19 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBSLnr
Услуги проверенных исполнителей: http://remont.youdo.com/repair/flat/pod-klyuch/loggia/other/balkon/, полное описание.
Ремонт под ключ: http://remont.youdo.com/repair/flat/other/remont-kvartir-ekonom-klassa/, подробности по ссылке.
youdo.com


Аналитика все материалы


Общество В России

"Военному образованию в России может быть нанесен непоправимый урон"

В российских военных вузах прошли выпуски молодых офицеров. Однако, ближайшие выпуски во многих из них могут стать последними. В большинстве вузов страны в 2009 году был прекращен набор курсантов в рамках реформы военного образования и более общей реорганизации армии, подразумевающей ее сокращение. К 2012 году должна быть полностью создана новая образовательная система, которая будет состоять из 10 учебных центров, в них будут готовиться офицеры для армии новой России. В день памяти начала Великой Отечественной войны директор института военного и политического анализа Александр Шаравин рассказал Накануне.RU о том, как продвигается реформа, для чего она была нужна и о том, станет ли российская армия "калькой" натовских вооруженных сил.

Вопрос: Вот уже три года идет реформа военного образования. Во многих вузах уже некого учить, но приказа о расформировании нет. Планировалось, что реформа завершится к началу 2012 года, есть ли вероятность того, что ситуация с военными вузами приобретет какую то ясность, будет приведена к системе?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Александр Шаравин: В принципе, военное образование к определенной системе приводится. В свое время, еще совсем недавно было более 60 высших военных учебных заведений, сейчас, в принципе, они сведены в 10 учебных центров, причем эти центры являются, по сути, такими техническими направлениями в образовании, допустим, все что связано с Военно-воздушными силами, все что связано с Сухопутными войсками и т.д.

Получилось так, что мы 200 тыс. офицеров сокращаем, и была такая ситуация, когда выпускников вузов невозможно было назначить на офицерские должности. Поэтому не было приема. Но процесс образования военного – как процесс разливки стали, должен быть непрерывным. Если нет слушателей, нет учебного процесса, преподаватели дисквалифицируются, не совершенствуются методические материалы, нет подготовки новых преподавателей, т.е. процесс этот нельзя прерывать. Нужно было бы, на мой взгляд, сохранить хотя бы в штучном варианте подготовку офицеров. Пусть это не будут группы, как раньше, по 15 человек, а пусть хотя бы 1-2 человека будет, но это было надо обязательно сохранить. В противном случае, я думаю, что урон системе образования может быть непоправимый.

Вопрос: Как Вы считаете, создание этих 10 центров позволяет обеспечить такую непрерывность?

Александр Шаравин: Нет, эта непрерывность могла бы быть обеспечена, если бы был прием офицеров в эти заведения. Дело в том, что некоторые вузы сейчас занимаются подготовкой сержантов, вместо подготовки офицеров, и, собственно говоря, это неравноценно. Готовить сержантов – это одно, готовить офицеров – совсем другое. Это совершенно другой уровень подготовки преподавателей, это совершенно другой уровень вообще учебного процесса. Соответственно, если еще, допустим, год не будет набора, то я не знаю, сохранится ли сама система высшего военного образования. Как известно, преподаватель тоже дисквалифицируется, если он постоянно не преподает, не совершенствуется, потому что преподаватель может только в процессе расти, совершенствоваться и становиться преподавателем в полном смысле слова. А если нет учебного процесса, то – все.

Вопрос: Какое сокращение армии и офицеров было предусмотрено в рамках реформы?

куб Накануне.RU площадь 1905 года(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Фото: foto.gazetazp.ru

Александр Шаравин: Не будем далеко ходить. В последний раз, когда начиналась кампания по приведению армии к новому облику, в принципе, сокращение было не такое уж и большое. Была установлена планка численности в 1 млн, и было определено, что там нужно сократить около 150 тыс. человек. На самом деле, чистой арифметики здесь нет, офицеров там было порядка 350 тыс., из них 200 тыс. сокращалось. Еще около 100 тыс. было сокращено за счет прапорщиков и мичманов. Численность вроде бы была сокращена на большее количество, но, другое дело, что стали больше призывать солдат по призыву. Тем более, что они служат год всего. То есть говорить о том, что тут чистая арифметика нельзя, но, что касается офицерского корпуса, то изменения здесь были кардинальными.

Вопрос: А если говорить о целесообразности?

Александр Шаравин: Если реформы и проводить, то все надо делать постепенно, с учетом не только сохранения боеготовности и боеспособности, но и с учетом интересов каждого офицера, каждого военнослужащего. Надо было просто дать возможность выслужить офицерам свои сроки и постепенно их выводить из строя. Не так сразу – массовые кампании проводить. Потому что в целом ряде подразделений просто не оказалось людей, способных поддерживать дисциплину, боеготовность. Если остался один офицер – это совершенно невозможно. Тем более, если это офицер без опыта, без должной подготовки. К сожалению, это факт в значительной мере и привел к ухудшению дисциплины в подразделениях. С одной стороны, перешли на год. Сама дедовщина, как таковая, можно сказать, перестала существовать, а казарменное хулиганство не уменьшилось, а возросло. Вот это следствие того, что не всегда продуманные действия были.

Вопрос: Много разговоров ведется о том, что Минобороны пытается перевести российскую армию на стандарты НАТО, в том числе и в плане подготовки офицеров. Приводится в качестве примера США, где обучение офицеров проводится в трех учебных центрах. Возможно ли это и какие последствия для России стоит ожидать?

новая летняя военная форма армия солдаты|Фото: Пресс-служба Центрального военного округаФото: Пресс-служба Центрального военного округа

Александр Шаравин: Я думаю, что тут никакого "слепого" копирования натовских стандартов нет, у нас свой подход, свой опыт, хотя есть общемировые тенденции. Совсем не было никакой необходимости дробить систему образования на такое количество учебных заведений. В принципе, намечается и следующий шаг – это интеграция вот этих учебных центров с научно-исследовательскими учреждениями. Я думаю, что, в принципе, это правильно. Надо чтобы учебные центры были одновременно и научными учреждениями. Тогда и процесс обучения будет более эффективным и современным, и, собственно говоря, офицеры будут участвовать в процессе научных исследований. Но, повторюсь, нужно эти вещи делать продуманно, последовательно и системно. На мой взгляд, совсем не принимать офицеров нельзя – от этого страдает сама высшая школа.

Вопрос: В прошлом году курсантам было запрещено участвовать в парадах. Для чего было нужно принимать такое решение? Ведь участие в параде – это, как правило, награда и честь, элемент патриотического воспитания офицера.

Александр Шаравин: Тут, как говорится, палка о двух концах. С одной стороны, участвовать в параде - это честь и награда, с другой стороны – это огромное количество потерянных часов для учебного процесса. Лучше заниматься тем, что готовить военнослужащих по принципу, как Суворов говорил – учи тому, что нужно на войне. А не шагистике и не показухе. И в первую очередь это относится к офицерам и к учащимся высших учебных военных заведений.

Москва-сити, Москва(2018)|Фото: Фото: nakanune.ru Фото: Вести.RU


 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС