"Новое Евразийское объединение бросит вызов США и Китаю, если отойдет от догм вашингтонского консенсуса"
В США составили прогноз крупнейших экономик мира к 2030 г. по объему ВВП, согласно нему через 15 лет лидерство сохранит Америка (ВВП 24,8 трлн долларов), второе место займет Китай (ВВП 22,2 трлн долларов), третье – Индия (ВВП 6,6 трлн долларов). России в этом списке выделено лишь 10 место. Наша страна, по расчетам американцев, уступит Канаде и Бразилии и будет иметь ВВП всего 2,4 трлн долларов. По мнению руководителя Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василия Колташова, этот прогноз нельзя назвать объективным, но он показывает ожидания и амбиции США. Россия, в отличие от конкурентов, таких амбиций не имеет и отстает в экономическом развитии из-за постоянных уступок Западу. Однако в ближайшее время все может кардинально измениться. О том, чего не учли американские аналитики при составлении прогноза, о расстановке сил на экономическом ринге через 15 лет, эксперт рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Василий Георгиевич, насколько справедливыми Вы считаете этот прогноз?
Василий Колташов: Этот прогноз невозможно назвать объективным, он спорен. Уже сейчас Китай обошел США по многим показателям, в том числе по торговым. Единственное важное, что этот прогноз отражает, это то, что сегодня США уверены в том, что они будут расти быстрее китайской экономики. Это связано с тем, что американская экономика постепенно улучшает свои показатели, в то время как показатели китайской экономики ухудшаются. Впервые за 24 года в прошлом году был самый низкий темп роста экономики [КНР], что китайские экономисты по традиции уже много лет называют переходом к естественным темпам роста. Если Китай переходит к естественным темпам роста, то Соединенные Штаты вышли на неестественные темпы роста. Они все-таки опережают Китай, и это позволяет им делать такие оптимистические прогнозы и говорить о том, что они будут сохранять за собой лидерство мировой экономики, будут первыми, а Китай будет следовать за их экономикой по объемам продукции.
Вопрос: По американскому прогнозу Россия занимает лишь 10 место с объемом ВВП 2,4 трлн долларов, уступая Канаде и Бразилии. Получается, что и через 15 лет мы не сможем стать новым финансовым центром, а Евразийский союз будет лишь скромной региональной ассоциацией?..
Василий Колташов: Дело в том, что американский прогноз не учитывает одного важного фактора, более того, он вообще не учитывается в Соединенных Штатах. Это экономический кризис в Европе. Экономический кризис в Европейском союзе, в экономиках, образующих Евразийский блок, Таможенный союз. Этот кризис настолько серьезный, что он сейчас вообще не подразумевает, что Россия улучшит показатели в 5-6 лет. Он закрепляет Россию и всю Европу в положении вечно отстающих. На самом деле, этот кризис приведет к определенным изменениям в Евразии: к изменениям экономической политики, к изменениям просто границ. Я уверен, он вызовет серьезные сдвиги.
Европа не останется прежней, Европейский союз может распасться, на его месте может возникнуть большое Евразийское объединение, которое по своей совокупной экономике, вполне возможно, будет превосходить Китай и США.Прогноз Минсельхоза США - не формальный экономический прогноз, это прогноз, который сделан по принципу: "Мы знаем определенные тенденции. Мы берем эти тенденции и продлеваем их: говорим, что если американская экономика выходит из кризиса, значит, будет иметь нарастающий темп роста. Китайская экономика теряет темпы роста, значит, она не сможет закрепиться на позиции экономики №1 по ВВП, по объему торговли и по всем показателям. Значит, США сохраняют лидерство". Вот такие прогнозы. Этот прогноз, конечно, не может оцениваться как серьезная аналитика, но он показателен в плане ожиданий, которые есть в Соединенных Штатах, он показателен в том, что США понимают, что происходит и что они делают.
Вопрос: На Ваш взгляд, что России нужно сделать, чтобы через 15 лет оказаться среди лидеров списка?
Василий Колташов: Россия очень многое не делает из того, что делают лидеры. Например, для того, чтобы иметь более сильный фондовый рынок, нужно не разрешать размещение российских акций за пределами России. Не нужно было входить во Всемирную торговую организацию, когда было видно, что Украина, вошедшая туда в 2008 г., уже в 2011 г. имела спад в экономике по многим показателям, а в конечном итоге получился такой силы кризис, который никто в Европе даже представить себе не мог. Не нужно было ограничиваться Крымом, нужно было действовать решительнее в 2014 г. и активно поддерживать всех, кто пытался выпрыгнуть из украинского государства, с тонущей украинской экономики, соскочить с горящего украинского поезда, присоединившись к России.
Не нужно бояться противостояния Европейскому союзу, напротив, нужно усиливать это противостояние и решительно вступать в это сражение. А Россия этого не делает, Россия ищет компромиссы, идет на уступки, естественно, что страна, которая позволяет другим – прежде всего Вашингтону и Брюсселю – атаковать себя, вместо того, чтобы контратаковать, начинает вести переговоры, называет их партнерами и старается им угодить, естественно, не может претендовать ни на какие лидерские позиции в мировой экономике, потому что у нее элементарно нет амбиций.
Тем не менее, это изменится. Это текущее состояние. Я уверен, что через некоторое время мы будем наблюдать серьезные внутренние политические изменения, не только мы, но и вообще в Восточной Европе, которые поменяют состояние в Евразии. Скорее всего, не с Китаем будут США соревноваться, а с некоей объединенной евразийской экономикой, когда уже не будет Европейского союза.
Вопрос: О каких политических изменениях Вы говорите?
Василий Колташов: Я имею в виду разрушение Европейского союза и создание протекционистского экономического блока на его месте, не подчиненного принципам вашингтонского консенсуса, Международному валютному фонду (МВФ), не входящего в ВТО, игнорирующего Всемирный банк, действующего свободно в интересах развития собственной экономики, собственного рынка и культурного экономического развития. Это будет Альтер-эго Европейского союза и это будет не Россия нынешняя, это будет совершенно новое объединение, но, видимо, оно появится не через какое-то простое осознание того, что такая экономическая политика приведет к успеху, а через спад, через кризис. Этот кризис есть уже не только на Украине или на юге Еврозоны, он есть и на севере Еврозоны, и в России тоже. Это вторая волна экономического кризиса, и политические изменения, которые она должна произвести, еще не очевидны, но они определят, какое значение будут иметь те или иные экономики. И Китай на данный момент - закрытая каста, потому что тогда он теряет темпы роста, и это может вылиться в очень сильный политический кризис, в силу того, что для него закрываются внешние рынки, падает товарооборот. С Россией обвал колоссальный в начале этого года – порядка 30%. Очень большое падение китайских поставок в Российскую Федерацию произошло.
Вопрос: Как Вы думаете, если мы не догоним передовые страны за 15 лет, то "нас сомнут"? Можно ли тут перефразировать известное высказывание?
Василий Колташов: Не надо никого догонять, надо просто развиваться. Мировая экономика построена по принципу центра и периферии. США – это центр, а мы находимся в положении периферии, в то время, как нет Советского Союза, который имел дерзость бросать вызов США и развиваться без оглядки на какие-то их рецепты и указания. Естественно, что, если мы не будем действовать точно так же, как действовал Советский Союз в условиях новой экономической реальности, то мы, конечно, никого никогда не догоним. Чтобы иметь шанс догнать Америку, нужно перестать быть периферийной экономикой. Просто запретить это себе, изменить направленность своей экономики, развивать собственный рынок, конструировать его, усиливать. Китай этого не делает сейчас, поэтому американский прогноз вполне справедливо отводит Китаю второе место, но отводит чисто механически.