14 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Цены на бензин придержали льготами

Правительство продлило "заморозку" внутренних розничных цен на топливо до конца июня. Нефтяникам в обмен на это обещаны новые преференции: увеличивается размер компенсаций из бюджета, параллельно кабмин отказывается от главного кнута – заградительных пошлин на вывоз нефти и нефтепродуктов. Отдав формирование цен на топливо "рынку", а на деле – заинтересованным в росте прибыли нефтяникам – Правительство не может выработать механизм выхода из сделки без полной потери контроля над ценами.

Нефтяники из-за сделки с Правительством и ФАС не смогли полностью перенести на внутренние цены рост НДС и топливных акцизов в 2019 г. По данным Росстата, с начала года автомобильный бензин подорожал на 0,5%, дизельное топливо – на 0,8%. "Заморозка" внутренних цен заканчивается в марте, и аналитики рынка ждали скачка цен уже с апреля, но официальные ведомства говорили об отсутствии предпосылок к повторению ситуации весны 2018-го.

Тем не менее, на решающем совещании Правительство объявило о продлении регулирования цен до конца июня, но обязательства нефтяников решено уточнять "деликатно" и "аккуратно". На случай, если будет высокий экспортный нетбэк, Правительство постарается избежать применения заградительных пошлин, но предусмотреть достаточно либеральное регулирование экспорта нефти и нефтепродуктов на внешние рынки, рассказал курирующий ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак. Пошлины, напомним, кабмин может вводить в ручном режиме для отдельных компаний при росте цен. Вместо этого предложен механизм лицензирования экспорта.

"Лицензирование, ещё раз повторяю, достаточно мягкое. Оно не ограничивает объёмы экспорта, а только предусматривает лицензионное обязательство нефтепереработчиков по объёмам поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, для того чтобы внутренний рынок был всегда сбалансирован с точки зрения объёма поставки", - объяснил Козак.

топливо, бензин, заправка, АЗС, цены, Лукойл(2018)|Фото: Накануне.RU

Лицензирование экспорта – эффективная мера, и более рыночная, чем заградительные пошлины, но она не проработана до конца и требует согласования в рамках ЕАЭС, отмечает эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев.

"Это потребует неизвестно сколько времени, что является отличным поводом продлить действующий порядок как минимум на квартал. Хотя, я полагаю, "заморозка" с некоторыми корректировками будет продолжаться и дальше. Скорее, это лишь повод. А причина в том, что Правительство опасается потерять контроль над ситуацией в случае ценовых скачков на рынках нефти и топлива. Возможность воспользоваться заградительными пошлинами в экстренных ситуациях у Правительства остается. Но этот аргумент скорее используется как "пугало". В реальности ограничивать экспорт нефти и нефтепродуктов государство само не заинтересовано, ведь это один из основных источников для бюджета", - рассказал он Накануне.RU.

Нет уверенности, что этот новый механизм регулирования появится. Напомним, кабмин обсуждал переход после марта 2019 г. к плавающим акцизам на топливо, но Минфин не захотел ставить твердые и предсказуемые доходы в зависимость от нефтяных цен.

Лицензирование экспорта – это механизм не влияния на цены, а обеспечения объемов, поставляемых на внутренний рынок, поясняет Калачев, защита от образования дефицита, чтобы нефтепродукты не утекали на экспорт, объемы которого при выполнении поставленных условий – объемов продажи на внутреннем рынке и бирже - ограничиваться не будут. К слову, текущие требования – 17,5% и 3% соответственно, могут быть пересмотрены в меньшую сторону, что высвободит больше продукции для экспорта.

Еще одна уступка – понижение точки отсечения цены на бензин с 56 тыс. руб. за тонну до 51 тыс. руб. Пересмотр формулы демпфирующей компоненты увеличивает компенсации нефтяникам на 120-190 млрд руб.

На выходе – компании ничего не теряют от продления сделки с властями. А вероятностные формулировки условий намекают на возможность торга, встреча представителей ТЭКа с Козаком назначена на следующую неделю. Компании не понесли потерь и от действующего соглашения, так как "заморожены" цены были на максимальных уровнях 2018 г., говорит аналитик "Открытия Брокер" Тимур Нигматуллин

"В начале 2018 г. рублевая цена на нефть составляла 3862 руб. за баррель, на фоне ослабления рубля из-за санкций и роста долларовой цены на "черное золото" рублевая цена за "бочку" к началу октября поднялась до 5800 руб. После октября цена стала падать и в моменте достигла 3400 руб., а сейчас составляет 4300 руб., то есть она далека от максимумов 2018 г. Сегодня биржевая цена на бензин на 14% ниже, чем розница. Соглашение о заморозке было плохо спроектировано и, по всей видимости, не имело экономического смысла (разве что политический). Цены на нефть и курс меняются, как в сторону увеличения, так и снижения. Цены на топливо под влиянием конкуренции также должны меняться", - рассказал Накануне.RU аналитик. Нигматуллинн добавил, что сейчас соглашение выгодно нефтяникам и искусственно поддерживает цены на топливо на высоком уровне.

Если предложенные меры будут носить временный характер, то они создадут отложенный рост цен на топливо в рознице. По оценкам старшего аналитика ИАЦ "Альпари" Анны Бодровой, по году рост цен может составить 8-10%. Между тем в Госдуме уже предложили постоянное решение – введение госрегулирования цен на топливном рынке, но проект получил негативные заключения от Правительства и профильного комитета.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС