистическая единица, используемая в США для приближённого выделения и количественной характеристики городских агломераций. СМА выделяются для всех городов США, имеющих более 50 тыс. жителей и не являющихся пригородами более крупных городов. В состав каждого СМА входит одно или несколько графств, отбираемых по специальным критериям, характеризующим плотность населения, уровень развития городской жизни и тесноту экономических и культурных связей. В 1974 Бюро ценза США публиковало данные по 283 СМЛ, в которых менее чем на 10% территории страны было сосредоточено 70% её населения и почти 75% экономической деятельности. Границы СМА периодически пересматриваются по мере территориального роста пригородных зон.

Вопрос: Тем не менее, возможная ставка на агломерации означает то, что моногорода не имеет смысла развивать? Мы видим, что и федеральная программа по их поддержке несколько "пробуксовывает".

Алексей Титков: Это та логика, которая существует у большей части корпораций, что надо направлять средства туда, где они дадут большую отдачу, и в этом смысле крупные городские агломерации объективно выступают в роли магнита. И здесь на долю государства в большей степени остается уже выступать в качестве института, который сглаживает некоторые противоречия и поддерживает какую-то жизнь в моногородах, откуда люди по разным причинам уезжать не хотят. Но то, что говорится о необходимости заниматься только точками роста, возможно только на уровне идеологии, может являться лозунгом, но практически исключено для правительства. И такая выравнивающая политика всегда будет неизбежна.

Вопрос: В последнее время все больше крупных городов переходят на схему с сити-менеджером и само сити-менеджерство подается как "федеральный тренд". В этом случае и проект по замене регионов на агломерации, вроде бы, выглядит логичным.

Алексей Титков: Многие агломерации ведь складываются сами по себе, просто потому что люди там живут, работают. Какую управленческую схему там можно применить – это вопрос для обсуждения, но, судя по опыту США и Европы, система с сити-менеджерами применяется больше в небольших городах, а в самых крупных чаще используется система с избираемым мэром.

Вопрос: Но ведь у нас, напротив, заявляется, что сити-менеджеры нужны в городах-миллионниках.

Алексей Титков: В этом, я думаю, слишком много политической подоплеки, прежде всего, желания глав регионов избавиться от самых серьезных конкурентов – руководителей крупных городов, что позволит им жить спокойней. Но с точки зрения экономики, социальной политики польза от сити-менеджера еще вызывает вопросы.

москва кремль министерство иностранных дел рф|Фото: Накануне.ruВопрос: А, например, когда сейчас говорится об объединении Москвы и Московской области в один регион и московской агломерации, то речь идет о разных вещах?

Алексей Титков: Агломерация, по большому счету, существует. Есть московская агломерация, которая выходит за пределы Московской области – до Владимирской, Кулажской. То есть, как солнечная система существует, здесь что-то такое же. Но другой вопрос – нужно ли из этого делать политические и управленческие выводы. Думаю, что, скорее, не нужно, и самое политически разумное – оставить нынешнее положение с двумя субъектами Федерации. И чтобы правительство их как-то стимулировало, чтобы они договаривались между собой о решении проблем.

Вопрос: То есть, если агломерация сложилась, сама собой развивается, то законодательно закреплять какой-то один муниципалитет или регион нет смысла?

Алексей Титков: На самом деле, в этом случае есть и объективные проблемы. Ситуация, когда существует большое социально-экономическое "тело", которое расползлось и выходит за административные границы одного региона, находится в двух или трех, есть, конечно, не только в России. Но замечу, что все бюджеты, целевые программы принимаются в рамках существующих регионов, и начинает работать логика чиновников, что вот есть моя территория, я за нее отвечаю, а что за границей – это уже меня не интересует, там отвечает кто-то другой. И возникает такая типичная ситуация, что до границы области, например, автомобильная дорога идет, а после ее забрасывают, потому что уже другая земля, другой мир. В случае с агломерациями есть подобные сложности, и над ними нужно думать, как такие проблемы решать. Пока в том документе, который приводится, самая разумная часть – признание того, что существуют такие сложные образования и нужно думать, как ими управлять, как их развивать. Как именно – из документа не видно.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Председатель комитета Госдумы по местному самоуправлению, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко в беседе с Накануне.RU высказал свою точку зрения.

Вопрос: Как Вы считаете, возможно ли, что агломерации со временем заменят регионы?

Вячеслав Тимченко: Здесь путают одно с другим. Агломерации могут существовать независимо от субъекта РФ. Под самими понятиями "агломерация" и "субъект РФ" – совершенно разная основа. Агломерация – это регион не с точки зрения административно-территориального устройства, а с точки зрения географического положения, где реализуется какой-либо проект, либо инновационная зона или еще что-то. Это не связано никак с административно-территориальным устройством РФ. Одно другому никак не противоречит, не мешает и не затрагивает интересы.

Вопрос: Тем не менее, направление создания новых агломераций в РФ насколько выглядит перспективным?

Вячеслав Тимченко: С точки зрения экономического развития России это перспективно, но создание агломераций все равно не может привести к изменению количества регионов. Это не подразумевает изменения структуры федеративного устройства страны.

Вопрос: А сколько агломераций могло бы появиться?

Вячеслав Тимченко: Невозможно абстрактно посчитать, сколько будет агломераций. Каждая агломерация будет развиваться с учетом прогноза социально-экономического развития России. Например, может быть создана агропромышленная агломерация, агломерация с высокотехнологичным производством, агломерация по развитию транспорта или какой-то другой отрасли экономики. Здесь сложно сказать, сколько их может быть. Для этого есть стратегия развития до 2020 года, на основе нее могут сформироваться определенные агломерации.

Перспективы создания агломераций есть на территории всех субъектов РФ – как нескольких субъектов, объединенных возможностью получения экономической выгоды, так и на территориях отдельных субъектов.

Вопрос: Стратегия-2020, как известно, в свое время в связи с кризисом потеряла актуальность и сейчас находится на стадии доработки.

Вячеслав Тимченко: Она будет дорабатываться, конкретизироваться какими-то отдельными программами.

Вопрос: И когда конкретика относительно агломераций в ней может появиться?

Вячеслав Тимченко: При появлении таких проектов, в рамках каждого проекта может приниматься решение по созданию агломераций или по созданию экономической зоны.

Вопрос: Значит ли это, что правительство не видит смысла развивать отдельные моногорода?

Вячеслав Тимченко: Это друг другу не противоречит. Например, Тольятти является моногородом, но это никак не противоречит концепции развития агломерации.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС