28 Марта 2024
search

Теракт в "Крокусе"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Аналитика все материалы

Полпредства – начало: Не все видно из Москвы

11 лет прошло с тех пор, как россияне узнали, что теперь, помимо уже существующего административно-территориального деления, обозначенного в Конституции, в стране существует институт полпредств. Спустя некоторое время этот шаг нового президента Владимира Путина назовут укреплением вертикали власти, но, пожалуй, уже сейчас можно говорить о том, что явление это куда более глубокое и значимое. К 2000-му году система организации управления во многих регионах была далеко за "порогом управляемости", и теперь, по прошествии лет, и назначение первыми полпредами генералов, и "странное соседство" в одном округе разных по экономическим, социальным и историческим показателям регионов выглядит вполне логичным. Тогда же многие отнеслись к новому институту со скептицизмом. Время все расставляет по своим местам. Сегодня Накануне.RU предлагает вспомнить, как начиналось строительство семи "сигнальных башен", которые "расставлялись" по "хребту" страны, собирая ее воедино после почти десяти лет стремительного "расползания".

Из истории: 13 мая 2000 г. Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому в России создавалось семь федеральных округов, объединяющих по территориальному принципу республики, края и области. Указом был утвержден перечень округов и их центры: Центральный федеральный округ (Москва), Северо-Западный (Петербург), Северо-Кавказский (чуть позднее переименован в Южный) (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск). Согласно указу, институт полномочных представителей президента в регионах России преобразован в институт полномочных представителей президента в федеральных округах. Полномочный представитель непосредственно подчиняется президенту России и подотчетен ему. Он назначается на должность на срок, определяемый главой государства, но не превышающий срока исполнения президентом своих полномочий. Основной задачей полномочного представителя является организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых президентом, контроля за исполнением решений федеральных органов, кадровой политики президента. При подписании указа в пресс-службе главы государства отметили, что полпредства создаются "в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений". Тогда же председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Сергей Собянин, комментируя указ, отметил, что новый институт "не ограничит права регионов".

японский журналист карта россии|Фото: Накануне.ru

В каких условиях жила страна, когда создавались федеральные округа и полпредства? "Это было то время, когда не просто на предприятиях, но даже в армии месяцами не выплачивалось содержание. Морально очень тяжелая ситуация", - вспоминает нынешний полпред Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. "Если помните, в то время, в 2000 году, когда создавался институт полномочных представителей Президента в федеральных округах, ситуация в стране была достаточно сложная. Были сильны центробежные настроения, в том числе и в ЦФО. Регионы устанавливали внутренние границы, в частности экономические. Доходило до выставления каких-то кордонов, проверок на дорогах, запрещалось вывозить либо ввозить продовольственные товары из одного региона в другой. Возникали и другие сложные ситуации", - это уже воспоминания другого полпреда, Георгия Полтавченко (кстати, он единственный из всех полпредов занимает свой пост с 2000 г. по сей день). "Местная власть заявила федеральной власти о своей самостоятельности, и все это движение антицентрализованного вектора вполне могло перерасти во второй парад суверенитетов… И хотя этому проекту - благодаря мерам быстрого реагирования - не суждено было сбыться, федеральную власть такой поворот событий явно обеспокоил", - писали СМИ о событиях конца 90-х. И отмечали, что именно введение института полпредов и стал одной из "мер быстрого реагирования".

москва кремль|Фото: Накануне.ruНо были и противники. Критиковали, как уже говорилось выше, и за "разрыв исторических связей" – сильно "связанные" между собой регионы оказывались в разных округах, и за то, что, якобы, цели и задачи, поставленные перед полпредами, слишком размыты и абстрактны. И, например, за то, что "нададминистративное" образование не имеет достаточных полномочий, чтобы реально влиять на ситуацию в регионах и, в частности, на глав субъектов РФ: "Для того, чтобы институт полпредства состоялся, необходим еще ряд политических решений, серьезные изменения в законодательстве. Например, придания им функций полпредов не только президента, но и правительства, для решения вопросов, находящихся в ведении исполнительной власти, и/или совмещение постов полпреда и главы администрации столичного субъекта соответствующего округа". Как показало время, многие полпреды вполне успешно смогли действовать и без наделения их дополнительными полномочиями. Более того, теперь, когда ситуация изменилась, и задача удержания регионов от выхода из состава России не стоит, институт полпредства продолжает успешно функционировать уже с новыми целями, например, поддержкой и лоббированием крупных региональных проектов вроде "Урала промышленного – Урала полярного" или подготовки к Олимпиаде. Впрочем, создание в 2010 г. восьмого, Северо-Кавказского федерального округа говорит о том, что институт полпредства по-прежнему остается действенным инструментом в арсенале главы государства по наведению порядка и обеспечению безопасности, хотя подводить какие-либо итоги работы полпреда в этом сложном регионе пока, пожалуй, рано – слишком непростой достался Александру Хлопонину регион.

путин владимир владимирович председатель правительства рф|ФотоИз истории вопроса: В мае 2001 г., в годовщину создания полпредств, Владимир Путин собрал своих полномочных представителей и заявил, что "институт полпредства состоялся". Сказал о прошлом: "За прошедший год удалось общими усилиями противостоять имевшим место в стране процессам дезинтеграции" и о задачах на будущее: "Если показатели жизни растут, значит, наши общие цели имеют результат, если нет, то все - бессмысленно и суета". Еще одним выводом, сказал глава государства, является то, что "прогнозы худшего развития" ситуации, касающейся взаимоотношения полпредов с региональными лидерами, не оправдались. Владимир Путин отметил "конструктивный характер взаимодействия" полпредов с руководителями регионов. При этом Президент подчеркнул, что полпреды "не должны вторгаться в компетенцию" региональных органов власти.

николай винниченко игорь сечин владимир путин юрхаровское газоконденсатное месторождение|Фото: premier.gov.ruИтог 11-ти лет работы полномочных представителей весьма емко в интервью телеканалу "Ермак" подвел уральский полпред Николай Винниченко. "Конечно, жизнь на месте не стоит, задачи меняются. Очень приятно, что развитие института полномочных представителей происходит в рамках стабильной нормативной базы. Условно говоря, у нас не прибавляется полномочий, но их и так, по большому счету, достаточно. Пока в России есть президентская власть, думаю, Президент будет доверять своим полномочным представителям, которых он выбирает и назначает. На мой взгляд, актуальность этого не проходит, она только усиливается. Не все видно из Москвы. И, конечно, нужны представители, которые могли бы изучить проблему на месте, посмотреть, как обстоит ситуация по тому или иному вопросу, буквально ногами или руками, если хотите, разобраться в нем. Я уверен, что мы вот эти ожидания нашего руководителя оправдываем".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС