25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBysKQ
Ремонтные услуги: http://remont.youdo.com/doors/entrance-doors/, подробное описание здесь.
Стоимость сборки щита электрического на http://remont.youdo.com/electrician/panel/other/sborka/.
Монтаж пластикового карниза на http://remont.youdo.com/minor-repair/cornice/curtain/plastic/.
youdo.com


Аналитика все материалы

"Урал Промышленный–Урал Полярный" - проект развития

Накануне состоялось заседание Президиума Академии наук России, на котором перед академиками выступил полпред президента в УрФО Петр Латышев. Помимо прочего, речь шла и о проекте "Урал Промышленный – Урал Полярный". Идея, которая родилась в мае на челябинском совещании под председательстом Владимира Путина, сейчас близка к старту реализации. О том, в каком состоянии находится проект сейчас и что он принесет экономике и промышленности округа и России в целом, Накануне.RU рассказал директор Института экономики УрО РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор Александр Татаркин .

Вопрос: Александр Иванович, недавно состоялось заседание Президиума Академии наук, на котором выступал полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев. Вы участвовали в этом совещании, каковы Ваши впечателния?

Александр Татаркин: Доклад Петра Латышева вызвал определенный интерес у членов президиума РАН. Первая и основная причина, почему этот доклад вызвал интерес, достаточно общая и относится чисто к содержательной стороне. Это первое выступление на президиуме Академии наук полномочного представителя Президента в федеральном округе, который не только рассказал об округе и проблемах, с которыми столкнулся округ, но и предложил академической общественности подключиться к решению этих проблем.

Второе, почему вызвал доклад интерес, это то, что Петр Михайлович достаточно рельефно обрисовал социально-экономическую ситуацию УрФО. В том числе и с точки зрения отставания областей округа по решению социальных проблем, по расходам на культуру, образование, здравоохранение. В общем, увязал ситуацию с программами президента. Очень подробно Петр Михайлович остановился на проблеме, связанной с минеральными ресурсами. Особый интерес вызвали слова, что Уральский округ, классически считавшийся основным поставщиком ресурсов для нужд РФ, скуднеет. И в этом отношении показались интересными цифры, которые им приводились.

По тем данным, что озвучивались в ходе доклада, есть основания говорить о том, что без подключения академической науки к геологоразведке, их добыча продолжит превышать разведку. Например, потребности региона в меди сегодня самообеспечиваются лишь на 70%. Коксующие угли вообще все завозятся из других регионов, по большей части – из-за границы. Таким образом, освоение северных регионов, создание транспортного коридора "Урал Промышленный – Урал Полярный" становится необходимостью не только для Урала, но и для всей России. Ведь в северных регионах Урала есть и медь, и черные металлы, и уголь, и марганец, и вольфрам и многие другие компоненты таблицы Менделеева. Необходимы масштабные научные исследования, чтобы обнаружить те месторождения, которые пока скрыты.

Третий момент – Петр Михайлович предложил несколько форм взаимодействия власти, бизнеса и науки, например – вовлечение бизнеса в новые проекты. Это транспортная стратегия, позволяющая выйти на северные территории Урала, проект "Урал Промышленный – Урал Полярный". Наш институт совместно с другими разработал такую стратегию, которую одобрили в Минтрансе и в Совете федерации, ее одобрили и главы регионов. Она подразумевает привлечение инвестиций от компаний, заинтересованных в получении сырья с этих территорий, либо в поставке туда материалов, машин и их обслуживании. Этим уже заинтересовались УГМК, "Ренова", "Лукойл", "Сибнефть". То есть проблемы, которые поставлены – это не только ситуация в округе, но и вопросы и направления, которые требуют подключения к их решению науки.

Вопрос: Какое участие в работе по проекту "Урал Промышленный – Урал Полярный" принимают ученые?

Александр Татаркин: Институт экономики и Уральское отделение РАН давно и плодотворно работает в этом направлении. Еще в 70-х годах было первое предложение в рамках программы интенсификации промышленности Урала. Тогда была поставлена задача и представлены обоснования в Госплан СССР транспортного соединения республики Коми с Архангельском и незамерзающими портами Баренцева моря. Фактически, именно это сейчас и поставлено в основу транспортной стратегии, которая сейчас реализуется.

Мы очень много работаем и по другим направлениям, у нас в институте существует сектор по исследованию проблем малочисленных народов Севера доля того, чтобы сохранить уникальность и те промыслы, которыми живут народы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Мы разрабатываем проекты, чтобы не выдавить освоением территорий эти уникальные группы. У нас очень много занимаются социально-экономическим обоснованием возможности использования потенциалов Свердловской, Челябинской и Курганской областей в освоении северных территорий. Чем закупать за границей, лучше довести до нужного уровня качества производства и обслуживание нашей техники. По заказам властей ХМАО и ЯНАО много делается в части решения и других вопросов, связанных с разведкой месторождений, обоснованием запасов месторождений.

Вопрос: В каком состоянии находится разработка технико-экономического обоснования проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный"?

Александр Татаркин: Перед нами была поставлена задача разработать обоснование необходимости строительства железнодорожной магистрали, которая бы соединила эти территории и которая и получила название "Урал Промышленный – Урал Полярный". Такая стратегия разработана. Для этого мы привлекали и другие институты, в том числе и технологические. Работы практически закончены. В мае было совещание в Челябинске, на котором озвучили эту идею, а в июне уже прошло совещание у Латышева с рассмотрением проекта. В основном мы обосновывали в части грузопотоков. Сейчас в год идет 25-27 млн т грузопоток в сторону полярного Урала – машины, оборудование, продукты и примерно 20-22 млн тонн в год с полярного Урала для Урала промышленного или через него. Это нефть, газ, лес и лесоматериалы и твердые полезные ископаемые.

Любой проект традиционно считается по окупаемости. По расчетам она может быть достигнута уже через 5-6 лет. Понимаете, подобное обоснование проверяется не Госпланом, а коммерческими структурами, которые не вложат деньги в сомнительный проект. И если они соглашаются – Андрей Козицын, Виктор Вексельберг, Вагит Алекперов – значит, они проверили обоснованность того, что мы заложили в этот проект. Мы сразу понимали, что патриотическим призывом экономический вопрос не решить, как это было при БАМе.

Вопрос: Как Вы считаете, может ли проект "Урал Промышленный – Урал Полярный" претендовать на статус национального?

Александр Татаркин: Мы считаем, и я заявлял об этом на Президиуме, что, безусловно, и может, и должен. Другой вопрос, что при разработке этого проекта ставилась задача не увлекаться инвестированием федеральных и вообще государственных средств. Должны привлекаться частные структуры, заинтересованные в этом. Это нефтяники, газовики, строители. Таким образом, в проекте основное финансирование – это частные инвестиции, большая часть – региональные и немного – федеральные деньги от Министерства транспорта.

На данный момент я считаю, что нам нужно доводить до сведения населения те работы, которые мы сейчас подготовили к реализации. Нельзя кулуарно решать важные государственные проблемы, среди которых и транспортное соединение Урала промышленного и Урала полярного. И когда будет общественная поддержка – тогда многие проблемы просто сами исчезнут.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС