Олег Шеин: Ножницы неравенства все-таки уменьшаются
Росстат измерил доходы богатых и бедных россиян по децильным группам. Как следует из оперативной оценки доходов по 10-процентным группам, по итогам второго квартала 2022 года на долю 10% самых обеспеченных россиян приходилось 30% денежных доходов населения. В руках 10% беднейших граждан концентрировалось только 2% общих доходов. Согласно прежним оценкам по прошлому году на 20% населения с наименьшим доходом приходилось 5,4% от общего дохода, а на самых обеспеченных 20% россиян – 46,7% дохода. Методы разбивки и подсчеты разные, поэтому однозначных выводов пока сделать нельзя, но тем не менее складывается впечатление, что принцип "богатые богатеют, бедные беднеют" был нарушен, по крайней мере, в случае с богатыми. Своим экспертным мнением об этом с Накануне.RU поделился вице-президент Конфедерации труда Олег Шеин:
– Используются разные шкалы, и если в одном случае берется децильный подход, а в другом 1/5, то сравнивать одно с другим невозможно. Росстат и ранее брал как децильные группы, так и разбивку по группам 20%. Но что могло измениться в этом году?
Сработало два крупных фактора, и сработали они по всем категориям. С одной стороны, у нас стало меньше долларовых миллиардеров, поскольку ряд крупных корпораций сильно просели, стоимость акций сильно упала, и люди, которые до этого сходили в список "Форбс", либо изменили там свои позиции, либо вообще оказались вне его. Понятно, что на всю страну таких всего человек 100, но их влияние на распределение доходов является крайне масштабным. Сказанное относится не только к долларовым миллиардерам, но и к примерно 100 тысячам долларовых миллионеров, часть из которых перестала таковыми быть.
По другому полюсу, если мы берем самых бедных, то там сработали меры государства по индексации разных выплат, но мы, конечно, отдаем себе отчет, что эти меры не компенсировали инфляционные вообще, потому что инфляция берется по всей выборке товаров, а часть товаров упала в цене – нефть стала дешевле, алюминий стал дешевле. То есть для человека, который получает 15 тыс. руб., изменение стоимости сырья на внутреннем рынке не имеет ровным счетом вообще никакого значения. Ну и естественно, бедные люди стали беднее.
В этом контексте неравенство выросло или уменьшилось? Я бы предположил, что оно, наверное, все-таки уменьшилось, потому что просадка по сверхбогатой категории оказалась очень сильной – так всегда бывает во время крупных потрясений, вроде, эпидемий, чумы, крупных конфликтов – они без исключения всегда уменьшают социальное неравенство, хотя понятно, что из-за них страдают бедные в первую очередь. Но ножницы неравенства все-таки уменьшаются.