20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Историческая война на ЕГЭ

Историческое сообщество после прошедшего Единого государственного экзамена взорвалось возмущениями, поводов накопилось несколько: во-первых, это появляющиеся данные о якобы разных оценках за одно и то же задание в разных регионах, речь идет об "историческом сочинении", во-вторых, возникают вопросы по работе конфликтных комиссий, беспочвенно, по мнению ряда историков, отклоняющих апелляции от учеников. В Рособрнадзоре же проблем не видят, там назвали все это "очередной теорией заговора". Мы попытались разобраться в ситуации, подробности — в материале Накануне.RU.

Особого внимания экзамен по истории заслуживает из-за формата сочинения, которое должно быть написано по определенному значимому этапу в истории и имеет семь критериев оценки. Со стороны кажется, что это творческое задание, но количество требований настолько высоко, что от творчества тут мало что остается, сетуют преподаватели. Так, в сочинении нужно указать не менее двух значимых событий, назвать две исторические личности, указать не менее двух причинно-следственных связей, оценить влияние событий на дальнейшую историю страны, необходимо использовать исторические термины и понятия выбранного периода.

"Повод для возмущения — это то самое злополучное сочинение. При подготовке к экзамену мы создаем шаблоны, которые один в один ребята в разных регионах написали. И это как раз и показало картинку несогласованности в работе экспертных комиссий даже в одном регионе и, естественно, между регионами тоже", — рассказал свою версию в беседе с Накануне.RU педагог истории, репетитор из Екатеринбурга на условиях анонимности.

Он говорит, что происходили совсем вопиющие случаи, когда якобы на детей оказывали давление учителя, директора школ, чтобы те не подавали апелляции, якобы грозили снижением уже имеющегося балла, а конфликтные комиссии отказывали в пересмотре оценки даже при условии того, что ученик мог предоставить цитаты из учебников, подтверждающие правильность ответов.

Известно, что с проблемами в оценивании столкнулись не только на Урале, так, известный методист Александр Морозов совместно с московским учителем Павлом Пучковым создали группу по проблемам ЕГЭ, их возмущает то, что никаких дальнейших действий после отказа конфликтной комиссии пересмотреть оценки нет. Педагоги хотят собрать подобные случаи, чтобы предоставить статистику для публикации в СМИ. Далее эксперты планируют обращаться за помощью к депутатам, у которых есть право депутатского запроса в органы исполнительной власти. Учителя призывают и родителей направлять жалобы в Рособрнадзор и департаменты образования. После получения статистики, наиболее вопиющие случаи необоснованного отказа конфликтной комиссии они предлагают отправлять в РАН и ВИО на научную экспертизу. Инициаторы процесса считают необходимым проверять не только ответы учеников, но и сами вопросы.

Известно, что новшеством этого года в работе комиссий по апелляциям стал дистанционный формат. На него некоторые склонны списывать проблемы с оцениванием. 53 субъекта РФ провели процедуру онлайн, 22 субъекта перевели ее частично дистанционно, около 11 субъектов рассматривали претензии учеников в старом формате. Однако разность оценивания заданий по регионам заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев назвал "очередной теорией заговора".

"Мы не видим большого увеличения количества апелляций, аномалий нет, цифры такие же", — сказал сегодня в ответ на вопрос Накануне.RU Анзор Музаев.

Оксана Решетникова, директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), заявила, что о проблеме с сочинением на экзамене по истории организаторы ЕГЭ хорошо знакомы, тем не менее, все умозаключения педагогов и репетиторов о том, что в разных регионах одни и те же работы оцениваются по-разному, она назвала "взятыми из воздуха".

"Мне "нравится" подход уважаемых историков из Екатеринбурга, которым известно, как проверяли во всех регионах и на какие темы писали эти выпускники. И главное — какие КИМы были в регионах? Тема, о которой говорят коллеги, — о создании шаблонов "золотых сочинений". Одно из заданий — историческое сочинение, оно было хорошо принято, красиво начиналось, но сейчас, действительно, создаются сборники, и это именно та причина, почему мы меняем формат этого задания. Я пока не готова сказать, идет очень серьезное обсуждение в профессиональных кругах на уровне разработчиков, экспертов, которые с нами сотрудничают, мы решаем, как поменять это задание, либо систему критериев оценивания так, чтобы оно перестало играть на домашних заготовках", — сказала она.

Анзор Музаев тоже анонсировал, что экзамен по истории ждут изменения, также он сказал, что надо усилить работу в демоверсии экзамена.

"История в следующем году станет предметом для обсуждения, как химия в этом, я об этом заранее говорю, чтобы не было сюрпризов", — сказал Музаев во время пресс-конференции.

"Если при этом нерадивый репетитор не удосужился посмотреть, что, где и как оценивается, это что, вина организаторов? Мы вообще не сторонники того, чтобы репетиторство использовали как главный механизм подготовки к ЕГЭ. Все выдающиеся результаты — это работа школьного учителя, мотивация ученика, благоприятная обстановка, созданная учителем", — сказал он.

Заместитель руководителя Рособрандзора сегодня подчеркнул, что в этом году ЕГЭ прошло не лучше и не хуже, чем в предыдущие годы, не было всплесков высокобалльников и низких оценок. Точно такая же "стабильность", по его мнению, присутствует и в области апелляций.

Преподаватели же начинают подозревать, что именно сохранение стабильности стало причиной многих отказов от рассмотрения апелляций и негативных решений конфликтных комиссий — дети пострадали, чтобы не испортить стабильную статистику, и именно поэтому столкнулись и с противодействием в собственных школах, где имеют разнарядку по количеству апелляций?

Широкомасштабные онлайн-обсуждения с предметниками и организаторами ЕГЭ пройдут в октябре, но становится ясно, что история стала предметом обсуждения уже в этом году. Все вопросы остаются открытыми до публикации собственной выборки от инициативной группы преподавателей истории со всей страны, которые сейчас проводят опросы среди учеников, недовольных баллами.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС