Подпись под "Киото": чем хорошим нам это грозит?
В этом году в Голливуде сняли блокбастер "Послезавтра". Как и положено, страшный фильм-катастрофа: мир рушится из-за глобального потепления. Кино – зеркало жизни, правда, часто кривое зеркало. Ирония в том, что США, которые своими рекордными промышленными выбросами более всех стран способствуют этому самому потеплению, не захотели вместе с другими странами бороться с климатическими изменениями и в 2001 году вышли из Киотского протокола, поставив сам факт его существования под большой вопросительный знак. Но коалицию, даже такую хилую, как с Ираком, против климата Америка не сколотила. Мир в этом отношении проявил ледяную стойкость.
И вот, выступая на 59-ой Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке 23-го сентября, министр иностранных дел России Сергей Лавров коротко затронул тему экологической безопасности в контексте вызовов, стоящих перед человечеством в 21-м веке: "В этой связи хочу подтвердить, что в соответствии с решением президента Владимира Путина мы в практическом плане рассматриваем вопрос о ратификации Киотского протокола".
Справка: Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата
Киотский протокол, подписанный в 1997 году 84 государствами-участниками Рамочной конвенции ООН об изменении климата, декларирует цель борьбы с глобальным потеплением в результате выбросов в атмосферу промышленных газов, которые, накапливаясь в верхних слоях атмосферы, создают парниковый эффект, приводящий к повышению температуры у поверхности земли.
Протокол вступит в силу лишь после того, как будет ратифицирован не менее 55% стран, подписавших этот документ. Кроме того, эти страны должны быть источником не менее 55% от объема выбросов углекислого газа.
На данный момент Протокол уже ратифицирован рядом стран, в частности всеми государствами Евросоюза. США категорически отказываются от ратификации документа по экономическим соображениям. После ратификации протокола Россией необходимые формальные условия для его вступления в силу будут выполнены. И заработают его механизмы или не заработают, зависело всецело от России с ее 17% промышленных выбросов в атмосферу.
Трудно вспомнить, когда в последний раз наш голос оказывался решающим. Когда весь мир, затаив дыхание, ждал нашего решения. Вот мы и не торопились. После ратификации Госдумой РФ, для окончательного вступления в действие Киотского протокола остается самая малость – подпись президента России.
А "киото", собственно, что такое?
Главное в протоколе - количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 2008-2012 гг. Важно подчеркнуть: сейчас речь идет только об этих годах, с 2013 г. будут новые обязательства, новая ратификация и т.п.
У России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на 2008-2012 гг. – 100% от уровня 1990 г. /у стран ЕС в целом – 92%, у Японии – 94%, у США предполагалось 93%/. Это дает полную уверенность в том, что разрешенный уровень мы не превысим: сейчас выбросы примерно на 25% ниже и все прогнозы Минэкономики и Минэнерго, даже самые радужные, говорят, что мы не сможем развиваться столь бурно, чтобы превысить разрешенный уровень выбросов. К тому же невозможен быстрый рост экономики без повышения эффективности использования энергии.
Киотский протокол – первый международный документ, использующий рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем. Это так называемая торговля квотами – разрешениями на выбросы. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать "свободную" часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие – ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, даже Канада. Кроме того, в России потенциал энергоэффективности и энергосбережения реализован в совсем небольшой части, в то время, как в странах Европейского Союза и в Японии он почти полностью исчерпан /при современном уровне технологий/. Поэтому обеспечить снижение выбросов CO2 в России существенно дешевле.
С другой стороны, можно задаться резонным вопросом: если все так радужно, то почему Россия не вступила в Киото давным-давно или хотя бы год-два назад? На этот вопрос имеются два ответа. Во-первых, последние годы США вроде бы были для нас очень большим, прямо-таки главным другом, товарищем и братом. Америку у нас было принято во всем слушаться и сильно любить. Причем, зачастую без намека на взаимность. Просто потому что так было принято. Ну, и, само собой, вступить в Киото – значило вызвать неудовольствие того, кого мы так сильно любим. А это – "ай-яй-яй, нииизяяя…". Это был первый и главный – политический аспект. Во-вторых, у Протокола имелось достаточно противников и в самой России.
Противники и их ужасные аргументы
Некоторые российские ученые, особенно из числа тех, что кормятся исключительно американскими грантами, и поныне недовольны, что политики, подписав Конвенцию и Протокол, фактически поддержали одну из научных теорий, с которой согласны не все климатологи. Профессор Шелехов: "Надо отдать этот вопрос ученым!". /Осмелюсь продолжить мысль уважаемого профессора: фабрики – рабочим, и т.д./ Академик Израэль: "Киото - это чисто эмоциональная договоренность. Никакой научной базы там нет." /Так давайте теперь отрицать и Конвенцию по правам человека – как же, ведь сначала надо было разработать научную базу…/ Академик Демиртчан идет дальше – он делает выводы, переходя к чисто политическим вопросам. Он прямо поддерживает президента США Джорджа Буша /нынешего, младшего/ за то, что он вывел США из Протокола. "Буш сыграл роль мальчика из сказки о голом короле. Научного обоснования Протокола нет, - король-то голый".
Правильно. Верно. Ну, нет же научного обоснования. То ли дело – вторжение в Ирак. Обосновали. Наплевали на сопротивление ООН. Разбомбили, поймали Хусейна. Теперь оказалось, что никакого ОМП в Ираке не было и нет, да и террористы почему-то раньше там ничего не взрывали. А Бен Ладен так и не пойман. Ну, это ничего ведь, правда? Главное – обоснование было. С мультяшными картинками хусейновских атомных бомб, нарисованными на компьютере.
Но то ученые. Они к принятию решений касательства не имеют. А есть ли в российской власти противники "Киото"? Есть и еще какие…
Экономический советник президента РФ Андрей Илларионов, который целый год, разбираясь с Киотским протоколом, ходил в Академию наук как на работу, само собой, на заседании правительства выступил в роли номинального противника этого документа. Не исключено, что сознание того, что время, убитое им на сухих научных семинарах, он мог бы потратить с большей приятностью, привело советника к неодолимому отвращению к самому Киотскому протоколу. По убеждению Илларионова, сей документ, ограничивая промышленные выбросы российских предприятий, воспрепятствует нашему экономическому росту и сделает невозможным удвоение ВВП, на что /очень кстати было подмечено/ нацелил всех президент. Докладчик устрашил аудиторию цифрой предполагаемого ущерба России от подписания Киотского протокола - 1 триллион долларов . Однако Илларионов тут же признал необходимость присоединения России к документу, что, мол, продиктовано политическими соображениями. "Это не то решение, которое мы принимаем с удовольствием", - подытожил господин Илларионов.
Подчеркнем: Илларионов в России – главный и самый одиозный противник Киотского протокола. Страшными цифрами "потерянного $1 трлн" /впрочем, как и другими заявлениями, по другим темам/ он разбрасывается легко и непринужденно, совершенно не заботясь о доказательной базе. Но давайте на минуту согласимся со всем, что утверждает господин Илларионов. Тогда получается, что Россию в ближайшем будущем ожидает экономическая катастрофа. И прямая и непосредственная обязанность советника президента – до конца пытаться эту катастрофу предотвратить. Ведь, если ты убежден, что завтра случится катастрофа, /а потеря $1 трлн для России – катастрофа/ – доказывай, отстаивай, глотку рви, иди до конца! И пусть увольняют: не должность – честь сохранишь, а потом сможешь в старости мемуары писать – я же предупреждал…
Илларионов же, посотрясав нервы окружающих аргументами, идет на попятную: "Это не то решение, которое мы принимаем с удовольствием".
Всему этому существуют только три более-менее внятных объяснения:1. Либо господин Илларионов ренегат и приспособленец, наплевавший на собственные убеждения и судьбы страны, Россией именуемой, ради неких шкурных интересов, и тогда его надо срочно увольнять.2. Либо господин Илларионов убежденно и искренне заблуждается, не сумев разобраться в вопросе даже за год, значит, он мало что понимает в экономике и тогда его надо опять же немедленно увольнять. 3. Либо он самозабвенно пиарит определенную точку зрения, руководствуясь какими-то интересами, с интересами России никак не пересекающимися, и тогда его надо опять же немедленно увольнять. Если есть еще какие-нибудь объяснения – я весь внимание… Хотя, конечно, увольнять - не увольнять, как подписывать или не подписывать Протокол, - дело сугубо главного лица государства.
Насчет экономической целесообразности
Решение российского правительства отправить Киотский протокол на ратификацию вызвало всплеск энтузиазма не только у чиновников, но и у игроков рынка будущих ограничений на выброс газов, пишут "Ведомости". Объем фьючерсных торгов на квоты European Climate Exchange за последние 10 дней вырос втрое.
По данным консалтинговой компании Point Carbon, только за первую неделю октября объем проданных квот на углеродосодержащие выбросы достиг 670 000 т. С начала года продажи не превышали 50 000 т в месяц, а в сентябре, когда появились первые публикации о будущем решении российского Белого дома, подскочили до 1 млн т. “Мы наблюдаем невероятный подъем, — говорит старший аналитик Point Carbon Хенрик Хасселькниппе, — Это огромный рост для рынка, которого совсем недавно просто не было”.
В соответствии с Киотским протоколом разрешенный на 2008-2012 гг. уровень выбросов парниковых газов в России составляет 100% от уровня 1990 г., у стран ЕС в целом — 92%, у Японии — 94%. Для компаний устанавливается индивидуальный лимит допустимых выбросов углекислого газа, за нарушение которого их могут оштрафовать. Зато излишками можно торговать на рынке. Гендиректор торгующей фьючерсами на квоты биржи European Climate Exchange Питер Костер считает создание рынка квот на выбросы СО2 “принципиально важным” для реализации Киотского протокола. Рыночный механизм распределения прав на загрязнение окружающей среды, по его словам, “дает компаниям необходимую гибкость”.
Реальная торговля квотами начнется в Европе уже с января 2005 г. Основными продавцами лимитов на выбросы, как ожидается, станут энергетические, сталелитейные, целлюлозные и цементные производства. По мнению руководителя отдела экологических рынков Barclays Capital Луиса Редшо, этот рынок, “несомненно, повлияет на цены на электричество, приведет к росту цен на уголь, газ и металлы”. “Один из секретов успеха на рынке сырьевых товаров — понимание того, что им движет. Теперь одним из фундаментальных определяющих факторов рынка станет и торговля квотами на выбросы углекислого газа”, — прогнозирует он. И это логично - страны, которые загрязняют окружающую среду меньше установленных нормативов, могут продавать квоты на эмиссию парниковых газов государствам, загрязняющим окружающую среду сильнее лимитов. В прошлом десятилетии российская промышленность переживала кризис, и выбросы в атмосферу углекислого газа /80% от всех выбросов парниковых газов/ уменьшились более чем на 25%. Поэтому в случае ратификации Киотского протокола Россия сможет продолжительное время /по крайней мере до 2012 года/ зарабатывать на продаже квот. Другими словами, Россия в буквальном смысле сможет делать деньги из воздуха. Что же касается отдаленного будущего – соблюдение протокола при росте промышленного производства вызовет отнюдь не сдерживание этого роста, но – поиск, разработку и внедрение новых, более экологически безопасных технологий. В теории, конечно, но все равно – чем плохо? Новые технологии – новые рабочие места, и т.д… Попробуйте после этого сказать нормальному экономисту про потерянный триллион – вы навсегда зарекомендуете себя в его глазах законченным идиотом.
Кстати, ни в Киотском протоколе, нигде в других документах на эту тему, ни слова не сказано о том, что страны ЕС обязаны непременно сначала покупать квоты и сокращения выбросов парниковых газов у своих соседей, новых стран - членов ЕС, а у нас /у России/, мол, в самую последнюю очередь, если уже совсем невмоготу им станет. Это - заведомая неправда, в свое время пущенная в обиход все тем же господином Илларионовым. Давайте же не доверять безоглядно и слепо всем этим нелепостям! А то не знакомые с проблемой чего доброго решат, что нас и вправду крайними в очередь ставят. А это очевидно не так. И если мы не сможем занять достойное место на этом рынке, то, кроме как самих себя, винить за это будет решительно некого. Это и будет наша упущенная выгода.
Политический аспект Киото
Но экономика в нынешнем мире всегда связана с политикой, впрочем, как и наоборот. "Разумеется, вокруг этого документа сразу же началась ожесточенная информационная война. Понять ее истинные причины можно лишь вспомнив, что Соединенные Штаты, где проживает около 4% населения Земли, потребляют около 40% энергоресурсов мира, при сжигании которых, собственно, и образуется основная масса "техногенного" СО2. Разумеется, это обстоятельство дает грандиозные конкурентные преимущества американской экономике и вызывает хотя подспудное, но весьма четкое недовольство со стороны других стран мира", пишет газета "Завтра".
Вообще, несмотря и вопреки даже, может быть, научным мнениям относительно изменения климата и прочих аспектов, Киотский протокол – вовсе не пустая игрушка для вышедших в тираж европейских политиков и функционеров. Повторюсь: Киотский протокол ратифицировали уже 124 страны, в том числе Индия, Китай, Канада и Япония. Кстати, 121-й страной, его ратифицировавшей, стала Украина. Так что, это не сугубо европейское дело, а крупнейший на сегодняшний день экономико-экологический проект под эгидой ООН, затрагивающий большую часть стран и подавляющую часть человечества.
Киотский протокол - не о том, чтобы считать содержание каких-то там газов в атмосфере, а о том, чтобы контролировать выбросы парниковых газов, из которых главным является углекислый газ, выбрасываемый в атмосферу при сжигании углеводородного топлива. Фактически поэтому речь идет о глобальном контроле за использованием ископаемых топливных ресурсов /уголь, нефть, газ/. И меры по контролю и ограничению выбросов парниковых газов неизбежно скажутся на мировых товарных рынках. И не только на рынке топливных ресурсов.
В недалеком будущем Киотский протокол может стать одним из действенных инструментов в выстраивании многополярного мира, мира, где равновесие достигается не правом подавления слабого сильным, но где выстроена разумная система сдержек и противовесов.
Сегодня Владимир Путин начинает свой официальный визит в Китай. И среди множества очень важных вопросов тема Киотского протокола будет затронута на переговорах неизбежно. Давайте будем учитывать, что президенту России для фактического введения его в действие стоит поставить под ним лишь свою подпись.