25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBTymC
Услуги частных мастеров: http://remont.youdo.com/stuccoing/primer/ по ссылке.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

"ЭйрЮнион": союз нерушимый?

Очень неприятный конфуз произошел на минувшей неделе с альянсом "ЭйрЮнион" (AirUnion). Вдруг обнаружилось: долги компании настолько велики, что даже в родном для "КрасЭйр" (крупнейшая компания альянса) Красноярске самолеты перевозчика керосином в долг не заправляли. Но Красноярск – не самое страшное. Куда хуже было в Домодедово – крупнейшем аэропорту страны, где несколько тысяч пассажиров "ЭйрЮнион" несколько дней провели на чемоданах. А в это время чуть ли не сами чиновники от авиации, ГК "Ростехнологии" (ей передается госпакет "ЭйрЮнион") ну и, естественно, сам альянс лихорадочно искали, у кого бы одолжить керосин. Нашли: взаймы топливо предоставила компания "Трансаэро". Поставщики же топлива одалживать компаниям альянса отказываются, ссылаясь на и без того огромные долги перевозчиков.

Параллельно с процессом поисков керосина глава Росавиации Евгений Бачурин стыдил собственников "ЭйрЮнион", погрязших в долгах и даже пригрозил на совсем отобрать сертификат эксплуатанта, если альянс не приведет финансовые дела в порядок. Собственники у альянса – разные, есть частные, есть государственный.

Как оправдывается альянс? Он утверждает, что все произошло из-за непомерного повышения цен на авиатопливо в тот момент, когда большинство билетов на летний сезон было продано. Теперь компании не хватает денег из-за возросших расходов на ГСМ. В общем, "ЭйрЮнион" – не первая, и далеко не последняя компания, которая в этом году столкнулось с данной проблемой. И пассажиры, возглавляемые экипажами и даже самими собственниками, вполне бы могли пойти к офисам нефтяных компаний (благо все равно застряли в Москве на долгие несколько суток) и с транспарантами требовать снижения цен на керосин. Могли бы, если бы не одно "но". Ряд экспертов полагает, что такое ЧП не случайно произошло именно в тот момент, когда государство решило передать свой пакет акций в собственность "всепоглощающих" "Ростехнологий". Ведь господа частные акционеры альянса, прежде всего братья Абрамовичи, выступали против того, чтобы "Ростехнологии" получили контрольный пакет акций. Иными словами, а не является ли происходящее неким подобием саботажа?

Для того, чтобы разобраться в ситуации, нужно вспомнить об истории альянса, но для начала обратимся к заявлениям "ЭйрЮнион" и "Ростехнологий", в которых если и нет взаимных обвинений, то уж точно есть ссылки на внешние обстоятельства.

"Резкий рост топливных цен, произошедший в начале лета, когда большинство перевозок было уже продано на весь сезон, привел к образованию долга у всех авиаперевозчиков. Доходов от продажи авиаперевозок теперь не хватает на покрытие значительно возросших затрат. Единственное отличие AiRUnion в этой ситуации от остальных участников авиарынка состоит в том, что в настоящее время идет процесс передачи акций, находящихся в государственной собственности, в ГК "Ростехнологии". Контрагенты компаний до сих пор не получили точной позиции ГК относительно погашения кредиторской задолженности и были вынуждены прибегнуть к крайним мерам.
Принудить компании к ускорению расчетов аэропорты и топливные компании решили путем остановки обслуживания задолжавших перевозчиков. Однако лишая авиакомпанию возможности выполнить свои обязательства перед пассажирами, проблема возврата долга не решается, а напротив, усугубляется. При этом пассажиры становятся заложниками нецивилизованного конфликта.
По общепринятой международной и российской практике аэропорт и перевозчик в первую очередь обязаны выполнить свои основные обязательства: обеспечить доставку пассажиров, купивших билеты, к месту назначения. Мы призываем наших контрагентов все отношения решать цивилизованно, в установленном Законом порядке, без шантажа и вовлечения в конфликт невинных людей",
- говорится в заявлении "ЭйрЮнион". То есть виноваты, во-первых, нефтяные компании – повысили цены, во-вторых, госкорпорация – до сих пор не то что по долгам не заплатила – даже не определилась, что с ними делать, в-третьих, контрагенты, которые, оказывается, и подставили пассажиров, не проявив должного терпения к должнику.

чемезов сергей викторович генеральный директор государственной корпорации ростехнологии(2006)|Фото: Фото: www.1tv.ru "Ростехнологии", замученные журналистами, в свою очередь выдали следующую отповедь: "Государственная корпорация "Ростехнологии" в очередной раз заявляет, что через своих представителей в альянсе AirUnion проводит финансовый аудит и вырабатывает комплекс мер для выполнения взятых AirUnion обязательств по обеспечению пассажирских перевозок в рамках летнего расписания. Относительно кредиторской задолженности, образовавшейся в результате деятельности AirUnion в предыдущий период, ГК "Ростехнологии" сможет предоставить комментарий по этой проблеме только после проведения глубокого финансового, юридического и налогового аудита". Согласитесь, по отношению к пассажирам звучит тоже очень жестоко – никакой ясности: сколько продлится аудит, какое решение будет по его итогам принято?

Что же ждет противоречивый альянс в будущем? Как минимум, временное ограничение продаж на зимнее расписание. "На сегодня мы ввели ограничение продажи перевозок авиакомпаниям - участникам альянса на зимнее расписание, то есть они не могут продавать сегодня перевозки зимнего расписания. Если ситуация не будет улучшаться, то мы этот срок будем сдвигать, возможно, на 1 октября, 15 сентября и так далее", - заявил руководитель Росавиации Евгений Бачурин. Естественно, на пользу "ЭйрЮнион" ограничение не пойдет и денег не прибавит, Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU особенно если учесть, что пассажиры уже начали возвращать билеты и на ближайшие рейсы. Прибавьте к этому желание конкурентов взять на себя перевозку пассажиров альянса (в частности, такое предложение высказала авиакомпания "Сибирь" (S7) и принципиальное согласие авиавластей на это: "Если полеты не смогут выполнить авиакомпании альянса, их выполнят другие авиакомпании", - весьма однозначно заметил Бачурин.

"Росавиация частично заморозила продажи авиабилетов "ЭйрЮнион" и дала альянсу неделю на решение операционных проблем. Мы считаем, что проблема с поставками авиационного топлива может быть решена при помощи вмешательства Ростехнологий. Тем не менее, принимая во внимание сложную отраслевую конъюнктуру и серьезную долговую нагрузку, мы рекомендуем продавать акции авиакомпании "КрасЭйр. В настоящий момент компании альянса несут убытки от операционной деятельности, и самостоятельно привлечь финансирование им будет крайне сложно. Существует потенциальная возможность помощи ГК Ростехнологии, которая косвенно подтверждается попытками оздоровления финансовых потоков и операционной деятельности авиакомпаний, а также неофициальной информацией о переговорах представителей Ростехнологий с поставщиками авиационного керосина. Тем не менее, в специальном сообщении представители ГК обращают внимание на тот факт, что в настоящий момент Ростехнологии не являются акционером "ЭйрЮнион", и не имеют отношения к финансовым проблемам альянса", - отмечает аналитик ИК "Финам" Владимир Сергиевский.

Фото: Накануне.ruНа самом деле, все очень серьезно. Считанные месяцы назад, когда было принято решение о передаче "Ростехнологиям" госпакета в компаниях альянса ("КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии", АК "Самара", "Омскавиа", "Сибавиатранс"), говорилось чуть ли не о создании конкурента для "Аэрофлота", ведь последний до сих пор остается главным перевозчиком страны. Альянс по совокупным перевозкам всех пяти компаний действительно вполне мог бы потягаться с "Аэрофлотом" и "Сибирью" – крупнейшими перевозчиками России. Только в прошлом году пассажиропоток "ЭйрЮнион" составил 3,6 млн человек (для сравнения – "Сибирь" в прошлом году перевезла 5,7 млн человек).

Немного об истории "ЭйрЮнион". Как и авиакомпания "Сибирь", впрочем, как и многие крупные компании из разных отраслей, альянс создавался по крупицам. Из остатков былого величия единой советской воздушно-транспортной системы – множества ФГУПов, разбросанных по всей стране, стремительно беднеющих авиаотрядов и аэропортов (в то самое время, когда еще государство не настаивало на разделение аэропортовой деятельности и перевозок). Основные акционеры альянса – братья Абрамовичи – хотели создать в итоге единую компанию, причем полностью частную. Но ни финансовых, ни политических возможностей не хватило, и Президент все же издал указ о передаче "Ростехнологиям" госпакета в пяти авиакомпаниях альянса. Отметим, 51-процентного пакета.

Однако указ был издан еще весной, а на дворе – конец лета. Авиарынок слишком чувствителен к промедлениям, здесь буквально за два дня все может измениться.
"Стоит задуматься о последствиях несвоевременного исполнения указов: ведь за буквой этих документов должен оставаться и дух, и смысл. А вот смысла создания AiRUnion сегодня уже нет. Когда кредиторы в массовом порядке требовали свои деньги через суд, вмешательство госкорпорации могло бы повлиять на ситуацию. Когда поставщики услуг пошли на прямой шантаж, угрожая прекращением предоставления услуг, уверенное поведение руководителя Ростехнологий и его публичное заявление могло бы спасти ситуацию. В условиях дефицита доверия со стороны поставщиков и партнеров новый хозяин положения мог бы спасти компанию. Но он выступил с рядом заявлений. Сначала "Ростехнологии" заявили, что изучают ситуацию в авиакомпаниях и приступили к реструктурированию некоторых наиболее критичных долгов. Затем... последовало признание, что ситуация крайне сложная, что надо менять 80% парка, что объем долгов превысил $1 млрд. Кредиторы об этом знали, так как бухгалтерские балансы компаний альянса открыты. Им было важно получить сигнал, что за авиакомпанией стоит сильная фигура. Не дождавшись этого сигнала, они потеряли доверие к AiRUnion, и теперь, похоже, окончательно", - с грустью пишет эксперт отраслевого издания АвиаПорт.RU Олег Пантелеев.

Хочется надеяться, "ЭйрЮнион" не станет отрицательным примером частно-государственного партнерства, хотя пока именно так и происходит. Потеря такой компании (а долги в $1 млрд – уверенный шаг на пути к банкротству) для российского рынка авиаперевозок была бы печальным исходом. Свято место пусто не бывает – прибыльные направления быстро разойдутся между другими ведущими компаниями, а вот убыточные направления вряд ли кого-то заинтересуют. 

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС