18 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

"Не учите нас жить, лучше помогите материально": Итоги визита Игоря Левитина на Урал

О том, что саммит стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) пройдет в 2009 г. в Екатеринбурге, было известно еще в июле прошлого года. И город с окрестностями, по идее, уже давно должен был начать решать свои проблемы, в том числе и транспортные. Однако, как выяснилось на совещании с министром транспорта РФ в минувшую пятницу, воз и ныне там. Конечно, можно надеяться на известную поговорку, что русские долго запрягают, да быстро едут. Но вообще, проблемы надо решать по мере их поступления, а не только в преддверии каких-то особых визитов в столицу округа. Об этом, кстати, на совещании говорили и полпред Президента РФ в УрФО Петр Латышев, и губернатор Свердловской области Эдуард Россель, и руководители всех основных транспортных предприятий.
Но все-таки убить двух зайцев одним выстрелом – сделать область конфеткой и показать ее заморским (и не только) гостям и обеспечить жителей качественными транспортными услугами - очень хочется, а вот ударить лицом в грязь – как раз-таки наоборот.
Поэтому и обсуждение транспортных проблем было сложным и долгим. Однако, забегая вперед, скажем, что договориться региональным властям и федеральным вроде бы удалось. Теперь дело за выполнением того, о чем договаривались.

Фото: Накануне.ruТемы на совещание были вынесены действительно острые: реконструкция аэропорта "Кольцово", развитие железной дороги, состояние объектов дорожного хозяйства, строительство в Екатеринбурге магистральных дорог и метро. Для того, чтобы разрядить обстановку перед обсуждением, участники совещания для начала поздравили отечественных авиаторов с профессиональным праздником – Днем гражданской авиации. Собственно, это было, наверное, самым приятным для собравшихся моментом обсуждения. Правда, и после совещания у гостей и хозяев была довольно насыщенная программа – Игорь Левитин провел с Петром Латышевым еще одно совещание – по проекту "Урал промышленный – Урал полярный", а вечером состоялось открытие турнира по настольному теннису "UGMK URAL OPEN-2007". Игорь Левитин, напомним, помимо поста министра транспорта РФ занимает еще и место президента федерации настольного тенниса России.

Кстати: В рамках международного турнира по настольному теннису принято решение о строительстве регионального центра настольного тенниса юношеских сборных команд России. Открытие центра состоится в 2009 г., и будет приурочено к открытию саммита ШОС.

На совещание собрались помимо уже упомянутых Игоря Левитина, Петра Латышева и Эдуарда Росселя руководители федеральных транспортных агентств – глава федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов, глава "Росавиации" Александр Юрчик, министр промышленности Свердловской области Владимир Молчанов, замглавы Екатеринбурга Александр Якоб, начальник областного управления автомобильных дорог Владимир Плишкин, а также гендиректор аэропорта "Кольцово" Михаил Максимов и начальник Свердловской железной дороги Шевкет Шайдуллин. Собственно, в обсуждении вопросов участвовали только перечисленные лица, остальные же только записывать успевали, потому как информации было много, да и решения менялись прямо в ходе совещания.

Можно отметить и то, что организация саммита ШОС вышла на первый план – почти все задачи рассматривались относительно 2009 г.: успеем – не успеем, профинансируют – не профинансируют. Региональные власти довольно хорошо уяснили, что саммит – это "экзамен", "проверка на прочность" и т.д. Также власти прояснили, что "шпаргалки" для "экзамена" напишут самостоятельно, а вот с финансами и центр мог бы помочь. В общем, как говорила героиня известного отечественного фильма, "не учи меня жить, лучше помоги материально".
Внесла свои коррективы и новая практика планирования бюджетов на несколько лет вперед. Сложилось такое впечатление, что распределение бюджетов на те или иные цели происходило без кураторов и непосредственных исполнителей на местах. Потому что на совещании то и дело высказывались мысли перераспределить по годам запланированные средства. Фото: Накануне.ruИ это помимо периодических реплик Росселя вроде "Сколько дадите!" (ответ на вопрос Левитина "Сколько вам нужно денег?"), "Давайте вместе навалимся!" (про совместное с федералами решение проблем) и "Давайте соберемся у Фрадкова!" (способ решения практически всех споров по Росселю). Причем последняя фраза имела оригинальное продолжение: "Давайте соберемся у Фрадкова втроем (обращено высказывание было также к Левитину): я, вы, Якунин, Миллер". Хоть убейте, но меньше пяти человек (если только Эдуард Эргартович не собирается проводить встречу, например, в приемной председателя Правительства РФ без его непосредственного участия) не получается.

Первый же вопрос в повестке – реконструкция "Кольцово" - стал и самым долгим по времени обсуждения – почти половина всего времени, отведенного для совещания. Это может служить показателем того, насколько проект важен для региональных властей. Началось все с доклада Михаила Максимова, который рассказал о ходе реконструкции, об освоенных за последнее время средствах и планах реконструкции. Так, в 2006 г. на реконструкцию аэропортового комплекса было потрачено 140 млн руб. В 2007 г. на эти цели запланирован бюджет в 160 млн руб. Планируется реконструировать внутренний терминал, модернизировать инфраструктуру аэропорта. Здесь вопросов ни у кого не возникло, поскольку это действительно необходимые и вполне адекватные меры по превращению "Кольцово" в хаб. А вот по поводу строительства третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) разгорелись настоящие страсти.
Максимов озвучил два варианта строительства полосы. И в том и в другом случае планируется построить новую ВПП на расстоянии 760 м от двух уже существующих. 

В первом варианте бюджет строительства составит 16,8 млрд руб. Планируется отвод железной дороги (кстати, на совещании отмечалось, что железную дорогу в любом случае нужно выносить за черту города), газопровода, автомобильных дорог и даже русла реки. Второй вариант также предусматривает перенос 13 км ж/д и 40 км газопровода. Однако вариант номер два обойдется в 18,9 млрд руб. Кроме собственно строительства полосы планируется и реконструкция двух уже существующих полос.
Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Первую (как позже сказал Михаил Максимов, сейчас используется в основном только она) ВПП планируется удлинить с обоих концов в общей сложности на 500 м. Ширина ее составляет 45 м. Вторую полосу будут удлинять на 800 м и ширина ее составит 60 м, что достаточно для посадки "Боинга – 747". Напомним, сейчас в "Кольцово" самолеты такого типа садиться не могут. Кроме того, аэропорту необходимо (в том числе и для принятия бортов глав 12 государств, которые приедут на саммит ШОС) построить огромное количество мест для стоянки самолетов (сейчас их 50). Строительство третьей полосы позволит, по словам Максимова, увеличить пропускную способность аэропорта на 50%.
Выслушав доклад о ходе реконструкции, министр транспорта РФ задал вопрос, который прямо-таки ввел всех в ступор: "Зачем нужна третья полоса?". Но министр не собирался останавливаться и спросил, не целесообразней ли будет реконструировать уже существующие полосы. Но самым обидным, бесспорно, был вопрос: "Успеете ли?". Тут уж губернатор не выдержал, и начал развивать тему "Не только ведь ради ШОС полосу строим". "ШОС – это просто удачный случай. Но нам надо смотреть дальше", - начал Россель. Тут ему на помощь пришел министр промышленности, энергетики и науки Свердловской области Владимир Молчанов, правда, весьма своеобразным образом. Он решил убедить присутствующих в том, что просто реконструкцией двух полос обойтись нельзя, поскольку те находятся в ужасном состоянии. "Крайне опасна первая полоса", - начал Молчанов

Потом он рассказал о жутком покрытии полосы, о том, что нельзя одновременно использовать первую и вторую полосу, поскольку они не параллельны, что для реконструкции первой полосы придется закрыть доступ ко второй и т.п. Наслушавшись про ВПП в "Кольцово" и вспомнив, что вечером ему еще лететь из уже упомянутого аэропорта, прямо на глазах Левитин несколько поник.
Фото: Накануне.ruА в это время Россель продолжил "перекрестный огонь". "Для меня это неожиданно. Я думал, что это уже вопрос решенный… Надо снести хламье, которое там есть, - разошелся губернатор. – Это же лицо России!… Я не хочу принижать Санкт-Петербург, но это же тупик. А у нас – центр России" и так далее. Левитин не особо активно пытался парировать. Но тут к вопросу подключился полпред Петр Латышев. "Не только ведь к ШОС надо готовиться. Екатеринбург меняет статус, и перекос нужно энергично устранять", - атаковал Петр Михайлович. Ну и далее в подобном роде. Однако Игорь Евгеньевич не сдавался. Тогда Эдуард Россель вспомнил, что и у министра транспорта есть начальник – глава государства. "Глава государства ведь не только нам задачу поставил, он и вам задачу поставил", - заметил губернатор. В конце концов, министерство транспорта РФ дало добро, и региональные власти не преминули назвать это решение историческим. Подытожил эту часть совещания глава "Росавиации". "Решение по всем вопросам, связанным с "Кольцово" нужно принять не позднее 1 мая", - напомнил он.

На том и порешили и позже возвращались к теме авиации только раз, когда Россель попросил передать из федеральной собственности второй аэропорт Екатеринбурга – Арамиль. Он сказал, что есть желающие развивать этот объект в качестве площадки для малой авиации. Левитин согласился, при этом заметив, что государство готово отдать и другие аэропорты области.

Следующие вопросы решили рассматривать, в виду нехватки времени, быстрей. Тем более что, как оказалось, с железнодорожными перевозками в регионе все в порядке: пассажиропоток растет, объем перевозимых грузов увеличивается. Единственное, что встревожило министра транспорта РФ, - пригородные поезда и развитие их сети. Прозвучало предложение запустить скоростную электричку в "Кольцово" (наподобие домодедовского аэроэкспресса в Москве) и в Челябинск. Кстати, по мнению свердловского губернатора, на скоростной электричке из Екатеринбурга в Челябинск можно будет добраться за час. 

А вот дорожное хозяйство требует увеличения финансирования из федерального бюджета. Если сейчас на него выделяется около 200 млн руб. в год, то в дальнейшем для ускорения темпов строительства и реконструкции потребуется 800-900 млн в год.
Эта цифра называлась с некоторой опаской, однако федеральные чиновники восприняли ее вполне спокойно. Видимо, опять подействовали живописания некоторых участков свердловских дорог. Левитин наоборот, глянув в сторону руководителя федерального агентства, с удивлением отметил, что "центр практически не вкладывается".

Последнему выступающему – заместителю екатеринбургского начальника Александру Якобу, докладывавшему о еще одном больном месте в транспортной системе региона – метро и екатеринбургских дорогах – осталось совсем немного времени.
Что касается дорог, тут самым убедительным аргументом было количество машин на тысячу горожан. В Екатеринбурге их 380, а в Москве "всего лишь" 360. Еще одна цифра: 85% загрязнения приходится на выхлопные газы.
Фото: images.china.cnСогласившись, что дороги строить все-таки надо, участники совещания перешли к экологически чистому виду транспорта – метро. Оно, в Екатеринбурге, как известно, строится катастрофически медленными темпами. Планируется, что до 2009 г. первая линия полностью будет введена в строй, благодаря открытию двух новых станций на юге (еще 2,4 км) и возможному продлению линии до Верхней Пышмы (1,7 км). Информация о том, что в 2009 г. возможно приступят к проектным работам по второй линии (которая должна вытянуться с запада на восток и пересечься с первой линией) вообще звучала как чудо.
Но все эти чудеса возможны только в одном случае – если федеральный бюджет выполнит свои обязательства по схеме финансирования "50 на 50", и выделит необходимые 50% на строительство. Пока – и это подтвердил сам Левитин – центр выделяет на строительство екатеринбургского метро только 20%, которых явно недостаточно.
Бюджет строительства метро в столице Урала в 2007 г. предусматривает выделение около 200 млн руб. из областной казны, 234 – из федеральной, и 800 – из муниципальной. За последний факт Левитин ухватился, заметив, что метро находится в муниципальной собственности, из-за чего к сметам придираются в финансовых министерствах, мол, это собственность городская, и мы ее финансировать не должны. На что региональщики опять возразили, напомнив, что местное метро как раз таки находится в федеральной собственности, а региональные власти "пригрели" государственное имущество в голодные и холодные 90-е. "Если бы не мы, метро бы просто затопило. А мы там воду откачивали", - обиженно заметил Россель. Левитин не нашел, что возразить, и принял решение лоббировать вопрос повышения доли федерального бюджета в строительстве екатеринбургского метро.

В итоге, все участники совещания, если и не остались довольны результатами, то, по крайней мере, тем, что сумели  высказали друг другу претензии. Что, надо отметить, немаловажно. "Мы все понимаем, что не все зависит от министерства, но если мы будем союзниками мы решим проблемы", - в заключении отметил Петр Латышев. Союзниками федеральным и региональным властям надо быть, иначе действительно мало что хорошего выйдет даже из самых замечательных затей.
Однако эта встреча наводит на другую, к сожалению, мысль. Транспорт – это только один, хотя и очень важный, вопрос, который предстоит решить перед встречей ШОС. Вернее, сделать видимость, что все проблемы решены, конечно, можно, нарисовав фасады домов и подлатав дороги на пути из аэропорта в город. Но ведь главы государств погостят и уедут, а нам здесь, как бы избито это не звучало, жить. Так что для того, чтобы решить все существующие проблемы, придется, видимо, в Екатеринбург приехать не одному десятку федеральных чиновников. 
 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС