Трудно представить, чтобы Абелю, как Васенкову сломали ребра, - Александр Колпакиди
История с российскими шпионами подошла к своему завершению. В СМИ появилась информация, что предатель, о котором еще летом говорил Владимир Путин, найден. Им оказался некий сотрудник СВР, которого в СМИ называют "Щербаковым". Среди многочисленной информации о нем есть весьма любопытные факты: он якобы был фигурантом ДТП в эстонской дипмиссии, воевал в Афганистане и лично выдал американцам личное дело главного российского нелегала, генерала Хауна Лазара-Васенкова. Истории очередного предательства вместе с Накануне.RU рассмотрел российский историк спецслужб, писатель Александр Колпакиди.
Вопрос: Теперь, когда в СМИ "слили" имя предателя, о котором говорил Путин еще летом, как, по-Вашему, стала ли яснее эта история с "шпионами" во главе с Анной Чапман?
Александр Колпакиди: Совершенно ясно можно сказать только одно, что наша разведка переживает системный кризис. Этот провал – это не случайность, это система. Пожары когда случаются – вот это случайность, а когда сгорают леса, это уже ошибки. Надо видеть за фактами проявление системных ошибок. У нас за девять лет в Америке не поймали ни одного нашего агента. Если вы посмотрите статистику наших провалов, вы увидите, что в советское время они случались постоянно. Причем люди, которые проваливались, работали по 10-15 лет. То, что наших агентов не ловят сейчас, это не говорит о том, что наша разведка стала хорошо работать, напротив - она не работает. Кроме того, эта история говорит о том, что единственный достойный человек - это Хаун Лазар, тот самый якобы генерал Васенков, - ему же 65 лет! Ведь не могут же старики, которые достигли пенсионного возраста, тянуть страну. То, что нету новых Эймсов, Хансеннов – это значит мы не работаем.
Вопрос: Вот вам провал целого десятка шпионов! Этого разве мало, чтобы сказать, что СВР работает?
Александр Колпакиди: Это нелегалы, их задача поддерживать связь. А агентов в ЦРУ, в ФБР уже нет давно. А еще совсем недавно были: Гарольд Николсон и Эрл Питс, Эймс и Ханссен. Ханссен был арестован последним в 2001 году. А теперь, как отрезало, не стало никого. Видимо и нет. В то, что у нас там остались настолько профессиональные агенты, которых не ловят, я не верю. Судя по делу так называемого Щербакова и тому, как работала наша десятка агентов, это совершенно невозможно предположить. Скорее, в разведке наступил коллапс.
Вот эта история – она катастрофическая. Человек работал в управлении нелегальной разведки, нам сейчас пытаются рассказать, что он мало знал, но этого не может быть. Я, кстати, думаю, что он знал все.
Вопрос: Ну может быть тогда стали яснее причины, почему все так?
Александр Колпакиди: Главное, что высветила история, что никакая разведка невозможна без идеологии. Когда во главе угла "золотой телец", когда мерило всего - доллар, тогда и появляются такие люди, как вот этот человек, которого называют "Щербаковым". А ведь он, между прочим, не случайный человек. Ведь он и в Афгане воевал, и в СВР был всеобщим любимцем, и отец у него был героем Советского Союза. Почему он стал таким? А ведь и дети его, раз они сбежали с ним, разделяют его взгляды. Другое, но не менее поразительное, что общество в едином порыве считает, что эти "шпионы" отмывали там деньги. Как может существовать такое государство, где собственных разведчиков люди считают бандитами? Кто воевать будет за эту страну? Вся эта история совершенно в духе нашего времени: сгоревшие леса, рухнувшая гидроэлектростанция… вот теперь и разведка.
Да, раньше не бывало, действительно, трудно представить, что Абелю сломали бы ребра. Но после 1991 года все изменилось.
Вопрос: Все свалят на Фрадкова? Сообщают, что глава администрации президента Сергей Нарышкин может занять его место.
Александр Колпакиди: Тут не в Фрадкове дело. Если его снимут, значит, мы идем тем же путем, вместо того, чтобы заниматься серьезными изменениями. Снова занимаются очковтирательством. Сама система не работает, она дает сбои. Вот эта история – она катастрофическая. Человек работал в управлении нелегальной разведки, нам сейчас пытаются рассказать, что он мало знал, но этого не может быть. Я, кстати, думаю, что он знал все.
Вопрос: А, по-Вашему, эта история про предателя Щербакова - реальная история? Или опять поток дезинформации?
Александр Колпакиди: Я думаю, что это реальная история. Дезинформация здесь может в другом. Определенно скрывают настоящее имя предателя. Причем скрывают все. По-прежнему непонятно, чем занимались агенты там. Это же абсолютно разные люди, между Васенковым и Анной Чапман дистанция такого же размера, как между бюстом Анны Чапман и Анны Семенович. Но об информации, которая поступает в общество, можно отдельно поговорить. Ведь и тут творится полный бардак. Пресс-служба СВР ни на что не реагирует. С другой стороны, а на что им реагировать? Престиж разведки упал уже ниже плинтуса, и это в стране, где разведка была - святая святых. Вроде бы одним из достижений наших дней принято считать гласность и свободу слова. Однако, мы во времена Брежнева о работе внешней разведки были информированы гораздо лучше. Человек не может разобраться сейчас в происходящем. Посмотрите - информация противоречивая. Спецслужбы "сливают", журналисты ради саморекламы выдумывают сенсации - потребителя информации просто запутали. Вся эта история - это переплетение реального и вымышленного. То, что в июне сообщалось об этих агентах - это такое нагромождение лжи, что нам еще десятилетия ее распутывать теперь, эту историю.
Вопрос: Но есть сейчас хоть что-то, что можно было бы принять на веру?
Александр Колпакиди: Одно ясно, среди них был единственный профессионал. Это 65-летний ветеран Хаун Лазар. Но при этом главной героиней стал не он, а Анна Чапман. Но это вот опять - история о гламурности разведки. Ну не может быть гламурной разведка! Ни американская, ни английская разведка этим не занимается.
Вопрос: В СМИ появилось нецензурное высказывание одного из разведчиков о том, что история с Щербаковым это уже, так скажем, конец. Славная история росийской разведки закончилась?
Александр Колпакиди: Я скажу так. Когда появилась информация, что ему, Васенкову в ЦРУ переломали ноги и ребра, я даже не удивился. Несмотря на то, что один наш известный генерал КГБ, который сейчас на службе у Березовского прокомментировал, что раньше такого никогда не бывало. Да, раньше не бывало, действительно, трудно представить, что Абелю сломали бы ребра. Но после 1991 года все изменилось. К нам уже не относятся как к супердержаве. Все правила и джентельменские соглашения рухнули. Теперь такое бывает. Чему удивляться? Если ЦРУ пытает у себя разных арабских деятелей, которые потом оказываются невиновными, почему с нашими так нельзя. Мы же не можем ответить адекватно.
Общество в едином порыве считает, что эти "шпионы" отмывали там деньги. Как может существовать такое государство, где собственных разведчиков люди считают бандитами? Кто воевать будет за эту страну?
Верховный Суд РФ отправил на новое рассмотрение дело о квартире Ларисы Долиной
Летать в России станет еще дороже
Креатив Госдумы так и прет: про букмекеров и депутатов
Вот это "Вызов"