Архиепископ Ставропольский и Владикавказский: Разделенной нации быть не должно!
Говорят, худой мир лучше доброй ссоры, но мира на юге России нет. С Саакашвили, несмотря на посредничество других государств, по-мирному договориться не получилось. И теперь ему остается только жевать свой галстук. В отличие от политиков церковь в вопросе урегулирования этого конфликта достигла больших успехов. Представители Русской и Грузинской церкви решили продолжить сотрудничество и совместно преодолевать последствия военных действий в Южной Осетии. Как РПЦ отнеслась к агрессии Грузии и какой точки зрения придерживаются представители других конфессий в интервью Накануне.RU рассказал Архиепископ Ставропольский и Владикавказский, член Общественной палаты РФ, Феофан.
Вопрос: Накануне состоялся телефонный разговор Патриарха всея Грузии Илии II и председателя отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла. Стороны договорились о продолжении контактов и сотрудничества для преодоления тяжелейших последствий военного противостояния для мирных жителей. На Ваш взгляд, способна ли хоть как-то повлиять эта договоренность на позицию грузинских властей?
Владыка Феофан: Я не могу сказать, насколько может повлиять договоренность, ведь это процесс. Он требует времени и изменения умонастроения, поэтому, в любом случае, это позитивный процесс. Но насколько и как быстро он изменит позицию грузинского руководства, сказать трудно. Но этот процесс нужен нашим народам, приходит Саакашвили и иные политики, но люди, которые веками жили вместе, остаются. Самое главное, чтобы не было этого камня преткновения и вражды.
Вопрос: Считается, что церковь должна оставаться вне политики, но в сегодняшней ситуации это достаточно сложно. Существует ли у РПЦ четкая позиция, должна ли Южная Осетия быть в составе России?
Владыка Феофан: Здесь выбирать должен народ, в чьем составе быть. Сейчас мир так устроен, что существует демократическое самоопределение. Я живу на Северном Кавказе. Для меня эта проблема очень близка, нация разделенная, но всегда говорится о том, что нация должна быть едина. Так было в Германии, Южной Корее, Вьетнаме.
Везде, где эти проблемы возникают, ответ один: разделенной нации быть не должно. Но именно так получилось в Южной Осетии. По ту сторону хребта живет дед, а по эту сторону – внук. Мы не можем навязывать свою позицию, но и не можем не учитывать волю народа, особенно в сегодняшней сложной ситуации. Осетинам нанесена тяжелейшая травма. Как может понять человек, проживающий в Северной Осетии, что убили его отца или брата? |
Вопрос: С православной точки зрения, был ли адекватным ответ России на грузинскую агрессию?
Владыка Феофан: Десятки, сотни, тысячи мирных жителей расстреляны. Иного пути, как защитить людей от полного уничтожения, у России не было.
Вопрос: Западные СМИ называют агрессором Россию. Есть ли понимание реальной ситуации у западной религиозной общественности?
Владыка Феофан: Конечно, диалог есть, позиция России разъясняется. "Держи вора!" кричит, как правило, сам вор, чтобы отвлечь внимание. Так и здесь: обвиняют Россию, которая защитила народ от геноцида.
Думаю, что понимание реальной ситуации у представителей других конфессий, конечно, есть. Несколько дней назад по моей инициативе прошло совещание религиозных лидеров всего Северного Кавказа. Собрались и мусульмане, и евреи, и протестанты, и буддисты. Было принято заявление, в котором лидеры четко и однозначно обозначили свое отношение к тому, что произошло в Южной Осетии. Это была единая позиция, осуждающая факт уничтожения осетинского народа сопредельным государством.