20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBX16e
Замена дверной ручки на http://remont.youdo.com/doors/accessories/handles/tag/zamena/.
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/pereezd/cottage/, подробнее здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы


Экономика В России

Каналы переключат рекламу

ФАС сделала первый шаг в подготовке к реализации закона, запрещающего федеральным каналам сотрудничать с монополистами на рынке телерекламы с 2011 года. Служба определила список этих самых федеральных каналов, в который попали 11 организаций. Теперь антимонопольщикам предстоит рассчитать долю рынка распространителей рекламы в эфире, чтобы определить, с кем именно федеральные каналы не смогут работать. Эксперты предполагают, что продавать рекламу на многих из этих медиаресурсов будут их собственные структуры, а телевизионщики ожидают снижения цен на свое эфирное время.

На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба определила список федеральных каналов.  Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе ФАС, в их перечень вошли:

1) ОАО "Первый канал" ("Первый канал")
2) ФГУП "ВГТРК" ("Российское телевидение", "Россия 2", "Российский
Информационный Канал" ("РИК"), "Общероссийский государственный телевизионный канал "Культура");
3) ОАО "Телерадиокомпания "Петербург" ("Петербург-5 канал");
4) ОАО "Телекомпания НТВ" ("Телекомпания НТВ");
5) ОАО "ТВ Центр" ("ТВ ЦЕНТР - Москва");
6) ЗАО "СТС-Регион" ("Первый развлекательный СТС","Домашний");
7) ЗАО "ТВ ДАРЬЯЛ" ("ТВ ДАРЬЯЛ");
8) ЗАО "ТВ сервис" ("МУЗ - ТВ")
9) ООО "Спортивный телеканал 7ТВ" ("7ТВ");
10) ООО "Телеканал ТВ3" ("ТВ-3 Россия");
11) ЗАО "Энергия ТВ" ("MTV: Музыкальное Телевидение").

Отметим, что данный список был составлен в рамках мер по реализации закона, вносящего изменения в уже существующий закон "О рекламе". Согласно этим изменениям, присвоение статуса федерального канала влечет за собой ограничения для его обладателя - такой канал с 2011 года не может сотрудничать с крупнейшими игроками, продающими телерекламу.

Справка: Закон "О внесении изменений в статьи 14, 33, 36 федерального закона "О рекламе" был принят Госдумой РФ 18 декабря 2009 года, 25 декабря – одобрен Советом Федерации, 27 декабря – подписан Президентом РФ Дмитрием Медведевым. Согласно этому документу, "федеральные телеканалы не вправе заключать договоры на оказание услуг по распространению рекламы с лицом, занимающим преимущественное положение в сфере распространения телевизионной рекламы". При этом, говорится в законе, под федеральным телеканалом понимается организация, осуществляющая эфирное телевещание на территориях более пяти субъектов РФ. . Преимущественным положением лица в сфере распространения телевизионной рекламы на федеральных телеканалах признается положение лица, при котором его доля в этой сфере превышает 35% при национальном либо региональном размещении.  Доля определяется как "отношение сумм денежных средств, поступивших от рекламодателей по договорам на оказание услуг по распространению рекламы на федеральных телеканалах, заключенным указанным лицом и его аффилированными лицами, к сумме денежных средств, поступивших от рекламодателей по договорам на оказание услуг по распространению рекламы на всех федеральных телеканалах". Суммы денежных средств, поступивших от рекламодателей по договорам на оказание услуг по распространению рекламы, считаются за два предшествующих года. В законе также говорится, что федеральные телеканалы с государственным участием должны будут заключать договоры с продавцами своей рекламы на основе торгов.
Заключенные до дня вступления в силу настоящего закона договоры на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы признаются действующими, но не более чем в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из того, что нормативный акт вступил в силу со дня его опубликования, можно сделать вывод, что перераспределение структуры рынка рекламы в России должно произойти в 2011 г.

|Фото: Станислав Рослов www.itogi.ruВ настоящее время ФАС направила федеральным телеканалам запросы о представлении информации, о сумме денежных средств, поступивших при размещении рекламы в эфире телеканала. Это необходимо для того, чтобы провести расчеты, с помощью которых будут определены монополисты, работающие в сфере продаж телерекламы а также доли каждого телеканала в общем объеме продаж телерекламы.

Как сообщил Накануне.RU коммерческий директор телеканала "ТВ-Центр" Алексей Казанцев, фактически один продавец сможет сконцентрировать в своих руках до 45% всех бюджетов от прямой рекламы на российских каналах.

"Доля прямой рекламы федеральных каналов (если ориентироваться на список ФАС) составляет около 70-75% всех сборов на телевидении за исключением спонсорства и специальных проектов. 10-11% бюджетов уходят региональным вещателям, 15-19% получают РЕН-ТВ и ТНТ, не попадающие под определение федеральных каналов, так как их частоты распределены среди нескольких юридических лиц", - пояснил он.

По данным одного из докладов, подготовленного вице-президентом Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Александром Митрошенковым, в 2009 году крупнейшим игроком на рынке продаж телерекламы в России была компания Видео Интернешнл – на нее здесь приходилось порядка 60%, второе место занимала "Газпром Медиа" (в альянсе с "Алькасаром"). В 2010 г. общая картина остается такой же: Видео Интернешнл - в лидерах, при этом, согласно подсчетам АКАР, его доля в текущем году увеличивается, а доля "Газпром Медиа" сокращается. Уменьшена в 2010 г. и доля "других".

Как сообщила Накануне.RU аналитик ИК "Тройка Диалог" Анна Лепетухина, Видео Интернешнл в настоящее время занимает более 70% рынка продаж телерекламы в стране.
"Суммарная доля аудитории каналов, которые они продают – порядка 62%, а если смотреть на показатели СТС Медиа, у них доля на рынке рекламы превышает долю аудитории. Скорее всего, то же справедливо и для "Проф Медиа". Поэтому можно предположить, что доля на рынке рекламы ВИ выше, чем доля аудитории телеканалов, на которых они ее продают", - пояснила она.

Соответственно, в 2011 г., наибольшие изменения должны коснуться Видео Интернешнл и тех телеканалов, которые работают с данной компанией.

В материалах АКАР говорится, что в 2009 г. Видео Интернешнл продавало рекламу на "Первом канале", телеканалах ВГТРК: "Россия 1", "Россия 2", "Россия 24", а также на "СТС", "Домашнем", "ДТВ", "ТВ3", "7ТВ", "МУЗ-ТВ", MTV и 2*2. "Газпром Медиа" сотрудничало с НТВ, РЕН-ТВ, ТНТ и ТВ-Центром. "Алькасар" работало с "Пятым" и "Третьим каналом".

Как сообщала 21 декабря прошлого года газета "Коммерсант", в октябре 2009 года Видео Интернешнл заключило договор заключила пятилетний договор на продажу рекламы с 2010 г. в эфире РЕН ТВ и "Петербург—Пятый канал". Контракт селлера с ВГТРК истекает в 2011 г., с "Первым", СТС, ТВ-3, MTV, 2х2, "Муз-ТВ", 7ТВ – в 2012 г., с "Домашним" и ДТВ – в 2014 г.

Как предполагает Анна Лепетухина, в следующем году на рынке продаж телерекламы будут действовать четыре-пять крупных игроков.

Накануне.RU(2015)|Фото: Фото: Накануне.RU"Пока никаких заявлений телекомпании не делали, но уже, наверное, понятно, что продавать себя сами будут ОРТ, ВГТРК, Газпром Медиа. Останется Видео Интернешнл Вопрос, который пока остается спорным – будет ли СТС Медиа создавать свое агентство или будет сотрудничать с Видео Интернешнл. Мне кажется, это будет зависеть от переговоров по комиссионным – если затраты на создание собственной структуры у СТС будут ниже, чем комиссионные, то телеканал, возможно, пойдет именно таким путем", - рассказала она.

Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе СТС Медиа, каким образом компания будет продавать рекламу, она определится летом этого года, отметив при этом, что весьма довольны сотрудничеством с Видео Интернешнл, с которым сейчас работают.

Для телеканалов группы "Проф Медиа" (MTV, 2*2 и "ТВ3"), "Национальной медиагруппы" (НМГ, "Пятый канал" и РЕН-ТВ) и каналы, принадлежащие Алишеру Усманову (АФ Холдинг, "7ТВ" и "Муз-ТВ"), пояснила  Анна Лепетухина, создание собственных сейлз-структур маловероятно, поскольку их доля на рынке не настолько велика. Рекламу на данных каналах могут теоретически продавать любые из вышеперечисленных предполагаемых селлеров. Однако, отмечает она, сотрудничество НМГ и Газпром Медиа, например, может быть под вопросом.

"Все то, что началось, началось с ухода НМГ из Газпром Медиа", - напомнила она.

По данным вышеупомянутого номера газеты "Коммерсант", именно после перехода РЕН-ТВ и "Пятого канала" из агентства "Алькасар" (в альянсе с "Газпром-медиа" продает также рекламу на НТВ, ТНТ, "ТВ Центре") в Видео Интернешнл ФАС начала расследование, не является ли положение Видео Интернешнл на всем рекламном рынке доминирующим. Вскоре жалобу на Видео Интернешнл в ФАС отправил холдинг "Газпром-медиа". Собрав вокруг себя большой пул каналов, Видео Интернешнл предлагает рекламодателям пакетное размещение, что ограничивает конкуренцию, указал гендиректор ООО "Газпром-медиа" (сейлз-хаус холдинга) Сергей Пискарев. 

По ее словам, теоретически у Видео Интернешнл есть возможность продавать и "Проф Медиа", и "АФ Медиа", и НМГ, и СТС.

"Но при этом ВИ приближается к 35%, поэтому для такого варианта очень важно увидеть, как посчитает ФАС доли на рынке", - обращает внимание Анна Лепетухина.

Вице-президент АКАР в своем докладе предполагает, что в следующем году рынок продаж рекламы на федеральных телеканалах будут делить четыре крупных игрока. Согласно первому варианту, обрисованному ассоциацией, продавать рекламу на "Первом" будет собственная структура, которая займется также реализацией эфирного времени каналов "Проф Медиа". Структура ВГТРК будет продавать рекламу собственных телеканалов ("Россия 1", "Россия 2" и "Россия 24") и АФ Медиа Холдинг. СТС-Медиа также сам займется продажей собственной рекламы, а "Газпром Медиа" останутся НТВ, ТНТ, Третий канал, ТВ-Центр, а также вернутся каналы НМГ – "Пятый канал" и РЕН-ТВ.

Второй вариант развития событий выглядит следующим образом. Селлер "Первого канала" будет рекламу "Первого" и НМГ. СТС-Медиа - эфирное время "СТС", "ДТВ" и "Домашнего", а также каналов холдинга "Проф Медиа". У "Газпром Медиа" же останется НТВ, ТНТ ТВЦ и "Третий канал". Для структуры ВГТРК второй вариант развития событий в видении Александра Митрошенкова не отличается от первого.

Правда, указанные выкладки были сделаны до того, как ФАС определилась со списком федеральных каналов, в котором нет ТНТ, РЕН-ТВ и "Третьего канала".

"На данный момент на рынке функционируют три основных сейлз-хауса (Видео Интернешнл, "Газпром Медиа" и "Алькасар" - примечание Накануне.RU), и первый из вариантов развития событий – это распределение продаж рекламы телеканалов между ними, возможно, на основании тендера, который будут проводить каналы, - обозначила свою точку зрения Накануне.RU руководитель дирекции планирования ГК "Алькасар" Наталия Климова.


Второй вариант, по ее словам, - появление нового игрока, нового сейлз-хауса, который будет создан акционерными структурами какого-то или каких-то каналов. В новый сейлз-хаус в таком случае передадут продажи рекламных возможностей каналов, принадлежащих этой акционерной структуре без проведения тендера.
Третий вариант развития событий – создание собственных служб продаж федеральными каналами.

"При развитии событий, которые будут укладываться во второй и третий варианты, есть вероятность того, что будет действовать и первый вариант. То есть, например, продажи одного или нескольких каналов будут переданы в новый сейлз-хаус, а остальные каналы проведут тендер на продажу своих рекламных возможностей. Однако нельзя сказать, какой вариант наиболее вероятен или даже со стопроцентной уверенностью утверждать, что это единственные варианты. Всё может повернуться самым неожиданным образом", - отмечает Наталия Климова.

В приведенных АКАРом сценариях сегодняшний лидер рынка Видео Интернешнл вообще не фигурирует. Пояснений, почему вице-президент АКАРа именно так видит ситуацию, Накануне.RU получить не удалось. Однако можно предположить, что Александр Митрошенков сделал такой вывод исходя из формулировок закона. Из них следует, что Видео Интернешнл - на основании данных двух последних лет - уже занимает преимущественное положение на рынке продаж телерекламы, а, значит, не может сотрудничать с федеральными каналами. Тот же факт, что в выкладках остальных экспертов Видео Интернешнл все же фигурирует, говорит о том, что закон пока не до конца понятен медиа-сообществу, в чем многие его представители сами признаются. Но, в любом случае, очевидно, что объем продаж Видео Интернешнл в 2011 г. на рынке телерекламы должен значительно сократиться.

Как рассказывал в конце прошлого года в одном из интервью газете РБК daily генеральный директор Видео Интернешнл Сергей Васильев, в последнее время представление о будущем компании последние связывалось с активной экспансией за рубеж — в страны СНГ и Восточной Европы. Кроме того, отметил он, Видео Интернешнл будет искать возможность роста на радио, в печатных СМИ, Интернете, indoor TV и даже в наружной рекламе.

плакат не болтай!|Фото: petrograd.bizВ PR-дирекции Видео Интернешнл Накануне.RU сообщили, что пока не готовы комментировать развитие событий в 2011 г. Большинство телекомпаний, вошедших в список федеральных, также отказались от комментариев по данному вопросу, поясняя в неформальной беседе, что и для них ситуация пока не представляется ясной, а также указывая на то, что, возможно, для уточнения порядка реализации закона, будут приняты подзаконные акты.

 


Как сообщил Накануне.RU генеральный директор "Студии-41" Владимир Злоказов, усиление конкуренции , которое будет иметь место на рынке телерекламы в 2011 г. в связи его демонполизацией, скорее всего, будет невыгодно телеканалам.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU "Цены на нашу рекламу определяет селлер. Конкуренция будет вестись в том числе и путем снижения цен, соответственно, цены на нашу рекламу будут снижаться, что негативно отразится на телевещателях", - пояснил он.

 

Согласно одному из материалов АКАР, подготовленному директором по маркетинговым исследованиям аналитического центра Видео Интернешнл Сергея Веселова, в 2011 г. следует ожидать снижения цен на телерекламу. Основной опасностью в это время, поего мнению, может стать "неуправляемая ценовая конкуренция", которая может привести к "разрушению цивилизованных отношений в телевизионном сегменте".

"С одной стороны более жесткая конкуренция среди сейлз-хаусов может оказать положительное влияние на рынок. С другой стороны – работа рекламодателей и рекламных агентств может затрудниться, потребовав увеличения трудозатрат. Есть вероятность того, что темпы роста рынка ТВ-рекламы несколько замедлятся, но даже если это произойдет, то лишь на небольшой период времени, пока все игроки рынка не втянутся в новые реалии", - прогнозирует, в свою очередь, Наталия Климова.

Анна Лепетухина также предполагает, что рынок рекламы в 2011 году вырастет, хотя и отмечает, что в условиях усиления конкуренции на рынке продаж телерекламы, цены на нее будут снижаться.

"Я думаю, что рекламодатели увеличат объемы, что компенсирует падение цен и даст возможность рынку выйти в плюс", - говорит она, отмечая, что тот факт, что на телевидении рекламодатели могут закупать ограниченные объемы, будет способствовать тому, что снижение цен не будет очень сильным.

По предположениям аналитика, рост рынка продаж телерекламы по итогам 2011 г. по сравнению с итогами 2010 г. составит около 9%.
Алексей Казанцев же вообще считает, что снижения цен на рынке телерекламы в 2011 г. ждать не стоит, при условии, что активность рекламодателей будет расти.

"Учитывая высокую заполняемость эфира каналов начала 2010 года и жесткие законодательные ограничения хронометража рекламы, вряд ли серьёзные рекламодатели захотят рисковать не попасть в эфир из-за его перезаполнения, вызванного искусственным снижением цен. Кроме того, несмотря на потенциальную конкуренцию, и дома продаж, и каналы заинтересованы в росте бюджетов. Коммерческий опыт таких известных фигур как Васильев (Сергей Васильев, генеральный директор Видео Интернешнл), Пискарёв (генеральный директор "Газпром Медиа), Рыбак (генеральный директор "Алькасара" - все примечания Накануне.RU) вселяют уверенность в тонкую игру и изящные ходы, а не демпинг, свидетелями которой мы станем в ближайшее время", - убежден он.

Вместе с тем, для ряда региональных телеканалов может ничего не поменяться.

"Мы никогда не сотрудничали с селлерами, и у нас нет московской рекламы. Поэтому в 2011 г. особых изменений не ждем", - сообщил Накануне.RU гендиректор Югра ТВ Олег Урушев. При этом он отметил, что региональный рынок рекламы в связи с кризисом упал на 30-40%, и, по его словам, на то, чтобы восстановиться, ему потребуется не менее трех лет.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС