29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBa3aF
YouDo: http://remont.youdo.com/facing/price/, подробнее >>
Рекомендуем: http://remont.youdo.com/repair/flat/one-room/price/, подробности...
youdo.com


Аналитика все материалы

Моя милиция меня разорит?

На прошлой неделе члены комитета Мосгордумы по законодательству в очередной раз решили облегчить правоохранительным органам трудовые будни с помощью нотариусов. После неудавшейся прошлогодней попытки отменить с 1 января 2005 года рукописную доверенность на управление автомобилем и ввести нотариально заверенную, еще незабытая тема вновь оказалась "на повестке дня". То, что "ручную" доверенность на управление ТС отменят в скором времени, в конце 2004-го не сомневался никто. Ведь инициативу УГИБДД и МВД России поддержал сам спикер Госдумы РФ Борис Грызлов. Однако по непонятным причинам внести соответствующие поправки в 185 статью Гражданского кодекса и принять необходимый законопроект депутаты Госдумы не успели.

До 1 сентября 1995 года требование заверять у нотариусов доверенность на управление ТС, а также совершать другие действия с автомобилем было обязательным. После этой даты такая процедура стала добровольной. Запугивать водителей отменой "рукописи" начали с прошлого года, так как ГИБДД и разработчики в один голос твердили, что нотариально заверенная доверенность значительно повлияет на уменьшение угонов и терактов в нашей стране. Кроме того, без нее, утверждают работники ДПС, не понятно, кто несет ответственность в случае ДТП: водитель, управляющий ТС по доверенности, или сам автовладелец, доказать виновность первого на деле очень сложно. Если водитель скрывается с места ДТП, ответственность должен был нести владелец автомобиля.

С тех пор ничего не изменилось - в качестве аргумента по-прежнему выдвигаются требования безопасности, а автолюбители вновь обеспокоены грядущими расходами и суетой с оформлением документа.

"На мой взгляд, предлагать подобные поправки в федеральный закон "О безопасности дорожного движения" просто глупо, - говорит председатель Комитета по защите прав автолюбителей Свердловской области Георгий Бадьин, - те, кто занимаются угонами автомобилей, найдут выход и подделают даже нотариально заверенную доверенность. Также как при желании можно "выудить" из нотариуса нужный документ. Такие изменения могут только усложнить жизнь мирных граждан – очереди к нотариусу, дополнительные расходы. Думаю, что для контроля за соблюдением правил проезда на ТС водителю достаточно иметь полис ОСАГО, документы на машину и рукописную доверенность".

Стоит отметить, что далеко не все автовладельцы в курсе про несостоявшуюся отмену "рукописки". В некоторых городах, например, в Санкт-Петербурге, особо предприимчивые милиционеры умудряются внушить наивным гражданам, что с 1 января текущего года действуют только нотариально заверенные доверенности. Естественно, перепуганному водителю ничего не остается, кроме как заплатить "штраф". Тюменские водители очередной попытке "обезопасить" их имущество тоже не порадовались. Член тюменского комитета защиты прав автолюбителей Александр Гловацкий уверен, что если не повысить гаишникам зарплату, то "эту страну погубит коррупция". Ужесточение мер по выдаче доверенностей не будет эффективным до тех пор, пока милиция не прекратит брать взятки.

среднем по стране, не имея нужных на авто документов, беспроблемно миновать пункт ДПС можно за 1000 рублей, поговаривают водители. Если введут нотариальные доверенности, то берущие взятки получат дополнительную возможность наживаться на этом",- сетует правозащитник.

Стоит ли говорить о том, что, даже, уезжая на природу с семьей, люди не смогут как раньше доверить на пару часов свой автомобиль другу или родственнику, чтобы съездить до города по делам или в экстренной ситуации. Потому как заверить у нотариуса доверенность за пределами города нет никакой возможности. "Недавно у нас в городе был такой случай, - поведал Гловацкий, - один угонщик убил хозяйку машины и благополучно, давая взятки на постах ДПС, доехал до Челябинска".

Челябинский защитник прав автолюбителей Алексей Фейст также уверен, что в "помощи" нотариуса автовладельцы не нуждаются. "По словам автора законопроекта депутата Ирины Рукиной, к положительным моментам поправок относится контроль за передачей автомобиля от одного владельца к другому, но я считаю, что данное высказывание несколько надумано. Контроль за передачей автомобиля ведется в рамках учета договоров ОСАГО, и введение нотариально удостоверенных доверенностей не добавит ничего нового", - уверяет Алексей .

Еще один голос в поддержку ужесточения выдачи доверенности у старшего инспектора по особым поручениям ГУ ГИБДД Челябинской области Константина Котова . Плюсом нововведения он считает возможность выявить угнанные автомобили в том случае, если угонщик похитил и техпаспорт. Однако южноуральские правозащитники и здесь не согласны: в том случае, если автомобиль угнан без техпаспорта, наличие либо отсутствие доверенности не имеет никакого значения – автомобиль подлежит задержанию, уверяют они. Интереснее случай, если вместе с автомобилем похищен техпаспорт и полис ОСАГО. Если полис ОСАГО выдан без ограничения числа лиц, допущенных к управлению, то доверенность играет решающую роль. Однако таких полисов очень мало.

Если же угонщик не вписан в полис ОСАГО, все зависит от того, предъявит ли угонщик похищенный полис остановившему его инспектору. Если да, то инспектор обязан составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном 12.37.1 КоАП РФ и задержать автомобиль. Но в случае, когда угонщик заявит, что полиса нет вообще, то инспектор обязан составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном 12.37.2 КоАП РФ и отпустить угонщика. Задержание автомобиля в данном случае не предусмотрено. К сожалению, на официальных сайтах ГИБДД нет статистики, сколько автомобилей было угнано с документами, а сколько нет.

А работники ГИБДД тем временем продолжают в один голос уверять "несознательных" граждан в том, что в нынешнее время введение нотариальных доверенностей более, чем актуально. "Сегодня бандиты могут преспокойно убить человека, чтобы заполучить его автомобиль и документы на него, а потом выписать себе доверенность, – возмущается заместитель начальника УГИБДД Курганской области Петр Сачек, - а благодаря нотариусу мы сможем отследить паспортные данные человека, что очень важно. Кроме того, оставляет желать лучшего система оповещения об угонах и наличии выданных доверенностей на постах ДПС. Сейчас мы работаем по такому принципу: каждую проверенную рукописную доверенность приходится вносить в специальный реестр в компьютерную базу, чтобы потом можно было ее отследить. Если все доверенности будет выдавать нотариус, то они уже будут в базе, работа значительно ускорится. Кроме того, угонщик не сможет подделать доверенность на себя, если угнал машину с документами хозяина".

Солидарны с коллегой и екатеринбургские милиционеры. Заместитель начальника УГИБДД Свердловской области Сергей Андреянычев "на все сто" поддерживает инициативу московских депутатов: "Дело в том, что автомобиль – это не авторучка и не сувенир, а предмет особого и довольно частого посягательства на присвоение незаконным путем. Здесь необходимы особые меры предосторожности. Что касается подделок нотариальных доверенностей, то они, конечно, будут. И все же это не рукописная бумажка – на подделку новой формы документа потребуется гораздо больше времени. Пока угонщик занят аферой, инспекторы уже смогут задержать автомобиль".

“Штрафной” проект

Однако отмена рукописной доверенности не самое страшное, что может постигнуть автовладельца. Совсем недавно в Госдуму был внесен законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ), на основании которого налагаются административные штрафы, со 100 до 400 рублей. Разработчики поправок утверждают, что нынешний уровень штрафного МРОТ снижает социальную эффективность этой меры, а потому его размер нужно установить исходя из половины зарплатного МРОТ, который сегодня равен 800 руб. Если депутаты согласятся на эту меру, то за безбилетный проезд в общественном транспорте придется заплатить не 100, а 400 руб., прослушивание громкой музыки после 22:00 обойдется в сумму от 200 до 2 тыс. руб. (вместо сегодняшних 50-500 руб.). Что касается именно водителей, то, в сравнении с отменой доверенности увеличение штрафов представляется более эффективным ужесточением "во благо", реальным стимулом к снижению нарушений. Например, за границей уже давно введена настолько жесткая система штрафов, что иностранные суммы превышают наши "символические платы" в сотни раз. В то время как в России число людей, предпочитающих намеренно превышать скорость, зная, что их ждет за это штраф, совершенно не снижается и даже наоборот, говорят эксперты.

И хотя штрафы вещь бесспорно нужная, некоторые автолюбители поговаривают, что в идеале вводить повышенные штрафы надо было как минимум года 2-3 назад. Например, екатеринбургский защитник автолюбителей Георгий Бадьин возмущен нашими штрафами: "Очень странно организована система штрафов в России – за проезд на красный свет нужно заплатить 100 рублей, а за езду с голубыми диодами на лобовом стекле – 2,5 тысячи. Это просто абсурдно! Естественно, что нужно вместе с МРОТом увеличивать штрафы в разы".

Тюменские защитники прав автолюбителей также приветствуют поднятие штрафов в десятки раз, утверждая, что нарушители “как миленькие” выплатят нужную сумму, если реально нарушили ПДД, потому как не признать свою вину, оказывается, себе дороже. “Нарушитель не пойдет оспаривать собственное нарушение в суде через юриста, потому как его услуги обойдутся в 2 а то и в 3 раза выше штрафа, - говорит Александр Гловацкий,- Имеет смысл обращаться в суд только тем гражданам, с которых гаишники просто хотят снять денег за нарушения, которых они не совершали. Конечно, вырастут размеры взяток, и тем, кто их берет это на руку. И все же при высоком штрафе, думаю, проще заплатить административку, чем давать “на лапу”.

Однако штраф может быть и посерьезнее, чем выплата 2,5 тысяч за голубые светодиоды или отсутствие номеров. Если Вас лишили прав сроком на год и более, то, за возврат документа без постановления суда придется заплатить в среднем 50 тысяч рублей. Таковы в среднем, по словам тюменских автолюбителей, цены по городу. Многие автовладельцы идут на такой шаг, не разобравшись в обстоятельствах, и платят в “черную кассу”, не зная, что у водителя есть 10 дней на то, чтоб обжаловать решение гаишника в суде. В борьбе за безопасное движение на дорогах, тюменские правозащиники говорят о дифференцированной системе штрафов – то есть с каждого нарушителя снимается сумма, в зависимости от его дохода. Однако если за границей такая система давно и успешно действует, то в России даже сами защитники прав автолюбителей не верят в то, что она приживется.

Милиционеры в свою очередь жалуются на тяжелейшую обстановку с правонарушениями по стране. Так, заместитель начальника УГИБДД Курганской области Петр Сачек рассказал, что в Зауралье число нарушителей достигает 300 тыс. в год – то есть штрафуют практически каждого второго жителя Курганской области. Необходимо повышать штрафы в десятки раз, чтобы не только водители, но и пешеходы боялись нарушать правила дорожного движения из-за высоких “расценок”, считает он.

Челябинские же специалисты-правоведы отмечают, что эффективность наказания заключается не в его тяжести, а в его неотвратимости. Тяжесть наказания должна соответствовать содеянному.

Поскольку лишить права управления транспортным средством водителя может лишить только суд, то нагрузка на суды значительно возрастет, уверяет Алексей Фейст. Также надо заметить, что все чаще и чаще производство по делу об административном правонарушении прекращается в суде потому, что инспектор ДПС допустил процессуальные нарушения либо не позаботился о доказательной базе. В настоящее время граждане все более активно обращаются в суды за защитой своих прав, а подготовка инспекторов в области административного производства, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Также следует заметить, что часто инспектора ДПС ориентированы не на организацию движения, а только на выявление правонарушений, влекущих лишение права управления транспортным средством. Нередко, особенно в часы пик, можно видеть, как экипаж ГИБДД спокойно смотрит на многокиломертовую пробку, дожидаясь, когда кто-нибудь пересечет сплошную линию разметки либо выедет на трамвайные пути встречного направления, говорит Фейст.

Свердловские работники ГИБДД возмущены в то же время не только низкими суммами штрафов, которые для многих вовсе не проблема, а тем, что за отдельные виды нарушений вообще не предусмотрены наказания. Например, как рассказал Накануне.RU замначальника УГИБДД Свердловской области Сергей Андреянычев, за разговор по мобильному телефону во время движения за рулем по закону штраф не положен. В то же время Андреянычев отмечает, что после введения единственного наказания в виде лишения прав на 1,5 – 2 года за управление авто в нетрезвом виде, статистика по задержанию пьяных водителей снизилась в несколько раз.

И все же цифры российских штрафов по сравнению с зарубежными не могут не вызывать смеха. Для примера: превышение скорости карается в РФ суммой до 300 рублей, в Англии – 1500 долларов, в Германии – 500 евро. За проезд на красный свет российский гражданин заплатит 100 рублей, англичанин – 1800 долларов, норвежец – 375 долларов, француз – 760 евро, в японии – 417 долларов либо лишение свободы на 1-2 года. Еще одно популярное нарушение – управление машиной в нетрезвом виде. И здесь уж никто нарушителей жалеть не собирается – в Дании пьяный водитель подвергается наказанию либо в виде штрафа в 450 евро, либо лишения свободы сроком от 14 дней до 10 лет, в зависимости от степени опьянения. Появись такое наказание в России, автомобильный поток на дорогах страны сократился бы в несколько раз. Пьяные американские водители, в случае поимки, либо выплачивают от 250 до 1000 долларов, либо отправляются в тюрьму сроком до года.

Таким образом, отменяя рукописную доверенность и ужесточая штрафы, ГИБДД вместе с депутатами пытаются усилить безопасность на дорогах. Безусловно, безопасность и сознательность российских граждан повышать надо. Только делать это нужно в совокупности с элементарным повышением заработной платы гаишникам и тем же нотариусам, которые, не исключено, найдут себе в новом законе нелегальный заработок. Казалось бы, простую политику кнута и пряника – одних запугать, другим зарплату повысить, претворить в жизнь, с особенностями нашего менталитета, будет не так то легко. И все же, если о повышении штрафов можно априори говорить как о высокоэффективной мере в борьбе за безопасность, то, оправдывать временные и денежные затраты на получение нотариальной доверенности, судя по высказыванием автовладельцев, пока рано.

В целом же, пока каждый водитель не будет знать свои права в полной мере – за что так переживают защитники прав автолюбителей, пока стоящие не посту ДПС-ники не перестанут нести службу только ради лишнего рубля и, в то же время, начнут получать достойную зарплату, законодательные поправки должным образом не заработают. Поэтому, прежде чем отменять рукописи и вводить высокие штрафы, может, есть смысл поменять и другие законы?...


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС