США открывают корейский фронт
Спецоперация российских войск и события в Восточной Азии всё больше переплетаются и синхронизируются друг с другом. Власти США и Южной Кореи приняли Вашингтонскую декларацию, предполагающую создание консультативной группы по вопросам ядерного планирования, а также ряд других шагов для демонстрации потенциала сдерживания. Впервые за 40 лет американские атомные подлодки стратегического назначения начнут заходить в корейские базы. Помимо политического и военного, вовсю набирает обороты и экономическое измерение этого противостояния. Подробности — в материале Накануне.RU.
На прошлой неделе произошёл сенсационный визит в Москву министра обороны КНР Ли Шанфу, но пока китайского министра принимали в Кремле, президент Республики Корея Юн Сок Ёль дал понять, что, помимо украинского и тайваньского направлений, Москве и Пекину придётся сообща действовать ещё и на корейском.
Южнокорейский лидер в интервью перед запланированной на 26-е апреля встречей с президентом США Джо Байденом выступил с заявлениями, направленными и против России, и против Китая.
- Во-первых, Юн допустил возможность поставок вооружений Украине "в случае крупномасштабного нападения на гражданское население" (то есть, теоретически, даже удар по энергосистеме вроде тех, что имели место в октябре прошлого года, может рассматриваться как повод для передачи корейского оружия киевскому режиму).
- Во-вторых, глава Южной Кореи назвал тайваньский вопрос "международным", что вызвало резкое недовольство в Пекине, где к Тайваню относятся как к своему внутреннему делу.
Юн Сок Ёль решил полностью следовать в фарватере американской политики и довольно скоро перешёл от слов к делу: Южная Корея запретила к экспорту в Россию и Белоруссию 798 наименований товаров. При этом Сеул активно торгует с Варшавой и поставляет оружие Польше, что позволяет ей высвобождать ресурсы для снабжения Украины. САУ Krab на шасси южнокорейского производства уже давно оказались на фронте. Минобороны РФ сообщало об уничтожении бронетехники этого типа на купянском направлении — близ международно признанных границ России. Учитывая ограниченные мощности Соединенных Штатов по производству боеприпасов и нежелание передавать Украине слишком много тяжелой техники, Вашингтону срочно необходимо получить оружие и боеприпасы из других стран для предоставления Украине.
У Южной Кореи как раз сохранились достаточно большие мощности по производству обычных боеприпасов и сухопутной боевой техники. После распада СССР Республика Корея получила из России танки Т-80 и БМП-3, которые в последние годы на учениях в основном играют роль вероятного противника. С принятием на вооружение основного боевого танка К2 и БМП К-21 машины советского производства готовятся к списанию, а для украинской армии они могли бы стать настоящим сокровищем.
Что касается тайваньского вопроса, то мятежный остров насквозь простреливается огнём дальнобойной артиллерии Народно-Освободительной армии Китая, не говоря о ракетах. Кроме того, возможности ВМС НОАК позволяют теперь высаживать десант не только на западный берег Тайваня, где на протяжении десятков лет возводились укрепрайоны, но и на восточный, обороне которого уделялось куда меньше внимания. Кроме того, на Тайване не могут размещаться американские войска. В случае конфликта с Китаем американцам придётся начать развёртывание своих сил на территориях соседних стран. "В этой связи Вашингтону важно привязать к свой колеснице Японию, Южную Корею и Филиппины", — отмечает милитари-портал "Волны Южно-Китайского моря".
По мнению китайских аналитиков, американская стратегия в отношении Тайваня исходит из двух пунктов: во-первых, интернационализация процесса с подключением как можно большего количества стран и, во-вторых, заявления о недопустимости нарушения "статус-кво". Готовность Юна всецело поддерживать США, новая Вашингтонская декларация, подключение Южной Кореи и Японии к тайваньскому вопросу практически равноценно проблемам, созданным за счёт расширения НАТО в Европе. А значит, в случае "нарушения статус-кво" к Китаю могут быть применены все те меры сдерживания, которые уже применяются против России.
Получается, что ограничения экспорта в РФ — лишь первая ласточка и Юн Сок Ёль готов испортить отношения с КНР, крупнейшим внешнеторговым партнёром, а принятая 26 апреля Вашингтонская декларация США и Южной Кореи, кажется, не оставляет обратного пути. Как рассказал Накануне.RU эксперт РИСИ Роман Лобов, по итогам 2022 года КНР с огромным отрывом занимает первое место среди внешнеторговых партнеров по объемам и экспорта, и импорта (товарооборот — 310,3 млрд долларов США), а безболезненно переориентироваться с одного рынка на другой очень сложно по многим причинам.
"Сокращение объемов двусторонней торговли наблюдается уже сегодня. В особенности, наблюдается спад южнокорейского экспорта в Китай. Замечу, что деловые круги РК уже бьют тревогу по поводу снижения конкурентоспособности в Китае южнокорейских товаров. Определенные ограничения для развития китайско-южнокорейской экономической кооперации могут повлечь за собой законотворческие инициативы третьих стран, включая американский Закон о снижении инфляции. Республика Корея остается страной с экспорто-ориентированной экономикой. На практике это означает, что каждая незаработанная на экспорте вона будет пробивать брешь в благополучии южнокорейского общества", — отметил эксперт.
Очевидным противодействием проамериканской политике Южной Кореи будет усиление поддержки Кореи Северной со стороны Китая и России. Более того, курс Юн Сок Ёля встречает недовольство со стороны народа. Официальный Сеул начал налаживать отношения с Токио и даже фактически отказался от компенсаций для жертв принудительных трудовых мобилизаций. Япония впервые за много лет включена в "белый список" экспортёров. Но уступки в вопросах, связанных с японской оккупацией, корейское общество воспринимает очень болезненно. В Сеуле невозможно представить себе антиамериканского президента, но Мун Чжэ Ин, добивавшийся прямых переговоров с Ким Чен Ыном, воспринимается сейчас как независимый политик. Юн Сок Ёль же готов расширять масштабы совместных учений и при неурегулированной ситуации ввязывается ещё и в тайваньский вопрос безо всяких выгод для своей страны. Притом, совсем недавно юг Корейского полуострова сотрясала масштабная забастовка дальнобойщиков, показавшая, что экономическая ситуация здесь далеко не идеальная.
Как знать, не обернётся ли проамериканский курс Юна объединением Кореи под началом Пхеньяна, которое совсем недавно казалось фантастикой…