29 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

"Подайте миллиард". О шантаже нефтяных лоббистов

Экономист Владислав Жуковский об обращении нефтяников в правительство

Накануне стало известно, что главы практически всех крупных нефтегазовых гигантов подписались под обращением в адрес правительственной комиссии по ТЭК с просьбой снизить заградительную пошлину на бензин. Она в настоящий момент достигает 90% и была введена правительством в разгар топливного кризиса 2011 г., спровоцированного масштабным вывозом нефтепродуктов на внешние рынки со стороны российских ВИНК, а также ужесточением требований государства к качеству и степени экологичности производимого топлива.

Под документом, по некоторым данным, свои подписи поставили руководители шести нефтегазовых гигантов: президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов, глава "Газпром нефти" Александр Дюков, президент "Башнефти" Александр Корсик, гендиректор "Татнефти" Шафагат Тахаутдинов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан.

В противном случае крупнейшие нефтяные компании прогнозируют, а, судя по риторике обращения, и вовсе скрыто угрожают властям, что в перспективе 5-7 лет возникнет острейший дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке, в результате которого цены на ГСМ подскочат на 25-30%. И это притом, что уже сегодня внутренние цены на бензин в России не просто сравнялись с ценами на топливо в США, но и существенно их превышают. По состоянию на начало февраля средняя цена на бензин категории Regular (формально эквивалент российского АИ-92, а по качеству превосходит отечественный сорт АИ-95) в США достигла отметки в 3,55 доллара за галлон, что эквивалентно 95 центам за литр бензина или 28,35 рубля за литр.

Тогда как, только по официальным оценкам Росстата, средняя розничная цена бензина марки АИ-92 на российских АЗС по состоянию на начало февраля составляет 28,45 рубля. А марка АИ-95, не имеющая практически никакого отношения к своему американскому аналогу (получается благодаря добавлению присадок к низко-октановым сортам топлива), продавалась на колонках по цене в 31,1 рубля за литр. И это притом что Россия является крупнейшей нефтедобывающей страной в мире (добыча "чёрного золота" составляет порядка 11 млн баррелей в сутки), тогда как США являются крупнейшими в мире нетто-импортёрами нефти и нефтепродуктов, экономика которых практически на 70% зависит от внешних поставок.

В качестве одного из основных аргументов нефтяники указывают то, что производство высококачественного бензина в России по итогам 2012 г. увеличилось аж на 8% по сравнению с 2011 г. А следовательно, никакой необходимости в сохранении заградительных экспортных пошлин просто нет. Однако они предпочли умолчать, что даже рост физического предложения топлива на внутреннем рынке никоим образом не позволил снизить цены на ГСМ – бензин подорожал практически на 7,8%, а дизельное топливо выросло в цене на 13,3%. На фоне повсеместных монополистических и олигополистических сговоров и завышения цен даже рост производства нефтепродуктов не способен снизить цены на ГСМ.

Российские нефтегазовые гиганты, которые чуть ли ни ежеквартально отчитываются о рекордных прибылях, давят на правительство с целью вернуть ранее действовавшую экспортную ставку в размере 66%. По их мнению, необоснованно завышенная экспортная пошлина в первую очередь негативно сказывается на рентабельности производства нефтепродуктов, не реализуемых на внутреннем рынке. Причём тут производство высококачественного бензина, которым по логике они должны заниматься, и каким образом развитие глубокой нефтепереработки сырья зависит от экспортных пошлин на низкокачественное топливо, непонятно в принципе.

Да, действительно, российские ВИНК несут потери от повышенных налогов. Однако, во-первых, они сами согласились на ныне действующую систему исчисления налоговой нагрузки по схеме "60/66/90" ещё 1 октября 2011 г. А во-вторых, и это немаловажно, речь идёт о сущих копейках. По оценкам Минфина, в случае снижения заградительной экспортной пошлины с 90 до 60% российский бюджет потеряет не более 1 млрд долларов. Мало того, что это сущие копейки для российского федерального бюджета (0,25% доходной части в 2012 г.), но и крохи по сравнению с теми прибылями, которые извлекают российские нефтяные корпорации от распродажи невосполнимого минерального сырья.

По итогам 2012 г. выручка Роснефти выросла на 13,2% и составила более 3,078 трлн рублей, Газпром нефти – 1,23 трлн, тогда как выручка Лукойла только по итогам 9-ти месяцев 2012 г. составила 3,094 трлн рублей, Сургутнефтегаза - 616,9 млрд, Башнефти - 378,8 млрд, а объём продаж Татнефти в январе-сентябре 2012 г. превысил 259,6 млрд рублей. Другими словами, только по предварительным оценкам суммарная выручка крупнейших нефтегазовых компаний, подписавшихся под жалобным обращением в адрес правительства, составила по итогам 2012 г. 11 трлн рублей. А чистая прибыль составляет более 1,5 трлн рублей. В этом случае масштабы потерь нефтяников от повышенных экспортных пошлин с трудом отличимы от статистической погрешности – 0,27% суммарной выручки и 2% чистой прибыли всех указанных компаний.

Ставка экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицируется и рассчитывается с коэффициентом 0,66 (66%) от ставки пошлины на нефть. Притом что одновременно с этим была снижена экспортная пошлина на нефть за счёт сокращения процента от разницы между ценой мониторинга нефти и ценой отсечения с действующих прежде 65% до 60%. Тогда как коэффициент расчета ставки заградительной пошлины на бензины составляет 0,90 (90%).

Изначально планировалось, что новая система налогообложения экспорта углеводородного сырья создаст мощный налоговый стимул для наращивания капитальных вложений нефтяных компаний в модернизацию производства, технологическое перевооружение мощностей, развитие наукоёмких производств высоких переделов и повышение глубины переработки первичного сырья. Однако на деле оказалось, что российские сырьевые монополии, как и в 1990-е годы, с гораздо большим интересом занимаются банальной распродажей сырья.

Угрожая искусственным созданием топливного кризиса, для которого не имеется практически никаких серьёзных предпосылок (если таковыми не считать хроническое нежелание владельцев нефтегазовых монополий вкладывать средства в модернизацию производственных мощностей и повышение глубины переработки первичного сырья), российские нефтяники требуют пересмотреть все свои соглашения с правительством, в котором у них имеется колоссальный лоббистский ресурс.

Судя по всему, это вообще такая форма бизнеса российских олигархов и прочих "эффективных собственников", ради создания которых в 90-е годы младореформаторы окунули Россию в нищету и социально-экономический упадок. Достаточно вспомнить, как буквально на днях глава Интерроса Владимир Потанин, который на заседании правительства в 1996 г., будучи первым вице-премьером правительства, продвинул идею преступных и незаконных кредитно-залоговых аукционов (конфликта интересов не наблюдается?), в очередной раз с протянутой рукой пошёл в Кремль и попросил президента снизить экспортные пошлины на вывоз никельсодержащей продукции, что позволило бы олигарху сэкономить свыше 15 млрд долларов.

Можно вспомнить и шантаж Олегом Дерипаской руководства страны в разгар финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., когда из-за угрозы остановки производства и банкротства градообразующего предприятия правительство было вынуждено пойти навстречу олигарху и предоставить ему льготный кредит за счёт средств налогоплательщиков.

И это рыночная экономика, ради которой якобы и затевался "либеральный погром" промышленности и социальной сферы 20 лет назад? Это в чистом виде компрадорско-олигархический строй прихлебателей и паразитов. В нём нет созидательной конкуренции, инноваций и персональной ответственности за принимаемые решения. В нём есть халява и желание выползти на плечах простых россиян.

Да, отчасти понять российских нефтяников можно. Они, как и все граждане России, совершенно искренне не понимают, почему в России как крупнейшем производителе нефти цены на бензин выше, чем в США. И почему в структуре розничной цены на бензин от 55 до 62% (в зависимости от региона и НПЗ) приходится на всевозможные налоги и сборы: начиная от НДПИ и акцизов, и заканчивая НДС и экспортными пошлинами, которые в принципе не должны касаться российских потребителей нефтепродуктов. Получается, что из каждых 30 рублей, уплаченных россиянином за литр бензина на автозаправке, практически 18 рублей уходит в карман государства, которое и так захлёбывается от притока нефтедолларов – размер международных резервов распух до 535 млрд долларов, а без дела в правительстве лежит более 7,5 трлн рублей.

Однако основная претензия к нефтяникам не в этом – в глаза бросаются масштабы цинизма, с которым они занимаются откровенным шантажом государства, населения и несырьевой промышленности. Нефтегазовые гиганты рапортуют о новых рекордных прибылях и беспрецедентных дивидендах, эксплуатируя принадлежащие народу природные богатства.

Неудивительно, что в правительстве уже говорят о том, что в первом квартале текущего года будут подведены итоги действия нынешнего налогового режима. Однако уже сегодня чиновники вынуждены признать, что даже налоговые стимулы и создание преференциальных и весьма благоприятных условий для модернизации производств и наращивания капитальных вложений в основные фонды не в силах помочь российским нефтяным гигантам.

Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС