Тунгусов приступает к формированию единого политического центра на Среднем Урале
С момента назначения Владимира Тунгусова главой губернаторской администрации прошло чуть больше недели, и пока можно говорить о том, что планировавшаяся с этой "комбинацией" политическая стабильность в регионе не просматривается. В этом смысле лишь частично просматривается снятие публичного напряжения в отношениях городской и областной резиденций. Свердловское отделение "Единой России" лихорадит, к лидеру ячейки Виктору Шептию на этой неделе едет комиссия из Москвы, серьезные имиджевые удары нанесли скандалы с Иваном Корякиным и Ильей Гаффнером, а завершением "образцовых праймериз" стало то, что федеральный центр вмешался в голосование в "Путинграде" и аннулировал результаты мэрского выдвиженца Ибрагима Абдулкадырова. Но работоспособный чиновник и циничный политик Владимир Тунгусов, тем не менее, приступает к формированию ориентированной на него команды и выстраиванию новой версии свердловской политической властной вертикали.
Первое,что обозначилось в публичной плоскости - позиция бывшего непосредственного руководителя, бывшего мэра Екатеринбурга, а ныне сенатора Аркадия Чернецкого. Он продолжает оставаться политическим тяжеловесом, опытнейшим действующим политиком, который после ухода в Совет Федерации стал пытаться играть роль связующего звена между городом и областью. И вот в интервью РБК, данном сразу после назначения Тунгусова в "желтый дом", Чернецкий озвучивает основные направления, в которых его бывший подчиненный силен, и которыми, вероятно, и будет заниматься.
"Мы вместе провели много кампаний. Тунгусов будет заниматься организацией выборов, а я буду участвовать в них. И в большой степени буду заниматься содержательной частью", – без обиняков рассказал сенатор.
Другое направление, на котором Тунгусов буквально "собаку съел", – кадровые вопросы.
"Влияние на кадровую политику. Самой кадровой политикой, в первую очередь, должно заниматься первое лицо. При всем при том, что Тунгусов несомненно занимался подготовкой кадровых вопросов, окончательные решения по кадровым вопросам принимал я. И это были не формальные решения – с равным успехом я мог поддержать его предложение или отказаться. Поэтому, в конечном итоге, кадры обеспечивают эффективность работы первого руководителя, а руководитель аппарата в этом смысле - первый помощник. Он должен понимать задачи, которые ставятся руководителем, и подбирать те кадры, которые способны их решить", – отметил Чернецкий.
Экс-мэр подчеркнул, что кадрам в мэрии всегда уделялось большое внимание, и если уходит один, на его место готовы минимум двое. Так было, например, с уходом Александра Высокинского, который получил пост вице-премьера в областном правительстве.
Одним словом, бывший патрон Тунгусова, влияние которого на экс-подчиненного сегодня не стоит преувеличивать, а знание особенностей личности нового главы губернаторской администрации - преуменьшать, считает, что кадрами, которые , как известно, во все времена "решают все", Владимир Георгиевич умеет оперировать.
Запомним этот тезис. Как говорится, учтем в работе. Теперь стоить попробовать понять - Тунгусов согласился перебраться из своего уютного кабинета в "сером доме" в "желтый" ради какой цели? Какие перспективы в этом он видел для себя? Поработать, чтобы организовать победу "Единой России" и вернуться обратно? Если кто-то в это верит, а также в то ,что на г-на Тунгусова можно оказать столь сильное давление, что он-таки пойдет на ненужную ему совсем работу - означает не знать биографию самого Тунгусова и быть очень наивным в свердловской политике человеком.
И, может, в федеральном центре таковых хватает, но в Екатеринбурге - маловато.
В уральской столице, конечно, есть разные мнения. Есть те, кто считает: реализуется сценарий "подмять область под город". Учитывая более, чем 20-летнее политическое противостояние город/область, в рамках которого условный Екатеринбург не раз и не два показывал намерение распространить через все те же кадры влияние на весь Средний Урал, версия вполне рабочая, имеет право на существование.
Но с учетом случившихся перемен в устройстве муниципальной власти, всеохватного экономического кризиса - вряд ли уральская столица сегодня озадачится проблемами 83 муниципалитетов вместо того, чтобы привычно разруливать понятные городские вопросы.
Есть сторонники и так называемой версии "примирения". Мол, ах какая грамотная российская столица! Нехорошо, конечно, что пришлось разруливать противоречия через кремлевские кабинеты, но зато "вековая" мечта бизнеса и людей дела воплощается в жизнь: город Екатеринбург и Свердловская область сливаются в единую властную вертикаль. В публичной плоскости носителей версии "примирения" - подавляющее большинство. Что на деле значит лишь нежелание экспертов, политиков и журналистов в непонятный период политической "реструктуризации" попасть в разряд противников какой-либо политической фигуры.
Собственно, публичные версии на двух выше изложенных и заканчиваются.
Но есть и осторожные сторонники третьего варианта. Они полагают, что раз уж так случилось, что ВГ оказался в кресле главного по должности политического центра области, то он и будет выстраивать свою работу для того, чтобы сделать губернаторскую администрацию единым политическим центром Среднего Урала. Чтобы создать команду, которая превратится на деле в единый центр принятия политических решений.
Отчасти об этом говорит та информация, которая появляется о кадровых назначениях. В число этих перестановок можно отнести следующие. Александр Иванов, много лет работавший заместителем директора информационно-аналитического департамента мэрии, заменит на посту главы департамента информационной политики губернатора Александра Рыжкова. Тот, в свою очередь не уходит на улицу, а остается в резиденции в качестве советника Тунгусова. По некоторым данным, за Рыжковым остаются полномочия замглавы администрации и право быть спикером от лица "желтого дома". Стоит отметить, что и в мэрии таких персон было не очень много – в разные годы к ним можно было отнести Константина Пудова и Сергея Тушина. Рокировка весьма в духе Владимира Георгиевича. С одной стороны, учитывая дефицит во времени - назначить в исполнители по информационной работе понятного и опытного своего человека (Иванов), с другой стороны, не разбрасываться кадрами, которые, противостоя городской команде в силу нахождения в областной, продемонстрировали живость ума и умение работать (Рыжков). Оставление Рыжкову значительной доли функционала, а в чем-то и более того, что было - подтверждение намерений присмотреться, чтобы в будущем встроить в команду политического центра.
Свердловские кулуары утверждают, что следующим кадровым ходом Тунгусов может сменить директора департамента внутренней политики Антона Третьякова. В качестве возможного сменщика называют политтехнолога, который несколько месяцев назад возглавил информационно-аналитический департамент мэрии, Александра Пирогова.
Судя по предварительным данным, остается в "обойме" и еще один старожил администрации, работавший со всеми уральскими губернаторами без исключения, – Вадим Дубичев. Кстати, и назначение Сергея Швиндта областным вице-премьером вполне укладывается в кадровую рокировку авторства Владимира Георгиевича.
Единственной пока попыткой менять кадры "с другой стороны" выглядит намерение госпожи Пановой пролоббировать на место пресс-секретаря губернатора "своего человека" – однофамилицу из Москвы Илону Панову вместо якобы вскоре уходящей в замы директора "4 канала" Марии Картуз. По данным некоторых участников регионального политбомонда, произошедшие перестановки застали врасплох даже столь приближенную к губернатору советницу. Верится с трудом.
Но то, что Тунгусов не нуждается в сомнительных сопартнерах по выстраиванию политической работы, - ясно было сразу. ВГ умеет использовать кадры, расставлять, определять функционал и задачи. В советниках, диктующих правила игры, он нуждается вряд ли.
Таким образом, Тунгусов, с одной стороны, намерен привлекать на ряд ключевых постов проверенные кадры из мэрии, но массового "переселения" из "серого дома" в "желтый" ожидать не стоит. Более того, ВГ демонстрирует также и то, что готов работать с опытными и знающими профи, отдавшими по 10-15 лет работе в областных структурах власти.
И хотя в политистеблишменте сейчас с чьей-то подачи превалирует мнение, что назначение Тунгусова - "это только до сентября", но, исходя из его опыта, амбиций, стоящих задач, можно сделать вывод о том, что он явно "окапывается на командной высоте", сдавать которую в пользу чьих-то интересов для столь прагматичного политика было бы просто глупо. Тем более - в случае удачного проведения предвыборной кампании и роста показателей партии власти, что будет заслугой уж никак не Виктора Шептия (если он еще сохранится на своем посту), или Дениса Паслера (который активно занимается выборами, но, вообще-то, по должности является ответственным за кадровый кризис в правительстве). Учитывая аппаратный опыт, динамичный стиль управления, прагматизм, граничащий с цинизмом, давнее знакомство с ключевыми для области олигархами, Тунгусов, скорее, за это время укрепит свои позиции и начнет формировать единый политический центр в Свердловской области.
Безусловно, такая ситуация выгодна губернатору Евгению Куйвашеву, который сможет больше заниматься представительскими функциями губернаторской должности, ездить по области, больше проводить времени в муниципалитетах и решать конкретные вопросы на местах.
В этом смысле в "параде кандидатов" в губернаторы он остается №1, однако, сегодня сложилось большое количество факторов, любой из которых может дестабилизировать ситуацию.
Это, в первую очередь, губернаторские амбиции Сергея Носова, который с переходом Тунгусова в "желтый дом" потерял союзника. То, что у Носова не все гладко на его политическом горизонте, стало явно понятно после аннулирования победы кандидата Абдулкадырова. Другим дестабилизирующим фактором можно назвать Виктора Шептия, ячейка которого допускает большие скандалы на праймериз и не отличается даже средними результатами на выборах. Наконец, это и премьер-министр Денис Паслер, за которым, как считается, стоят интересы группы олигарха Виктора Вексельберга и, как ни странно, силовиков, при содействии определенных сил он может предпринять усилия, чтобы усилить свой аппаратный и политический вес накануне губернаторских выборов.
"Усиление Носова пока не просматривается, я не вижу оснований для этого. Для усиления ему нужно, как минимум, наличие людей в правительстве, и пока впрямую не прослеживается людей, которые могли бы это делать. Те альянсы, которые просматривались между Тунгусовым и Носовым, в них необходимости больше не существует", – прокомментировал Накануне.RU руководитель уральского отделения ФоРГО Анатолий Гагарин.
По его мнению, Паслер не любит заниматься внутренней политикой и выборами, но в какой-то момент взялся за участие в избирательном процессе, и довольно активно. Если Виктору Шептию предрекают кадровые последствия по итогам проверки московской комиссии, то это может даже укрепить позиции Паслера, которому пора сосредоточиться на "хозяйственной работе", чтобы минимизировать репутационный урон от министерской чехарды.
Открытым остается вопрос о том, кто в итоге может стать сменщиком Шептия. Он, напомним, в первый раз лишился поста в пользу Елены Чечуновой после одной из избирательных кампаний, когда результат "Единой России" на выборах оказался достаточно низким. Но когда реготделение в 2011 году провалилось еще больше, Шептия вернули. Возможно, в Москве могут принять "подсказанное с мест" решение обновить руководство более радикально.
"Есть несколько кандидатур, которые могли бы занять место руководителя регионального отделения. Таким мог бы стать Виктор Бабенко – он имеет достаточно большой опыт, умеет договариваться, человек с боевым опытом, достаточно публичный. Если сохранять статус-кво, то он мог бы им быть, поскольку принадлежит команде губернатора. Другой кандидат – Анатолий Никифоров, безусловно достойный кандидат, но принадлежит к условной "городской команде". В пользу Бабенко говорит и то, что он более известен в Москве", – рассказал Накануне.RU источник в партии.
Если на этот пост выдвинется Никифоров, это будет однозначным усилением Тунгусова в плане контроля над избирательным процессом и вполне будет укладываться в версию о формировании единого политического центра. Но и сохранение Шептия, если таковое каким-то чудом случится, не означает особых проблем для главы администрации. Владимир Георгиевич на своем политическом веку и не такие задачки умел решать.
Накануне.RU продолжит следить за развитием событий.