Искусственный интеллект нужно брать под контроль, пока не поздно
Эксперты и законодатели единодушны в этом мненииТехнологии искусственного интеллекта (ИИ) развиваются и внедряются быстрыми темпами во всех сферах жизни, но их регулирование значительно отстает от реальности. Что делать? Об этом шла речь на круглом столе "Какие правила должны быть закреплены для использования искусственного интеллекта в России?" в пресс-центре "Парламентской газеты".
ИИ уже сегодня массово используется в "умных" камерах, отмечает специалист в области ИИ, член Совета по правам человека при президенте РФ, президент компании "Крибрум" Игорь Ашманов. При этом правовой статус распознавания лиц на улице или, например, эмоций у детей в школах, что делается в некоторых регионах, никак не определен, он ничем не регулируется. Если гаишник, выходящий на дорогу с радаром, должен его предварительно поверить, то здесь этого нет. Они просто по факту используются — и все.
"Все-таки надо понимать, что искусственный интеллект — это даже не технологии двойного применения, это просто военная технология, которая сейчас массово применяется и будет применяться еще больше. Это и составление стратегии, и управление боем, и управление беспилотниками. А кроме того, это вычисление военнослужащих, спецслужбистов и членов их семей с помощью больших данных. Здесь у нас тоже законодательство очень сильно отстает. Если человек утащил данные и передал их ВСУ, то, может быть, административно он как-то и ответит, может быть, его удастся притянуть за госизмену. Но вообще про это законов нет", — рассказал Ашманов.
Как считает директор Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве РФ Сергей Наквасин, Россия стоит в одном шаге от массового внедрения ИИ во все сферы общественной и даже политической жизни. Если сегодня применение ИИ в различных отраслях колеблется от 5% до 20%, то уже в ближайшие два-три года средний уровень внедрения вырастет до 50%. И если не решить вопросы нормативного регулирования, то скоро мы столкнемся с очень серьезными проблемами.
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова подчеркивает, что России фактически предстоит создать новое цифровое право. Работы очень много, и нужно поспешить.
Ашманов считает, что можно прямо брать за основу европейский закон под названием Artificial Intelligence Act, который устанавливает правила и требования для разработчиков искусственного интеллекта. Его необходимо только адаптировать под российское законодательство.
Кстати, некоторые видные западные специалисты в области ИИ считают, что его развитие угрожает человечеству чуть ли не вымиранием. Так, гендиректор Google DeepMind Демис Хассабис, глава OpenAI Сэм Олтмен, лауреаты премии Тьюринга Йошуа Бенжио и Джеффри Хинтон подписали заявление Center for AI Safety, которое целиком звучит так: "Минимизация угрозы вымирания, которую несет ИИ, должна стать глобальным приоритетом наравне с минимизацией таких общественных рисков, как пандемии и ядерная война".
Недавно американский Институт будущего жизни призвал ввести мораторий на обучение мощных нейросетей, так как это может угрожать будущему человечества. Обращение подписали более 1300 экспертов.
Зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин согласен с тем, что бесконтрольное развитие ИИ-технологий недопустимо и опасно.
"У любого "черного ящика" должен быть набор настроек и аварийный стоп-кран на случай, если что-то пойдет не так. Но когда создатели самых продвинутых нейросетевых инструментов вдруг заявляют о рисках вымирания всего человечества, у меня сразу возникает вопрос: почему бы им не внедрить нужные ограничители в свои продукты вместо манифестов?" — написал он.
Пока похоже на то, что и на Западе внедрение ИИ значительно опережает осмысление последствий этого, а также нормативное регулирование. Но пытаться остановить или затормозить процесс не получится. К тому же крайне опасно отстать в ИИ-технологиях в военной сфере.
"В военной области мы не должны опоздать. Если противник создаст сверхбыстрое невидимое сверхразумное оружие, а у нас такого не будет, мы просто проиграем", — подчеркнул Ашманов.