29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBf5VV
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/garbage/car/gazel/, подробнее по ссылке.
Цена ремонта квартиры под ключ за квадратный метр на http://remont.youdo.com/repair/flat/price/other/kvm/.
youdo.com


Аналитика все материалы

Украинский тайм-аут: никакие предложения со стороны Евросоюза не восполняют огромных потерь

Шансы на создание зоны свободной торговли между Украиной и Европейским союзом тают с каждым днем. Соглашение об ассоциации должно было быть подписано на саммите "Восточного партнерства" 29 ноября в Вильнюсе, однако на прошедшем накануне совете глав МИД Евросоюза окончательного решения принято не было, что и подтвердил литовский министр Линас Линкявичюс. Основной вопрос – об освобождении Юлии Тимошенко или возможности выехать с территории страны "на лечение", так и остался не решенным, но европейские партнеры готовы подождать до конца ноября. Кроме того, президент и премьер-министр Украины стали все чаще говорить о том, что партнерство с Европой не несет экономической пользы и не позволяет защищать собственный рынок и производство. В свою очередь, переговорщики от ЕС намекают, что ассоциация с ЕС возможна сейчас или уходит в неопределенное будущее. О том, почему украинские власти решили не идти на поводу у "партнеров" из ЕС, о том, чему нужно поучиться Таможенному союзу у ЕС и что теряет Украина от "газовых войн", рассказал Накануне.RU координатор экономических программ общественного движения "Украинский выбор", бывший народный депутат Украины Владимир Воюш.

Вопрос: Можно ли уже наверняка сказать, что соглашение об ассоциации с Евросоюзом не будет подписано?

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Владимир Воюш: Если рассматривать позицию украинской стороны, поскольку соглашение подписывается двумя сторонами, то Украина, на мой взгляд, приняла взвешенное решение, по поводу того, что интеграция с Евросоюзом и подписание договора о зоне свободной торговли с Европой несут огромные риски для развития экономики Украины. В первую очередь, это касается того, что многие отрасли, которые сегодня являются гордостью украинской промышленности – ракетно-космическая отрасль, авиастроение, судостроение, машиностроение, будут нести существенные потери. Никакие предложения со стороны Евросоюза не восполняют этих потерь. В этом плане, одно из последних высказываний премьер-министра Азарова и других чиновников говорит о том, что власть понимает эту ситуацию, задумалась над ней и, по-видимому, решила взять тайм-аут для того, чтобы более серьезно с этим вопросом ознакомиться. Наше движение "Украинский выбор" говорило об этом давно, и на протяжении полутора лет мы проводили практически во всех областных центрах Украины круглые столы и международные конференции, где эти вопросы обсуждались на уровне экспертов, ученых, руководителей крупных предприятий. Там рассматривались именно такие вопросы, из серии, а что выиграет Украина от выбора того или иного вектора экономической интеграции. Практически везде, на всех конференциях, вывод был одним: экономически Украине гораздо выгоднее сегодня сотрудничать со странами Таможенного союза и входить в Евразийское экономическое пространство, а в дальнейшем, Евразийский союз, нежели сегодня подписывать договор о зоне свободной торговли с Европой, который не предполагает членства Украины в ЕС, но накладывает определенные обязанности на открытие собственных рынков для более конкурентных товаров со стороны Европы. Взвешивая все эти моменты на международных конференциях, мы пришли к единому выводу: Украине это невыгодно, а Таможенный союз, Евразийский экономический союз для украинской промышленности выгоден.

Вопрос: Но власти не особо прислушивались к выводам экспертов?

Владимир Воюш: К сожалению, пока мы занимались этим вопросом, власть не особо жаловала наши конференции, их мало посещали представители власти, потому что вопрос о евроинтеграции имел статус первостепенного, но не был подкреплен экономическим ростом. Слава богу, что сейчас к доводам "Украинского выбора" прислушались и приняли решение о том, что необходимо еще несколько раз отмерить, взвесить, прежде чем принять окончательное решение.

Вопрос: А что касается Евросоюза?

Владимир Воюш: А что касается Евросоюза, то он предъявляет со своей стороны претензии о том, что Украина не выполнила те договоренности, которые были предварительно озвучены и заложены в условиях подписания соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Заявления европейских политиков говорят о том, что ЕС не готов подписывать это соглашение.

лагерь Тимошенко, Хрещатик|Фото: Накануне.RU

Вопрос: Насколько действительно важным оказался в этой истории фактор Тимошенко – на прошлой неделе Верховная рада не приняла законопроект, по которому она могла поехать в Европу на лечение?

Владимир Воюш: Это был один из основных вопросов, на которых настаивал Евросоюз – вопрос выборочного правосудия и вопрос лечения за границей, в частности, бывшего премьера Тимошенко. Однако, мы рассматриваем вопрос с экономической точки зрения, а в отношении Евросоюза к Украине больше усматривается политическая составляющая.

Вопрос: Понятно, что интеграция с Европой проект с весьма сомнительной выгодой, но все же, кто лоббировал проект евроинтеграции, кому она была выгодна внутри страны?

США, Украина, звездно-полосатый сине-желтый флаг(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Владимир Воюш: Евросоюз работает системно, и в этом плане Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу стоило бы у него поучиться. Вероятно в Европе было принято решение о том, что Украина, по их соображениям, нужна им, если не членом Евросоюза, то во всяком случае, ассоциированным участником – ведь в этом случае Евросоюз получал буферную зону между собой и Россией. Может быть имелись в виду такие планы, может быть, были планы по захвату рынка и получению возможности для экспорта своего ширпотреба – здесь проживает 45 млн человек, это достаточно большой рынок. Как бы то ни было, ЕС работал системно, на Украине действуют десятки различных фондов, институтов, которые финансируются из разного рода европейских и американских структур. Их работа создала общий фон направленности украинской мысли о том, что другого пути, кроме как евроинтеграции, у Украины просто нет. Эта политика возобладала последние два года и в умах людей, которые сегодня являются руководителями страны и правящей партией. Но, видимо, сегодня пришло время определиться и подумать. Многие представители этой партии, производственники, руководители предприятий, владельцы предприятий, особенно связанных с машиностроительным комплексом, поставили вопрос о том, что действительно нужно остановиться, подумать и все хорошо взвесить и посчитать.

Вопрос: В последние месяцы на фоне приближения момента подписания соглашения произошло усиление таможенного режима между Россией и Украиной. Будет ли на Ваш взгляд, в этом направлении "потепление"?

Владимир Воюш: Я думаю, что обе стороны заинтересованы в том, чтобы таможенные процедуры были упрощены и находились на уровне максимально благоприятных, поскольку это соответствует выполнению задачи экономического роста, которая взаимовыгодна для двух стран. Думаю, что к этому будут стремиться и искать пути решения вопроса в наиболее благоприятной форме. Тем более, если Украина, в конечном итоге, не подпишет соглашение о свободной торговле с Европой, возможности налаживания экономических связей с Россией и странами Таможенного союза значительно расширяются. Об этом на днях сказал даже премьер-министр Украины Николай Азаров на открытии заседания правительства.

Накануне.ру, Накануне.RU, баннер(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Сергей Глазьев неоднократно говорил о том, что если Украина развернет вектор интеграции, будут восстанавливаться кооперационные связи между Россией и Украиной, будут многомиллиардные инвестиции и т.д. Стоит ли ожидать такого инвестиционного бума в ближайшее время?

Владимир Воюш: Если Украина будет интегрироваться в структуры Таможенного союза и Евразийского экономического союза, то, несомненно, такие инвестиции будут. И когда мы проводили международные конференции, на некоторых из них присутствовал и Сергей Глазьев, этот вопрос находил широкий отклик у руководителей промышленных предприятий Украины. Это совершенно логичный вариант, ведь если развивается кооперация, то это предусматривает инвестиции со стороны российских структур, которые интегрируются с украинскими предприятиями. Есть понимание и того, что они готовы вкладывать серьезные средства в украинскую экономику. Опять же, условием здесь будет развитие кооперации, а не стагнация и не усыхание вот этого ручья, если Украина будет иметь иной вектор экономической интеграции, связанный с Евросоюзом. В этом случае, Россия и российские промышленники не будут вкладывать свои средства в развитие экономики Украины. Они будут искать возможности импортозамещения и строительства предприятий на своей территории. Кроме того, со стороны России звучали высказывания о том, что уже много предприятий харьковского региона перебазировали свое производство в Белгородскую область, потому что это обеспечивает нормальное развитие и дает возможность избежать новых таможенных процедур и проблем.

Вопрос: Месяц назад глава Газпрома Алексей Миллер заявил об украинском долге за газ в размере $882 млн. Что будет с "газовыми войнами"?

Владимир Воюш: Газовый вопрос – особый вопрос, он решается на самом высоком уровне, там проходит переговорный процесс. В то же время, совершенно четко звучали заявления России о том, что Украина получит преференции по цене на газ в том размере, как они действуют в рамках Таможенного союза. Это означает, что цена на газ должна снизиться более, чем в два раза. Это бы давало Украине очень большие экономические выгоды, которые оценивались бы, учитывая связанные с ними факторы, в $9-11 млрд ежегодно. К сожалению, к этому вопросу не подошли своевременно, и Украина за 2011-2012 год просто-напросто потеряла эти деньги. Очевидно, что если в дальнейшем будут разумные подходы и соответствующая политика в этом направлении, то и по газу можно будет достичь договоренностей, которые позволят Украине экономить на покупке газа значительные средства.

Вопрос: Курс на евроинтеграцию, судя по всему, приостанавливается, но значит ли это, что украинские власти тут же начнут интегрироваться в ТС? Будут ли активно противодействовать этому украинские националисты, например, "Свобода", саботировать этот процесс, торпедировать те же Харьковские соглашения?

Свобода, Киев|Фото: Накануне.RU

Владимир Воюш: Так и будет, националисты этого и не скрывают. Они противники евразийской интеграции и сторонники европейской интеграции. Более того, среди них достаточно много людей, которые получают средства из тех фондов, о которых я говорил. Они будут блокировать евразийскую интеграцию, это однозначно.

Вопрос: Насколько велико влияние националистов сейчас на Украине?

Владимир Воюш: На сегодняшний день они являются оппозицией, а не правящей партией. Но в Украине, если это оппозиция, она не решает никаких вопросов, поэтому, пока они будут в меньшинстве, их влияние не будет определяющим. При желании власть может решить вопрос самостоятельно, исходя из того, что у правящей партии достаточно голосов для того, чтобы принимать все решения, необходимые для выбора того или иного вектора экономической интеграции. Поэтому, если сегодня правящая "Партия регионов" поставит себе за цель добиваться решения вопроса именно в евразийском направлении, оппозиция будет мешать, но кардинально сломить ситуацию не сможет.

Вопрос: Проводились ли замеры общественного мнения о том, какой вектор интеграции предпочитают простые украинцы?

Владимир Воюш: Если говорить об опросах общественного мнения, то в зависимости от того, кто их проводит, с какой целью, цифры колеблются в районе 40% в ту и в другую сторону – за Таможенный союз и за вхождение в ЕС. Дело в том, что в ЕС никто и не предлагает входить, а когда проводят опросы, вопрос звучит если и не дословно так, то, во всяком случае, по смыслу, именно так – как будто бы в Евросоюз нас берут. Поэтому, когда люди начинают говорить о том, какое направление они предпочитают, они достаточно запутаны в этих вопросах. Кроме того, существующее политическое и информационное давление, которое происходило последние годы в сторону европейского вектора интеграции, оно, конечно, тоже влияет на сознание людей и не потому что это на самом деле выгодно, а потому что им рисуют красивые картинки, которые на самом деле под собой никакого экономического базиса не имеют. Поэтому, если население будет получать больше объективной информации, отражающей реальное положение вещей, то сторонников выбора евразийской экономической интеграции будет значительно больше. А что касается сторонников взаимоотношения дружбы и соседства со странами СНГ, в первую очередь, с Россией, Белоруссией и Казахстаном, то здесь сторонников явно больше, чем противников.

Вопрос: Возвращаясь к соглашению, последние полгода о его подписании говорили как о деле решенном. Будет ли отказ от подписания, если это все же случится, придется нести потери сторонам – имиджевые, политические?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Владимир Воюш: Конечно, это имеет место. Я уверен, что в Европе крайне сожалеют, что они не смогли добиться тех целей, которые перед ними стояли. Более того, эти цели были профинансированы. Есть даже информация о том, что кому-то придется нести ответственность в ЕС за зря потраченные деньги. Уверен, что они отнесутся к этому крайне скрупулезно, чтобы хоть так постараться сохранить лицо. А что касается украинской стороны, думаю, что многие люди, которые занимают ответственные государственные посты, и политические деятели должны будут тоже объяснить свою позицию перед обществом и своими соратниками по партии. Многие предложения и замечания, которые ранее высказывались и членами правящей партии о неэффективности и невыгодности принятия такого решения, были проигнорированы, у некоторых политиков и бизнесменов серьезные проблемы возникли. Думаю, что сегодня всем придется отвечать за эту позицию.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС