23 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBs5tB
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/repair/loggia/interior-facing/, посетить сайт.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Продолжатели AiRUnion

После того, как руководство AiRUnion загнало его в смертельное пике, альянс получит второе рождение. Передача авиакомпаний под управление госкорпорации Ростехнологии – вопрос давно решенный. Даже определено, на базе чего из отдельных кусочков будет собираться авиационный гигант, способный потеснить Аэрофлот. "Атлант-Союз", контролируемый московскими властями, и готовый взять под крыло авиакомпании с их обязательствами, уже начал выполнять рейсы AiRUnion. Вопрос с долгами альянса почти улажен ("Ростехнологии" выступили поручителем при выдаче кредитов), пассажиры наконец-то улетели в точки назначения, а разбор полетов все еще продолжается. Кто виноват в том, что компания накопила миллиардную задолженность? Бачурин с Мишариным, входившие в состав Совета директоров AiRUnion, частные акционеры братья Абрамовичи или нефтяники, поднимающие цены на авиатопливо? Все понемногу и никто в отдельности? Абрамовичи вины не признают, даже несмотря на то, что их другой авиационный актив - компания Sky Express – похоже, тоже ждет печальная участь.

Так уж получилось, что схема частно-государственного партнерства не сложилась - у двух нянек "дитя без глазу" оказалось. "Государство при нынешних механизмах управления показало себя полностью недееспособным совладельцем, по сути, оно не принимало сколько-нибудь серьезного участия в управлении. Логично, если бы государство в какой-то момент полностью ушло из бизнеса, тем более, что такая возможность была, тогда бы все риски принимали на себя частные акционеры", - заявил Накануне.RU руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Альянс AiRUnion был создан в 2004 году, все пять авиакомпаний, входящих в альянс, юридически были самостоятельными. Компании связывала лишь маршрутная сеть, а перспектива объединения в единую авиакомпанию маячила где-то очень далеко.

Справка: В AiRUnion входят пять авиакомпаний: "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самара" и "Сибавиатранс". Государству принадлежит 51 % акций "КрасЭйр", 50 % "Домодедовских авиалиний", 46,5 % "Самары". Около 40 % акций "КрасЭйр", 48,6 % "Домодедовских авиалиний", 40 % "Самары", 70 % "Омскавиа" и 100 % акций "Сибавиатранса" контролировали гендиректор "КрасЭйр" Борис Абрамович и связанные с ним структуры. На сегодняшний день общий долг авиакомпаний, входящих в AiRUnion, оценивается в $1 млрд.

Долги копились аж с 2006 года, но это, похоже, до определенного момента никого не волновало. Вместо того, чтобы как-то решать проблему, подключался административный ресурс – самолеты заправляли без оплаты до того времени, пока это было возможно. "Если государство начинает вести себя как медведь в посудной лавке, ничего хорошего не выходит. Решили проявить заботу о том, чтобы цены снизить, но чисто административным путем. Это привело к тому, что альянс авиакомпаний лишился топлива", - напомнил Накануне.RU исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Как знать, не заправляли бы самолеты в долг так долго, может быть, столь масштабных последствий, какие были, удалось бы избежать. Ведь другие авиакомпаний, с намного меньшими финансовыми возможностями и не обладая государственной Фото: Накануне.ruподдержкой, которым нынешним летом тоже пришлось несладко, не оказались в столь плачевном состоянии. И по большей части, исправно платили по счетам, чего не скажешь о руководстве альянса.

"Несколько раз авиакомпании AiRUnion осуществляли у нас посадки по метеоусловиям. Оплату за наши услуги, наверное, полгода у них выпрашивали. Обычно обслуживаем авиакомпании, все они ведут себя порядочно, а в части "Красноярских авиалиний" был вот такой прецедент. Долг погасили, но пришлось выходить чуть ли не на руководителей авиакомпании", - рассказал Накануне.RU первый заместитель генерального директора аэропорта "Рощино" Валерий Коноплев.

Поэтому специалисты ожидали, что гром грянет вот-вот. "К началу 2007 года весь рынок знал, что авиакомпании альянса не платят. Куда деваются деньги, никто, в общем, не понимал. Объяснение такое: выводятся из оборота. Билеты же продаются, приходы есть, а денег нет. Очевидно, что они куда-то уходят", - заявил "Вестям" генеральный директор торгового дома "Топливное обеспечение аэропортов" Евгений Островский.  Ответ на вопрос, куда ушли деньги, знают, пожалуй, лишь братья Абрамовичи и, может быть, еще кто-то. Почему чиновники, входящие в состав Совета директоров AiRUnion вовремя не озаботились происходящим - по умыслу или от незнания - можно лишь гадать.


Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU

РБК"Это не совсем частно-государственное партнерство в строгой форме, просто были государственные и частные акционеры. Когда речь идет о реальном бизнесе, а не проекте, о частно-государственном партнерстве говорить некорректно. Государство только входило в Совет директоров, и, хотя должно было осуществлять надзор, этого не делало. Тем не менее, годовые итоги утверждались на Совете директоров, и никто не задавал вопросов. Где были Бачурин, Мишарин"?, - задает риторический вопрос ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

То же самое интересует и Генпрокурора РФ Юрия Чайку. "Представляете, руководитель Росавиации был председателем Совета директоров нескольких, скажем так, авиакомпаний, к которым сегодня предъявляются претензии. Он должен был организовать эту работу, на мой взгляд. А работа была не просто не организована - она была провалена. И сегодня сложилось катастрофическое положение", - цитируют "Вести" Юрия Чайку.

Обострение проблем альянса произошло именно в том момент, когда госпакет AiRUnion начал передаваться "Ростехнологиям". Против чего, разумеется, выступали братья Абрамовичи, которые хотели сохранить контроль над компанией. Обнадеживает лишь то, что теперь им это, наверняка, не удастся. Более того, наиболее вероятен сценарий, что Абрамовичам вообще придется выйти из бизнеса. Передача акций, повышение цен на авиатопливо и так далее – лишь сопутствующие тяжелой ситуации факторы. Ведь будь у альянса другая финансовая политика, которую определяло все-таки не государство, сегодняшней ситуации, скорее всего, не возникло бы.

"Думаю, что Абрамовичи либо продадут свой пакет, либо он станет минимальным, поскольку управлением занимались они, вину можно возложить на них. Частные акционеры могут появиться, но уже другие", - предполагает Дмитрий Баранов.

"Если Абрамовичи могут что-то внести в новую авиакомпанию, то получат какую-то долю. Просто нужно понимать, что конкретно они могут внести. Наличных у них нет, стоимость активов авиакомпаний меньше, чем величина задолженности перед кредиторами. Кроме того, многие активы заложены", - сообщил Накануне.RU руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Так что новая авиакомпания, похоже, будет контролироваться государством. Что из этого может получиться, покажет лишь время. Но очевидно, что об AiRUnion как конкуренте "Аэрофлота" заявлять, мягко говоря, преждевременно.

"В отличие от Росимущества, которому частично принадлежат авиакомпании, госкорпорация может привлекать более эффективный менеджмент, платить, в конце-концов, не по тарифной сетке для госслужащих, а исходя из рыночных реалий. Будут ли все механизмы использованы – другой вопрос", - отмечает Олег Пантелеев.

Он добавляет, что те компании, которым предстоит объединиться, должны вместе показывать хорошие результаты по росту объема перевозок, и синергетический эффект от объединения может быть получен, но через год и не через два. "Простое Фото: Накануне.ruобъединение в итоговой таблице цифр, которые раньше давали разные авиакомпании, по сути, не сможет осложнить позиции "Аэрофлота", - подчеркивает руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт".

К тому же пока до конца не ясно, что делать с миллиардными долгами AiRUnion. Государству эту проблему решить проще, чем частным акционерам, поскольку всегда можно подключить административный ресурс. Собственно, уже заявлено, что госкорпорация "Ростехнологии" выступит поручителем по выдаче кредитов коммерческих банков авиакомпаниям, входящим в альянс "ЭйрЮнион" (AiRUnion), для покупки авиакеросина. "Мы будем давать поручительство банкам на сумму 3,6 миллиарда рублей для выдачи кредитов AiRUnion", - сообщил Чемезов. По его словам, недавно "Ростехнологии" уже организовали еще один кредит AiRUnion для решения проблем с топливом в размере $100 млн.

"Процесс передачи акций застопорился, потому что "Ростехнологии" проводили некий аудит перед тем, как принять акции на свой баланс. Сейчас есть решение о том, что будет создаваться новая авиакомпания, и нужна переоценка. Нужно посмотреть, сколько долгов есть, оценить ситуацию в "Атлант-Союзе". В случае отказа от банкротства компаний, входящих в альянс, собственники будут делать новую авиакомпанию, отстранившись от долгов, которые могут быть реструктуризированы", - считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Штопор, в который вошел AiRUnion, привлек к себе внимание не только из-за необычности ситуации, но и из-за опасений, что подобное может повториться. Раз уж допущен кризис в такой большой организации, что ожидает другие авиакомпании? Тем более, что у некоторых ситуация уже непростая. Накануне руководство AiRUnion предоставило свое интерпретацию причин произошедшего и сделало пессимистический прогноз в отношении всего авиарынка России.

"В ситуации с альянсом не только вдвое подорожавшее топливо явилось причиной кризиса. В силу ряда обстоятельств, мало от нас зависящих, в течение трех лет мы не смогли создать единого перевозчика. То, что произошло с AiRUnion — кризис не одной авиакомпании, и не пяти — это кризис системы. Наша история не нова — многие, даже крупные зарубежные перевозчики не смогли удержать свои позиции на рынке. К сожалению, будут и повторения — Международная ассоциация воздушного транспорта удвоила прогноз убытков авиакомпаний мира в этом году", - сказано в заявлении.

Иначе говоря, акционеры здесь ни при чем - самый простой способ переложить ответственность за произошедшее с себя на чьи-то плечи. Но теперь Росавиация сообщает о долгах другой авиакомпании, принадлежащей Абрамовичам - Sky Express. Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Кстати, недовольных пассажиров Sky Express предостаточно, они даже создали собственный сайт, где собрано множество историй, как пытались вернуть деньги за авиабилет и это не удалось, и в итоге пришлось судиться.

Но речь пока не о них. Глава Росавиации Евгений Бачурин накануне заявил, что через две недели лишит компанию лицензии, если она не урегулирует свой долг в 1 млрд руб. Казалось бы, что тут уже не отвертишься. Когда проблемы у независимых компаний, принадлежащих одному владельцу - это уже система, и вовсе не та, о которой говорило руководство AiRUnion, пытаясь оправдаться. 

Между тем, в Sky Express якобы не знают о существовании какого-то долга. "Просроченных задолженностей, а также претензий со стороны поставщиков Sky Express не имеет. Никаких предупреждений, вопросов или обращений со стороны Росавиации авиакомпания не получала", - сказано в заявлении руководства компании. Там же отмечают, что авиакомпания работает в обычном режиме. Этот факт Накануне.RU подтвердили в ряде аэропортов. С другой стороны, самолеты авиакомпаний AiRUnion, несмотря на огромную задолженность, продолжительное время тоже летали как ни в чем не бывало.

И еще один факт. Весьма красноречивый. Как пишет газета "Гудок", венгерская авиакомпания Malev, принадлежащая гендиректору "Красноярских авиалиний" Борису Абрамовичу, привлечет 30 млн евро кредита у Внешэкономбанка. Средства будут направлены на финансирование закупок самолетов. Переговоры о представлении кредита с ВЭБ вела компания AirBridge Zrt, через которую Абрамович владеет 99,5% Malev.

А тем временем государство будет расплачиваться по долгам AiRUnion...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Другие статьи



Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС