19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

О "бездушных кондукторах"

На фоне транспортно-льготных страстей в Екатеринбурге как-то потерялась тема введения электронных билетов. А между тем, согласно январским расчетам городских чиновников, электронная система оплаты проезда должна быть внедрена в столице Урала уже в четвертом квартале этого года. Правда, не на всей территории, а только в "пилотной зоне". Это уже вызывает сомнения, поскольку непонятно – что это за "пилотная зона". Логичнее было бы сделать "пилотные маршруты". Но дело не в этом, а в том, что за любые нововведения в итоге заплатит пассажир.

Автоматизация оплаты проезда, как известно, возможна в двух вариантах. Первый известен нам с советских времен – это компостер, пробивающий билеты сознательных пассажиров. Кстати, эта система вовсе не столь наивна, как думают некоторые, и до сих пор успешно используется, например, в некоторых странах Евросоюза. Хотя у нас она действительно будет малоэффективной, по крайней мере, сегодня, когда и нахрапистого кондуктора пытаются надуть, что уж говорить о "молчаливом" компостере.

Поэтому большинство российских транспортных предприятий при модернизации переходит на турникетно-валидаторную систему. Тот, кто бывал в Москве, может легко представить себе, что это такое. "Трехрогая вертушка" устанавливается на входе в переднюю дверь, чтобы успешно ее миновать нужно или приложить многоразовый электронный проездной к кружочку на небольшой коробочке (тот самый валидатор), либо отправить карту с магнитной лентой в приемное устройство в валидаторе, пройдя через который карта "полегчает" на одну поездку.

Раньше считалось, что у подобной системы масса преимуществ – это и уход от "древней", бумажной формы оплаты проезда, снижение расходов на зарплаты кондукторам, учет льготников, уход от наличных денег, более быстрый оборот средств на счетах транспортных предприятий и даже регулировка наполняемости салона.

Это в теории. На деле же все зачастую получается как в известном афоризме Черномырдина про "как всегда".

билет на трамвай 3 копейки старый | Для начала отметим, что в Москве мысль об отказе от турникетов зародилась одновременно с их появлением. Существует масса "антитурникетных" сайтов, активисты движения против турникетов призывают обращаться с жалобами во все возможные инстанции. А в прошлом году возможность отказа от турникетов прокомментировали и сами власти. Однако сделать это можно будет, по мнению московских чиновников, только после того, как "изменится сознание пассажиров". Пока что роль профессора Павлова столичным транспортникам не слишком удается – рефлекс "платить сознательно" у москвичей вырабатывается с трудом.

"Недавно был проведен эксперимент, когда в одном из салонов трамвая был установлен только валидатор, а в другом валидатор и турникет. И пассажиры старались попасть в тот вагон, где установлен только валидатор, чтобы без билета беспрепятственно оказаться в салоне", - заметил в октябре прошлого года замруководителя департамента транспорта и связи Москвы.
Сторонники удаления турникетов говорят, что в реальности большинство плюсов автоматизированной системы превращаются в минусы. Так, например, "зайцы" хорошо приспособились к нововведению. Физически подготовленные – перепрыгивают, просто ловкие – проходят по двое, но большинство просто заходит в средние и задние двери. Да, есть вероятность того, что зайдет контроль, но ведь и риск у "зайцев" в крови. С другой стороны, официальные цифры говорят об обратном. "Рост сбора проездной платы в Москве вырос в 1,5 раза. Эти цифры были представлены ГУП "Мосгортранс" на международной конференции международного союза общественного транспорта (МСОТ), проходившей в Москве в 2007 г.", - рассказала нашему агентству начальник отдела маркетинга компании "Группа Смарт Технологии" Ольга Распопова.

автобусы | Фото: informpskov.ruВо-вторых, очень сильно увеличивается время посадки. Не все граждане сознательны, поэтому процесс поисков проездного в сумке, выворачивания карманов, столпотворения на подножках, толкотни на скользких остановках становится неизбежным. И так на каждой остановке. А если зимой? А если в час пик? А если на "Икарусе", где дверной проем впереди гораздо меньше, чем на ЛиАЗе? Тогда как же с помощью турникетов московские власти намеревались регулировать количество пассажиров, спросите вы. Очень просто – если водитель видит, что салон уже полностью заполнен, он просто не открывает дверь посадки на следующих остановках. А ехать-то всем надо. Вот и становятся даже законопослушные граждане "безбилетниками" – зайти можно только через задние двери.

Но и это не самое страшное. Самое страшное – это стоимость турникетов, а значит, и проезда. По разным данным, стоимость одного турникета колеблется от 170 до 185 тыс. руб. Прибавьте к этому стоимость лицензии (порядка 70 тыс. руб.) и расходы на ежегодное обслуживание автомата – еще около 25 тыс. руб. Но это еще не все – в итоговую смету переоборудования войдет и стоимость печати электронных карт и проездных (кстати, еще одна особенность "турникетной" системы – если покупаешь билет у водителя (а это, кстати, тоже не добавляет скорости при посадке), то платить придется чуть ли не на треть больше), а также приобретение электронных приборов контроля, ведь электронные проездные документы контролировать – это вам не цифры на билетиках сравнивать.

Насколько же может увеличиться стоимость проезда? Например, в первом в России городе, где была введена турникетная система – подмосковном Зеленограде, стоимость проезда увеличилась с четырех рублей до семи. То есть почти в два раза. Но Зеленоград и Екатеринбург – две большие разницы. Учитывая то, что, по словам руководителей автотранспортных предприятий, уже сегодня себестоимость проезда в городском автобусе составляет порядка 17 рублей, а количество автобусов МОАП превышает 600, чтобы оборудовать турникетами даже сотню автобусов придется потратить 280 млн руб.! С другой стороны, по данным компании "Группа Смарт Технологии" (занималась оснащением турникетами наземного транспорта Москвы), окупаемость автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) в столице не превысила трех лет. И все это ляжет на плечи пассажиров, в т. ч. и льготников, поскольку их проездные в Екатеринбурге полностью не оплачиваются. Кстати, противники внедрения турникетов указывают и на проблему с электронными проездными льготников. Ведь если кондуктор может просто-напросто высадить человека, который предъявит чужие документы, то у водителя и так проблемы выше крыши. И вряд ли он будет проверять – соответствуют ли друг другу проездной 70-летней пенсионерки и 20-летний предъявитель документа.

Ну и прибавьте к этому совсем не антикризисное сокращение кондукторов. И тут дело не только в увеличении безработных. "В час пик автобус будет стоять на остановке полчаса, чтобы вся толпа пассажиров прошла в салон через узкие турникеты. Самое грустное, вспоминаются 90-е годы, когда в салонах общественного транспорта не было кондукторов. Нас ожидают битые стекла в салонах, мусор-кожурки от семечек, фантики, бутылки, резаные сиденья, разрисованные и испачканные стены салона! Ужас!", - такое мнение оставил посетитель одного из городских форумов, посвященных автобусному транспорту.

Так нужны ли Екатеринбургу в данный момент времени турникеты в общественном транспорте? Пожалуй, за увеличение стоимости проезда и разъяренные толпы на остановках (к сожалению, екатеринбургские пассажиры в очереди вставать не привыкли, в отличие от московских) никто городским властям спасибо не скажет, да и в условиях кризиса чиновников никто за язык не тянет – хорошо бы просто стоимость проезда не увеличивалась.

Но существующие проблемы, конечно, тоже надо решать. Как? Вот какие меры предлагают создатели московского портала "Турникетам.нет!". "Турникет – точно не способ заставить всех платить за проезд. Скорее всего, те, кто готов платить, будут делать это там, где скорость движения выше: в маршрутках.

В качестве варианта решения проблемы можно предложить такой:
1. Выдача всем льготным категориям граждан проездного билета единого установленного образца. Проездной должен иметь фотографию и соответствующие степени защиты. Одновременно с этим действие всех ведомственных, пенсионных и других удостоверений необходимо отменить. Контролеры и кондукторы физически не могут запомнить 67 видов льготных удостоверений и их особенностей, чем некоторые недобросовестные пассажиры и пользуются.

2. Установка электронных компостеров. В его качестве подойдет и валидатор от существующей системы. Компостер должен пробивать время посадки, номер машины, рейса и направление движения. Пробитый билет действует в течение полутора часов, то есть пассажир платит не за пересадки, а именно за поездку из пункта А в пункт Б независимо от количества пересадок.

3. Одновременно с этими мерами, облегчающими процесс оплаты проезда, необходимо ввести более жесткий контроль. Контролерам нужно создать необходимые условия для того, чтобы они не брали взяток, а именно: поднять зарплату, чтобы риск потерять такую хорошую работу перевешивал желание взять "десяточку без квитанции",
- считают противники турникетов.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU И все же идея о введении турникетов многим кажется весьма привлекательной, особенно если не вникать в финансовые изыскания проекта. К тому же нельзя не согласиться, например, с теми, кто ратует за введение бесконтактной системы оплаты в метро – здесь действительно давно пора ввести замену доставшимся от "старшего московского брата" жетонам. "А-а! Так вот куда делись наши жетоны, а мы думали, их переплавили", - не устают удивляться заезжие москвичи, увидев в екатеринбургском метрополитене советское наследие. К тому же скоро город принимает саммит ШОС, открывает две новые станции, так что валидаторы и карты были бы очень к месту. Да и не так затратно это будет – станций у нас пока немного. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС