29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBiM4E
Замена замка в двери на http://remont.youdo.com/doors/replacement-lock/.
Хорошие военные юристы на YouDo
youdo.com


Аналитика все материалы

Кузницы кадров: кем престижно быть в Екатеринбурге?

До недавнего времени в нашей стране понятия "престижная" и "высокооплачиваемая" профессия совпадали, в то время как "востребованная профессия" стала понятием противоположным двум первым. Престижно и доходно было работать бухгалтером, ну, в крайнем случае, юристом. В результате такой моды профильные вузы оказались переполнены, на рынке труда появилось множество людей, имеющих экономическое образование, в то время, как страна вовсе не нуждалась в таком огромном количестве этих специалистов.

Профессии постепенно стали уходить из категории высокооплачиваемых, поскольку у работодателя появился огромный выбор – не хотите работать за предлагаемые деньги – пожалуйста, найдем другого! С тех пор ситуация изменилась. Рынок труда в России стал цивилизованней и уже не так подвержен влияниям моды. "Что же Вы, изменили своей мечте?", - спрашивал герой "Королевы бензоколонки" Людмилу "Добрый вечер". "Нет, просто мечту изменила", - отвечала она. Что сейчас модно, и что высокооплачиваемо, и, самый главный вопрос - кто же сегодня востребован?

Охотники за головами

Фото: Накануне.ruИтак, изменилось время, изменились приоритеты, государственная политика. Правда, пока нельзя сказать, что последняя сильно влияет на решение молодежи при выборе будущей профессии, хотя определенный прогресс налицо. Например, введенная только в прошлом году в Уральском госуниверситете специальность "нанотехнологии" уже пользуется популярностью. "Это будет не поток, это будет "штучное", эксклюзивное образование", - сказал по этому поводу ректор УрГУ Дмитрий Бугров.
На формирование отношений спрос-предложение на рынке труда влияют множество факторов, но тенденции все-таки можно проследить.

Во-первых, меняется отношение к образованию. Ценятся теперь даже уже не знания, а навыки, не теория, а практика. С другой стороны, работодатель стал уходить от потребительского отношения к работникам, и идеология "незаменимых людей нет" претерпевает значительные изменения. Подход к сотруднику становится индивидуальным, работодатель готов платить за то, чтобы у него работал лучший сотрудник. Более того, теперь модно "выращивать" специалистов и потом хвастать ими перед конкурентами. Работодатель готов платить и за обучение, и за поиск таких ценных кадров. Благодаря этому в России в последние годы успешно стали развиваться рекрутиновые и кадровые агентства, появились так называемые "охотники за головами" (за которыми, в свою очередь, также идет охота).

Вследствие готовности работодателя платить неплохие деньги за хорошего специалиста, изменились и образовательные учреждения. Помимо того, что теперь практически каждый уважающий себя вуз стремится ввести несколько совместных программ с крупными предприятиями региона, работодатель вполне может прийти в вуз, посмотреть учебную программу и предложить изменить ее, учитывая современные реалии. Например, ввести больше часов практики или глубже изучить какую-либо тему. И вуз пойдет на это, поскольку, во-первых, хочет получить дополнительные средства, во-вторых, заинтересован в трудоустройстве своих выпускников.

Фото: Станислав Рослов/www.itogi.ruНо "вербовка" будущих сотрудников в вузах – еще не самые крайние меры. Те компании, которые испытывают жесточайший дефицит кадров, готовы идти и в школы, как это, например, делают энергетики из "МРСК Урала". "Мы сейчас испытываем кадровый голод в отношении инженерно-технического персонала. Без него очень сложно дальше развивать компанию. И поэтому мы решили создать энергетические классы. Конечно, все выпускники таких классов не пойдут к нам работать, мы будем рады, если хотя бы одна треть из них придет к нам в дальнейшем", - говорит генеральный директор ОДУ Урала Петр Ерохин. Кстати, в компании осознают и еще одну проблему – проблему старения преподавательского состава в вузах. Из трех характеристик – престижность, высокооплачиваемость и востребованность – работа в вузе отвечает только последней, поэтому и остаются в вузах после окончания считанные единицы.

Тепличные условия

Другой способ заманить к себе молодые кадры – предоставить им такие бонусы или условия, которые они не смогут получить в другом месте. Иными словами, сделать молодому человеку - потенциальному специалисту высокого уровня - эксклюзивное предложение, от которого тот просто не сможет отказаться. А выйдет ли из молодого и зеленого "прекрасный лебедь", работодатель обычно предпочитает смотреть во время практики. Кстати, практика в успешных компаниях – это то, на что работодатель в первую очередь обращает внимание при приеме на работу. Практика, конечно, вещь не очень прибыльная, хотя, если подходить по-современному, то "нематериальные активы" практиканта растут, и добавленная стоимость будущего специалиста увеличивается. Кроме того, даже из практики можно извлечь массу преимуществ.

Во-первых, в некоторых компаниях после прохождения практики молодого соискателя почти сразу могут взять на вакантную должность. "Прохождение практики не предполагает материального вознаграждения, но дает студентам возможность познакомиться с работой структурных подразделений банка и приобрести начальные практические навыки в сфере экономики и финансов. Студенты, отлично зарекомендовавшие себя во время прохождения практики, рассматриваются в качестве кандидатов на вакантные должности в банк", - говорят в "Уральском банке реконструкции и развития". Во-вторых, практика хоть и не высокооплачиваема, зато может послужить в вашу пользу, например, при получении кредита. "Если наш практикант нас устраивает, и мы знаем, что он хорошо работает и можем за него поручиться, то без проблем напишем ему рекомендацию, если он хочет взять кредит или ипотеку. К тому же, он может прийти к нам работать после практики и продолжать выплачивать кредит, ведь часто это длительный процесс", - рассказывает директор Екатеринбургского филиала ГСК "Югория" Сергей Лапаев.

Есть и более примитивные, но не менее действенные способы привлечения специалистов. Например, работники из других городов области. "Мы привлекаем не только екатеринбуржцев, но и жителей области. Здесь они у нас учатся, проходят переподготовку, если требуется", - говорит генеральный директор "Атомстройкомплекса" Валерий Ананьев. Действительно, почему нет? Ведь никого не смущает тот факт, что в Москве очень Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU большой процент высокооплачиваемых специалистов в престижных профессиях – это так называемые "лимитчики" или, как их еще называют коренные москвичи, "регионы". Тем более, что в Свердловской области высок процент людей, имеющих высшее образование. Об этом, кстати, говорил и глава компании "Евросеть" Евгений Чичваркин во время последнего визита в столицу Урала. По его словам, молодежь из Екатеринбурга не просто нацелена на карьерный рост, помимо амбиций, она обладает и реально высоким потенциалом, и необходимыми задатками, и способностью обучаться и получать именно прикладные навыки, которые можно использовать на практике. "Екатеринбург, конечно, город студенчества. И такого количества молодых людей с грамотной, поставленной речью, с приятной внешностью я нигде не встречал, даже в Москве", - поделился впечатлениями Чичваркин.

Лучшие из лучших

Конечно, возраст играет свою роль при приеме на работу. Однако чем более цивилизованным и европейским становится российский рынок труда, тем больше сдвигается возрастная планка, предъявляемая работодателем. Если раньше работодатель ничего и слышать не хотел о сотруднике старше 45 лет, то теперь его лишь спросят, когда он последний раз повышал квалификацию, есть ли у него второе высшее и необходимый набор сертификатов о прохождении курсов. В общем, возраст перестал быть проблемой. Если мы посмотрим на возрастной уровень топ-менеджеров крупнейших российских компаний, то сразу станет понятно – молодежи среди них не так уж и много. Она, конечно, наступает на пятки, но опыта и умений пока хватает только для среднего звена. На примерах российских миллиардеров можно убедиться – "начинал с простого мастера" – не самая дурная рекомендация. Далеко за примером ходить не надо – глава крупнейшей российской нефтяной компании "Лукойл" Вагит Аликперов всю жизнь проработал нефтяником, продолжив семейную традицию, а глава "ВСМПО-Ависма" Владислав Тетюхин вообще стоял у истоков титанового производства в России и чуть ли не собственноручно отливал первый слиток титана.

доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU По данным кадровых агентств, на данный момент самые высокие зарплаты у высшего менеджмента компаний в сфере маркетинга, рекламы и PR. За ними следует классика – юристы, бухгалтеры, специалисты в сфере управленческого учета и финансов предприятия. Естественно, все эти специалисты должны работать руководителями высшего звена. На четвертом месте – страхование, что вполне объяснимо в свете быстрого роста этого сектора. На пятом месте – банки, инвестиции и лизинг. Также в десятке самых престижных и высокооплаичваемых профессии – строительство, фармацевтика, недвижимость, телекоммуникации и IT, а также управление персоналом.

А вот взгляд самой молодежи. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, россияне в возрасте от 18 до 35 лет полагают, что карьерного успеха легче добиться в профессиях творческих, чем в бизнесе, сфере управления или политике. Но, несмотря на такой скептицизм в оценках собственных возможностей, 58% молодых россиян хотели бы добиться успеха именно в бизнесе, еще 45% - в административной деятельности и только около 25% - в творческих профессиях.

Я б в "престижные" пошел, пусть меня научат…

Когда перед выпускниками встает вопрос – куда же все-таки пойти учиться (а вот работодатель, кстати, предпочитает как раз тех, перед кем подобный выбор не стоял – куда идти учиться целеустремленные карьеристы знают обычно уже за несколько лет до окончания школы) – они могут попасть в несколько "ловушек", которые вузы, сами того не желая, расставляют на пути абитуриента.

Во-первых, это данные о конкурсе за предыдущий год и проходной балл. Увидев огромные цифры, например, 20 человек на место, абитуриент может просто опустить руки. Но 20 человек на место – вовсе не значит, что попытка поступить будет провальной. Это всего лишь значит, что у вуза либо очень мало мест на данную специальность (например, на те же "нанотехнологии" в УрГУ в 2007 г. набрали всего 10 человек), либо профессия традиционно пользуется популярностью (например, театральные вузы). Но это вовсе не значит, что все абитуриенты готовы к поступлению на высоком уровне. Вторая "ловушка" - редкость специальности. На химика, к примеру, можно выучиться только в УрГУ и УГТУ-УПИ. А вот что касается экономических профессий, или рекламы, то здесь точное название специальности в дипломе не имеет принципиального значения. Гораздо большую роль может сыграть знание иностранных языков или компьютерных программ, которые вообще можно получить вне стен родного вуза.

Где же в Екатеринбурге можно получить образование, которое поможет устроиться высокооплаичавемую и престижную работу, и где в столице Урала можно найти будущих специалистов для своей компании?

Фото: Накануне.ruЕсли вам непременно нужен вуз с государственной аккредитацией (а это требование большинства работодателей к диплому соискателя), то таких в городе 28, включая филиалы (их 10). Если государственная аккредитация вуза волнует вас меньше всего, то их количество увеличивается до 41. Негосударственные вузы (см. таблицу) кстати, вносят свой вклад в удовлетворение кадрового голода, и гораздо острее, чем вузы государственные, чувствуют потребности рынка, поскольку живут именно за счет востребованных специальностей. Государственные же вузы просто не имеют права сокращать или закрывать специальности или, наоборот, увеличивать количество мест без многочисленных согласований, на которые уходит зачастую не один год.

Ситуация в Екатеринбурге характерна и для России в целом, хотя, конечно, столица Урала всегда была поставщиком кадров для Москвы, а теперь еще и для иностранных компаний. С другой стороны, Урал – регион развивающийся, и, хотя у нас нет нефти и газа, постепенно Екатеринбург становится "управляющим" городом – именно отсюда управляются крупные производства, здесь открывают головные офисы банки, даже иностранные компании уже давно включили Екатеринбург в число городов, в которые нужно прийти сразу после Москвы и Санкт-Петербурга. Все вместе это дает огромный потенциал для желающих работать на работе престижной и высокооплачиваемой. Безусловно, за просто так никто платить не станет, и кадровый голод, существующий сейчас, во многом из-за того и сложился, что кадров, обладающих самыми современными знаниями, способных к обучению и стремящихся к карьерному росту у нас не так много. Но преодолеть его – вполне в силах Екатеринбурга, это и будет своеобразной проверкой – а может ли город претендовать на звание "кузницы кадров"? 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС