19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

В "Титановую долину" потянутся альянсами

Проект особой экономической зоны "Титановая долина", который есть пока только на бумаге, может привести к созданию новых, довольно неожиданных альянсов, говорят источники Накануне.RU в федеральных структурах. Изменения в промышленной жизни Среднего Урала ожидаются действительно серьезные. Речь, например, может пойти о создании мощного вагоностроительного холдинга в Нижнем Тагиле и близлежащих городах под "эгидой" Ростехнологий с полной цепочкой производства – от производства стали (уральские активы "Евраза" могут быть проданы Абрамовичем), до выпуска конечной продукции на УВЗ. 

Накануне в Свердловской области был сформирован наблюдательный совет проекта "Титановая долина", который возглавил губернатор Александр Мишарин. О том, что промышленный район, в котором будет располагаться "Титановая долина", ждут серьезные перемены, говорит и представленная вчера концепция проекта. Ее разрабатывали совместно "Эксперт-Урал" и ВШЭ УрФУ. Представитель разработчика Дмитрий Толмачев рассказал, например, о том, что в скором времени около 12 тыс. человек из Нижнего Тагила будет ездить на работу в Верхнюю Салду. По его мнению, это произойдет из-за высвобождения сотрудников с тагильских предприятий.

"Потенциал для увеличения производительности труда предприятий Нижнего Тагила позволяет высвободить порядка 10-12 тыс. человек, об этом говорят и экономические власти города. Эти 12 тыс. человек, которые будут ездить из Нижнего Тагила – это проблема, проблема переобучения, возникнут сложности с дорогой, поскольку она будет заблокирована автомобильным транспортом, но эти задачи решаемы", – сказал он.

Предполагается, что на территорию экономической зоны должно быть привлечено 65 резидентов, что позволит создать 13 тыс. рабочих мест. Объем продукции при выходе всех предприятий на проектную мощность составит 3,5 млрд долларов. Реализация проекта потребует 78 млрд руб. частных инвестиций.

"Для своевременной реализации проекта на 2012 год необходимо порядка 2,2 млрд руб. В этом же году планируется начало строительных работ первых резидентов", - сказал губернатор.

Первым резидентом станет титановая корпорация ВСМПО-АВИСМА, что довольно ожидаемо. О других возможных резидентах пока ничего неизвестно, впрочем, идут переговоры с "Боингом".

Между тем, как рассказал Накануне.RU источник в "Рособоронэкспорте", реализация проекта "Титановая долина" может привести к довольно неожиданным альянсам. По его словам, Ростехнологии могут выкупить у Романа Абрамовича уральские активы абрамович роман аркадьевич|Фото: Reuters"Евраза". Таким образом, речь пойдет о создании полноценного вагоностроительного холдинга с полной цепочкой производства фактически в одном месте. Впрочем, возможен и не прямой выкуп, а опосредованный контроль, как было в случае, например, с Уралвагонзаводом. Как известно, гендиректор УВЗ Олег Сиенко является ставленником главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова.

Причин на то, чтобы продать уральские активы, у Абрамовича несколько, говорят источники Накануне.RU. В последнее время олигарх довольно активно избавляется в принципе от долей в бизнесах в России. Это, например, Распадская, два золоторудных месторождения на Чукотке — Двойное и Водораздельное, 50% в ООО "Продо", 25% акций "Первого канала". 

Но, кроме того, предприятия "Евраза" в Свердловской области не просто испытывают огромные проблемы, а оказались перед перспективой возможной остановки производства.

В настоящее время Качканарский ГОК "Евраза" работает над вводом в эксплуатацию Собственно-Качканарского месторождения железной руды, основные инвестиции направляются на этот проект, пояснил Накануне.RU источник в правительстве Свердловской области. По его словам, КачГОК находится под угрозой остановки в случае, если месторождение не будет введено. А в таком случае без работы останется и НТМК.

Источник в правительстве Среднего Урала рассказал Накануне.RU, что к "Титановой долине" действительно есть интерес "Ростехнологий". Более того, в кабмине надеются не просто на вхождение в проект предприятий холдинга в качестве резидентов (как, например, ВСМПО-АВИСМА), а на то, что "Ростехнологии" будут акционерами управляющей компании ОЭЗ. 

По его словам, кооперация УВЗ и НТМК под эгидой "Титановой долины" возможна, в частности, для реализации проекта по Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU строительству поездов "Дезиро". Контракты по выпуску скоростных поездов оцениваются в сотни миллионов евро, и в будущем к производству могут подключиться тагильские предприятия. Стоит отметить, что Нижний Тагил предполагается присоединить к экономической зоне в рамках соглашения между Свердловской областью, РФ, "Титановой долиной" и Нижним Тагилом. Впрочем, говорит источник, вряд ли "Ростехнологии" как машиностроительный холдинг станет приобретать активы в металлургии. 

Министр промышленности Свердловской области Александр Петров подтвердил Накануне.RU, что в рамках ОЭЗ могут появиться самые разные альянсы.

"Особая экономическая зона – настолько мощный, гибкий и универсальный инструмент, что сегодня рассматривается создание не только собственно ОЭС и не столько привлечения крупных инвестиционно-привлекательных резидентов, но и целых кластеров внутри этой зоны", – сказал он.

"На основе титана это производство и автомобильной, и авиационной техники, производство медицинской техники, соответственно, имеют право на возникновение соответствующие кластеры. Мы говорим о направлении космической металлургии, так как для космоса имеет особое значение и скорость, и температура, и все конструкции, потому что стоимость вывода килограмма на орбиту измеряется несколькими тысячами долларов, поэтому создание принципиально новых подходов возможно именно в таких образованиях, как ОЭЗ. В данном случае можно говорить о любых альянсах, УВЗ там не только наглядно, но и совершенно реально просматривается, потому что для УВЗ как в части военной продукции, так и в части гражданской продукции все эти технологии будут представлять очень большой интерес", – сказал министр.

Действительно, салдинская ОЭЗ создается в центре крупного российского рынка промышленного спроса и на базе крупнейшего в мире титанового комплекса, но есть и серьезные риски реализации проекта. Один из них заключается в том, что прямой конкурент "Титановой долины" в скором времени появится в Китае. 

китай пекин|Фото: Накануне.ru"Ориентироваться на крупнейшие экономические зоны мира мы не можем, это зоны, которые находятся рядом с крупнейшими мировыми портами и обладают уникальными географическими преимуществами. Ориентироваться на опыт средних зон можно, это, например, бразильская зона. Кроме того, салдинская зона имеет прямого конкурента – это китайская Титановая долина, которая концентрирует 85% китайского производства титана, это порядка 300 резидентов. К 2015 году они ставят задачу выйти на объемы производства, сопоставимые с ВСМПО по денежному выражению", – сказал Дмитрий Толмачев.

Кроме того, будущая направленность деятельности ОЭЗ выглядит слишком расплывчато. И, по словам представителя разработчика концепции, изначально заявленные отрасли не всегда становятся определяющими в деятельности ОЭЗ. Тут действует правило "кто первым сел". "Кто первым пришел, тот и определяет, как будет развиваться ОЭЗ, а не заявленные изначально отрасли", – отметил разработчик концепции.

Справка: Идея создания ОЭЗ в Свердловской области возникла еще в 2005 году, когда в России начал формироваться институт особых экономических зон. Но в первый раз проект не прошел конкурс Минэкономразвития РФ на получение статуса ОЭЗ. Забраковали его по техническим параметрам: общая площадь зоны составляла всего 9 га, тогда как по закону на тот момент требовалось не менее 20 га. Проект расширили, однако добиться статуса ОЭЗ все равно не удалось. Одобрение правительства было получено в 2010 году. 16 декабря 2010 года председатель правительства РФ Владимир Путин подписал постановление о создании ОЭЗ. Титановая долина раскинется на территории около 800 га между Верхней Салдой и Нижним Тагилом, в непосредственной близости от основного производственного комплекса ВСМПО-Ависмы. Участники будут специализироваться на выпуске изделий из титана, работать на нужды авиационной и космической промышленности, транспортного машиностроения, медицины и энергетики.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС