24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC8uRH
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/plumbers/water-filters/connection/ по данной ссылке.
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/facing/walls/wall-decoration/material/otdelka-sten-tkanyu/, подробности...
По ссылке http://remont.youdo.com/electrician/wiring/apartment/, лучшие цены здесь.
youdo.com


Аналитика все материалы

Постоянное непостоянство

Очередной тревожный сигнал Москве поступил из Средней Азии. Таджикистан может потребовать с России арендную плату в 300 млн долларов в год за пребывание в этой стране нашей военной базы. Не исключено, что это начало нового торга со среднеазиатской республикой, и появившаяся цифра – "стартовая цена" за базу, военнослужащие которой, кстати, накануне были задержаны по подозрению в убийстве подвозившего их таджикского таксиста. О том, что будет с нашим контингентом на "афганском" рубеже, в интервью Накануне.RU рассказал эксперт отдела СНГ Российского института стратегических исследований Дмитрий Александров.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: Душанбе может запросить у Москвы 300 млн долларов в год за размещение 201-й военной базы в Таджикистане. По крайней мере, такая информация появилась в СМИ после визита в эту страну министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Что вынудило Душанбе все-таки пойти на этот шаг? Или это просто начало торга для оказания поддержки республике?

Дмитрий Александров: Речь о возможной плате за эту базу шла все последние годы, по крайней мере, слухи об этом были. Видимо, таджикское руководство решило, что сейчас наиболее удачный момент для того, чтобы выдвинуть подобные требования к России. На мой взгляд, это, все-таки, определенный этап торга с РФ. Цена, если данные соответствуют действительности, конечно же, завышена. Понятно, что, например, и американцы платят за присутствие своих военных баз, но здесь надо учитывать еще и тот вклад, который Россия внесла в мирное урегулирование во время гражданской войны в Таджикистане. Именно Россия сыграла ключевую роль в этом процессе, а в дальнейшем – и в восстановлении Таджикистана. Нельзя забывать и о стабилизирующей роли, которую играет российская база в настоящее время.

Таким образом, российская база является важным элементом безопасности как для Таджикистана, так и для РФ. Но, видимо, сейчас таджикское руководство почувствовало себя достаточно сильным, а ситуацию в республике – достаточно стабильной для того, чтобы выдвигать подобные требования к России.

Справка: 201-я военная база насчитывает 7,5 тыс. человек, включает в свой состав три мотострелковых полка — 92-й (Душанбе), 148-й (Куляб), 191-й (Курган-Тюбе), 998-й самоходный артиллерийский полк (Душанбе), 1098-й зенитно-ракетный полк (Душанбе). В Душанбе также дислоцирована 670-я авиагруппа (пять штурмовиков Су-25), а в Курган-Тюбе — отдельный дивизион установок системы залпового огня БМ-21 "Град".

Вопрос: А какие внешние факторы этому способствуют?

Дмитрий Александров: Здесь нельзя не отметить проекты в сфере гидроэнергетики. Сложности в российско-таджикских отношениях присутствуют. Таджикская сторона хотела бы, чтобы постройка крупнейшей (в Центральной Азии, – прим. Накануне.RU) Рогуснкой ГЭС проходила полностью по ее условиям, но, поскольку это вопрос межгосударственный, то необходимо учитывать и мнение других окружающих стран, которые расположены вниз по течению реки, в том числе, и Узбекистана. И Россия занимает по отношению к гидроэнергетическим проектам в Таджикистане более сбалансированную позицию.

Но я думаю, что в данном случае таджикская сторона все-таки слишком спешит, потому что ситуация в республике не столь стабильная. С точки зрения политической и экономической тактики этот ход, может, и удачный, но с точки зрения стратегии – это, безусловно, неудачное развитие ситуации для Таджикистана. В конечном счете, именно Россия является гарантом внешнеполитической стабильности республики, ведь никто не убирал с границ Таджикистана такую нестабильную страну, как Афганистан. Афганский фактор присутствует и будет присутствовать во внешней политике Таджикистана как раздражающий, и афганская проблема вряд ли будет разрешена в обозримом будущем, об этом не стоит забывать таджикскому руководству.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: В этой связи серьезное беспокойство вызывает то, что в 2004 году уже произошло сокращение группировки российских погранвойск на таджикско-афганской границе, что ухудшило ситуацию с наркотрафиком. Именно 201-ая мотострелковая дивизия поддерживала эти погранвойска.

Дмитрий Александров: В настоящий момент на таджикско-афганской границе находится лишь несколько десятков наших советников (из Погранслужбы ФСБ РФ, – прим. Накануне.RU). А во время пребывания там российских пограничников количество перехватов было больше и ситуация была явно лучше – все-таки им было легче заниматься перехватами, поскольку они не были инкорпорированы в систему сложившихся взаимоотношений в той степени, в какой это происходит с таджикскими погранорганами. У таджикских пограничников пока не хватает ни опыта, ни технических средств, несмотря на то, что уже прошли годы. Раньше мы обеспечивали полноценную охрану границы, чего сейчас и близко нет.

Вопрос: В этой связи как сейчас будет действовать Москва, если от Таджикистана поступит предложение по арендной плате за военную базу?

Дмитрий Александров: Думаю, что пока страны договорятся. Для нас база слишком важна, другой вопрос – в цене. Пока четкой информации об этом нет, и сумма в 300 млн долларов – информация неофициальная. У России тоже есть свои козыри, и их немало, в том числе, в вопросах военно-технического, экономического сотрудничества. Например, серьезным рычагом является вопрос трудовой миграции, если учитывать, что кризис еще не закончился. Его Москва может использовать.

Накануне.RU логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RU Вопрос: Насколько вероятно, что речь зайдет о предоставлении Таджикистану кредита? Например, на этом фоне решался вопрос по американской базе в Киргизии.

Дмитрий Александров: В какой-то степени это возможно. Думаю, что решение будет найдено "по середине" – это могут быть и кредиты, также речь может пойти о снижении цены. Это предмет торга, в данном случае это возможно в политике так же, как на базаре. Но, конечно, для Москвы это плохой сигнал. Это означает, что один из союзников России в ближнем зарубежье от нас отдаляется.

Вопрос: А в целом, с чем Вы связываете возникающие в последнее время проблемы присутствия РФ в странах Средней Азии, что касается и Таджикистана, и Киргизии, и проблем участия Узбекистана в ОДКБ?

Дмитрий Александров: Я полагаю, что власти республик чувствуют себя все более и более самостоятельными. Все время существования этих постсоветских республик они исповедовали "многоцентричный" подход, когда выбиралось несколько крупных партнеров в военно-политической области, в экономике. Руководство среднеазиатских республик всячески стремится лавировать между интересами больших игроков в регионе, и то, что мы сейчас наблюдаем – лишь новый виток такой политики "постоянного непостоянства".

Вопрос: А какое место в проблеме размещения российской военной базы в Таджикистане занимает история с таджикским таксистом, по подозрению в убийстве которого на днях были задержаны военнослужащие базы?

Дмитрий Александров: Вполне возможно, что это один из поводов, козырей в том торге, игре, о которой мы говорили. И об этом можно говорить лишь с сожалением.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС