20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Покаяние о неуплате

В следующем году в России будет объявлена налоговая амнистия. Соответствующий закон депутаты Госдумы намерены принять до конца декабря. Легализовать свои доходы, с которых ранее не были уплачены налоги, можно будет в течение года со дня объявления амнистии, сама же процедура обещает быть простой: достаточно перечислить в федеральное казначейство 13% от амнистируемой суммы, и выданный на руки квиток об оплате защитит от дальнейших преследований со стороны фискальных органов. Целью амнистии провозглашается пополнение бюджета за счет поступлений просроченных налогов. Однако эксперты настроены скептически: серьезного экономического эффекта ожидать не стоит, потому что обязательного перевода средств из-за рубежа в российские банки не потребуется, и защиты от правоохранительных органов для раскаявшихся законотворцы не придумали.

Напомним, что задача по легализации укрытых от налогообложения капиталов граждан была поставлена перед правительством Президентом РФ Владимиром Путиным в прошлом году в его ежегодном послании Федеральному Собранию. И уже в этом году Минфин представил законопроект "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами". Как предполагалось изначально, для того, чтобы попасть под амнистию, гражданам необходимо явиться в налоговую инспекцию, заполнить специальную декларацию об упрощенном декларировании доходов, заплатить в государственную казну 13% от указанной суммы и получить на руки документ, защищающий от дальнейших преследований со стороны фискальных органов в пределах амнистируемой суммы и только по подоходному налогу. При этом обязательным условием был перевод хранящихся за границей средств на счета отечественных банков, поскольку сама идея амнистии заключалась именно в возвращении в страну вывезенных за рубеж капиталов.

Однако в доработанной версии законопроекта, которая на днях поступила на рассмотрение в Госдуму, граждан освободили от необходимости посещать налоговую службу - теперь достаточно прийти в любой российский банк и перевести на специальный счет федерального казначейства 13% от амнистируемой суммы.

Кроме того, обязательного перевода средств из-за рубежа в российские банки, как это предлагалось в первой редакции законопроекта, не потребуется. Однако по этой самой причине, заявляют эксперты, от объявления налоговой амнистии серьезного экономического эффекта ожидать не стоит.

Россияне, привыкшие хранить свои капиталы за границей, врядли примутся переводить их в отечественные банки. Тем более, что желающие легализовать свои доходы могут сегодня воспользоваться другими способами, не признаваясь при этом государству в сокрытии этих сумм от уплаты налогов: "Помимо амнистии на сегодняшний день и есть другие, как относительно законные, доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU так и незаконные способы легализации денег, - объясняет в беседе с Накануне.RU начальник отдела правовых споров Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин, - В частности, широко применяются схемы с "номинальными" фирмами ("фирмами-однодневками"), оффшорными компаниями и иные более или менее законные способы. Государство в лице Росфинмониторинга ("финансовой разведки") отслеживает лишь подозрительные сделки (на сумму свыше 600 тыс. рублей), прибыль от которых может быть использована на поддержку экстремизма и терроризма, - отмечает он, - Расходы физических лиц в стране не контролируются по закону, а доходы граждан просто сложно проконтролировать в силу физической невозможности государства проверить каждого налогоплательщика. Таким образом, при необходимости можно легализовать деньги и без помощи налоговых амнистий.

Согласно законопроекту, легализовать свои доходы прошлых лет смогут все, кроме уже отбывающих наказание за уклонение от уплаты налогов (по таким статьям, например, были осуждены владельцы нефтяной компании "ЮКОС"). При этом, правда, не совсем понятно, будут ли освобожденные от претензий налоговиков защищены и от преследований правоохранительных органов, например, по статье 174 УК РФ "легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем". То есть, главный недостаток законопроекта о налоговой амнистии - в сохранении ответственности за преступления, сопутствовавшие уклонению от налогов, отмечает в беседе с Накануне.RU аналитик ИК "Файненшл Бридж" Ольга Шкред. А потому и главный аргумент разработчиков законопроекта - заплати налоги и спи спокойно - весьма спорен.

Эксперты отмечают, что задуманная амнистия адресована не столько гражданам, как об этом публично заявляется, сколько бизнесу. Ведь у широких слоев населения, как правило, нет такого большого объема утаенных от налогов средств, который нуждался бы в легализации: "Речь идет о больших суммах, но откуда у физического лица такие капиталы? Налоговая амнистия направлена не на тех физических лиц, которые получали только одну зарплату и по каким-то причинам вывели Фото: Станислав Рослов www.itogi.ruэти деньги за границу, а на тех лиц, которые, например, имели долю в капитале каких-либо предприятий и, считая, что вложения в России для них слишком рискованны, доходы от деятельности этого предприятия либо от продажи свой доли, выводили за пределы страны", - продолжает Ольга Шкред, аналитик ИК "Файненшл Бридж". Безусловно, отмечает она, большой капитал у отдельных граждан может быть, правда, не исключено, что он с криминальным прошлым. "Однако деньги, полученные преступным путем, амнистия врядли заставит пойти и задекларировать", - заключила Ольга Шкред. 

Учитывая, что и защиты от правоохранительных органов для раскаявшихся законотворцы не придумали, амнистия явно рассчитана на покаяние в неуплате налогов с сумм, честно заработанных.

Вместе с тем, подозревают юристы, законопроект может оказаться, что называется, с "двойным дном". Граждане получают прощение за сокрытие доходов и неуплату налогов, а государство пополняет бюджет за счет поступлений просроченных платежей - это было бы слишком просто. Как обозначил задачу президент Путин: "эти деньги должны работать на нашу экономику, в нашей стране, а не болтаться в офшорных зонах". Ключевым здесь является слово "работать". То есть, сначала казну пополняют сборы в размере 13% (хотя, по мнению некоторых экспертов, гораздо эффективнее была бы ставка до 5%), а затем на благо нашей экономики начинают работать и амнистированные суммы: "Когда речь идет о налоговой амнистии, я считаю, речь идет о бизнесе. Причем, на мой взгляд, здесь есть "подводные камни". Цель налоговой амнистии для государства, я думаю, заключается не столько в получении 13 % налога, сколько в возможности государства проконтролировать дальнейший Фото: Накануне.ruоборот "легализованных денег", - говорит в интервью Накануне.RU начальник отдела правовых споров Агентства юридической безопасности ИНТЕЛЛЕКТ-С Роман Речкин, - Я думаю, что большая часть денег не возвращается в Россию и не легализуется не из-за того, что они получены незаконно, а по той простой причине, что это экономически невыгодно. Ведь после того, как деньги будут легализованы, государство получит способы контроля над ними - будет следить за тем, чтобы в последствии при участии этих сумм в бизнес-процессах с них уплачивались налоги. То есть, государство, провозглашая налоговую амнистию, закрывает глаза на происхождение капитала, однако с последующих сделок и операций с его участием, будь добр, плати налоги, - отмечает эксперт, - Таким образом, налоговая амнистия - это не более чем возможность для граждан и бизнеса безнаказанно показать свои капиталы государству".

Одним из наиболее удачных примеров налоговой амнистии в странах СНГ может служить опыт Казахстана. Еще в прошлом году при обсуждении российского законопроекта председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник рассказывал, что после такой акции в казахские банки пришло около $700 млн. "Если сравнить размеры экономики Казахстана и России, то можно рассчитывать на $14 млрд", - подсчитал тогда депутат. А в Индии, к примеру, налоговая амнистия проводится каждые десять лет, и самой эффективной из них считается амнистия 1997 года, которая позволила собрать в казну $2,5 млрд, что втрое превысило сборы от пяти предыдущих амнистий. А в России разговоры о проведении такой кампании ведутся, начиная с 2002 года. 

Между тем, стоит отметить, что объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в этом году только за январь-сентябрь, достиг свыше $35 млрд, увеличившись на 31,7% по сравнению с 2005 годом. Чистый ввоз капитала (то есть приток за вычетов оттока) частного сектора в Россию, по данным Центробанка, за девять месяцев этого года составил $26,8 млрд. За аналогичный период прошлого года чистый приток составил всего $5,3 млрд (то есть более чем пятикратный рост). Банки и финансовые организации ввезли $17,5 млрд, нефинансовые предприятия и население - $9,3 млрд. Возможный объем капитала "российского происхождения" за границей эксперты, к сожалению, не рассчитывают, однако следующие данные говорят о том, что значительные суммы в нашу страну приходят из оффшоров: основными странами-инвесторами, откуда постоянно осуществляются доллар, деньги, банкноты(2018)|Фото: Фото: Накануне.RU наиболее значительные инвестиции в Россию, являются Кипр (объем накопленных инвестиций на конец сентября этого года - $28 млрд 096 млн), Нидерланды ($22 млрд 488 млн), Люксембург ($19 млрд 532 млн), Великобритания ($11 млрд 428 млн), Германия ($10 млрд 319 млн), США ($7 млрд 641 млн), Франция ($3 млрд 320 млн), Виргинские острова ($3 млрд 199 млн), Швейцария ($2 млрд 615 млн), Япония ($2 млрд. 566 млн). "Из этих данных хорошо видно, что первые места среди стран, откуда в Россию приходит капитал, занимают оффшорные зоны. Из этих стран к нам не только притекают иностранные инвестиции, но и возвращаются "российские деньги". Деньги "российского происхождения" возвращаются из-за границы в нашу страну только потому, что находятся проекты, в которых баланс между доходностью и риском позволяет инвесторам вкладывать, зная что риски, прежде всего политические, высоки, но при этом и доходность очень высокая", - объясняет в беседе с Накануне.RU аналитик ИК "Файненшл Бридж" Ольга Шкред.

Эксперты сомневаются, что капиталы, которые бизнес спрятал в оффшорах, с объявлением амнистии хлынут обратно в нашу страну в тех объемах, на которые рассчитывают чиновники. Ведь деньги текут в те страны, где стабилен и привлекателен инвестиционный климат, а Россия к их числу, по мировым меркам, не принадлежит. А налоговая амнистия сама по себе изменить этот климат не в состоянии. Для того, чтобы российский бизнес не опасался за свои амнистированные капиталы, необходимо выстроить не только защиту их владельцам от уголовной ответственности за уклонение от налогообложения, но и благоприятные условия и защиту для инвестиций. Для бизнеса важно, как сохранить свои капиталы и приумножить.

О необходимости налоговой амнистии сегодня говорят многие, и во многих странах такие акции, действительно, приводили к пополнению государственной казны. Но вот единого мнения о том, как именно она должна проходить в России, пока не наблюдается. Будет ли проверяться криминальное прошлое амнистированных денег? И станет ли справка об оплате с них 13% реальной защитой от преследований со стороны фискальных органов? Поверит ли чиновникам бизнес? Простимулирует ли амнистия приход капиталов в нашу экономику, и начнут ли эти средства реально работать?

Какой будет налоговая амнистия, станет ясно уже совсем скоро. Депутаты обещают принять законопроект в его окончательной редакции до конца месяца. В нынешнем же его виде, сходятся во мнении эксперты, разговоры об амнистии больше похожи на политическую, нежели практическую акцию, по принципу: не важно количество людей, которые ею воспользуются, а важно, чтобы формально такая возможность у россиян была.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС