07 Мая 2024
search

О деле замминистра обороны Иванова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBWjLz
Объявление: http://remont.youdo.com/repair/country-house/interior-finish/price/, смотреть здесь.
Сервис подбора мастеров: http://remont.youdo.com/repair/spaces/price/ по этой ссылке.
Смотрите тут - http://remont.youdo.com/repair/flat/redecorating/, подробное описание.
youdo.com


Аналитика все материалы

Севастополь, Новороссийск, Тартус: развилка для ЧФ?

В последние дни российский Черноморский флот вновь стал "звездой эфира". После празднования его 225-летия посыпалась целая череда весьма любопытных событий. Сперва украинский президент Виктор Ющенко издал указ, согласно которому после 2017 года флот должен непременно уйти из Крыма. Однако, в Москве тему посчитали неактуальной. Главком российского ВМФ Владимир Высоцкий вообще заявил, что численный состав Черноморского флота может быть увеличен с 35 до 100 кораблей. Также он не исключил возможности перебазирования его в Средиземное море. О том, можно ли за счет чего-то пополнить ЧФ, что собой представляют ВМС Украины и почему Геленджик лучше Новороссийска в интервью Накануне.RU рассказал председатель морского отделения Академии военных наук, бывший первый заместитель главкома ВМФ, экс-командующий Балтийским и Северным флотами, Иван Капитанец.

севастополь(2014)|Фото: Фото: Накануне.ru Вопрос: Как Вы оценивает все то, что сегодня происходит вокруг Черноморского флота и Севастополя?

Иван Капитанец: Мы недавно отметили 225-летие создания Черноморского флота. В те годы Украины как государства не было. Но при Хрущеве сложилась та политическая ситуация, которая сейчас вызывает споры. В советское время Черноморский флот и Севастополь финансировались за счет министерства обороны. Вся инфраструктура, обеспечение флота, береговые части, дома – все делалось за счет главкомата ВМФ. Ситуация сохранялась до 1992 года.

Сумеет ли наше политическое руководство доказать мировой общественности, что Севастополь незаконно передан? Для этого у нас есть юридические службы, МИД. Почему-то Англия Гибралтар держит, и никто не возникает и не говорит, что он - испанская территория.

Вопрос: Главком ВМФ заявил о возможном численном увеличении ЧФ. Насколько это реально?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Иван Капитанец: Советский ракетно-ядерный флот строился по четырем десятилетним программам. С 1946 по 1986 годы. Это были государственные программы, которые позволили создать океанский флот, второй в мире. А Горбачев отказался продолжать работу. И только в 2006 году была принята кораблестроительная программа. Но беда в том, что если в советское время четыре десятилетние программы обеспечивались бюджетом страны, то сейчас лишь за счет бюджета МО. Бюджет МО – порядка 30 млрд долларов, что очень мало. Англия и Франция выделяют на подобные вещи по 40-50 млрд долларов. Наше государство ушло от строительства океанского флота. Поэтому и в Севастополь посылать-то нечего. Мы лишились на Черном море всех судостроительных заводов. А заново ничего не создали. Хотя есть предложение создать в Туапсе кораблестроительную базу, построить заводы. Но пока никакого конкретного решения за 16 лет нет. Если раньше ЧФ пополнялся кораблями, которые строились в Николаеве, в Керчи, то сейчас он не пополняется. За счет чего пополнять? Балтийский флот не в очень хорошем положений, да и Северный тоже. Ведь с 1992 года ни одного стратегического подводного атомного ракетоносца не создано. Пытаемся создать "Юрий Долгорукий", но не получается. 16 лет он уже строится. Не говоря о многоцелевых лодках…Вот в чем беда.

Государство должно повернуться к флоту! Флот должно строить государство, а не МО! Вся эта ситуация отражается на Севостополе. Давно можно было бы нарастить группировку там, и никто ничего бы не сказал. Но чем наращивать? А переброска с БФ и Каспия нереальна. Мы почти потеряли БФ – в Калининграде несколько кораблей. Обстановка очень сложная. Надо иметь государственную программу по восстановлению и развитию флота. И строить за счет бюджета государства.

А вы слышали за последнее время, чтобы кто-нибудь из депутатов отдельной строкой предлагал внести на рассмотрение восстановление флота? Нет этого. Хотя мы писали письма Ельцину и Черномырдину, когда было 300 лет российскому флоту. У меня даже есть ответы. Я сейчас издаю книгу "Морское дело России" и там в приложении есть и письма, и ответы на них, где оба обещали, что флот будет воссоздаваться.

Вопрос: Как бы Вы могли оценить современные украинские ВМС?

Иван Капитанец: Оценивать их нельзя. Группировка незначительная. В 1992 году мне пришлось посетить в январе Киев. Тогда Украина стала делить ЧФ пополам. Когда я задал вопрос, а какой бюджет Украины был в СССР, то никто не мог ответить. А я знал – 18,5 %. И предложил делить ЧФ не пополам, а отдать Украине лишь 18%. Фактически пограничники отдали им только 54 корабля. Так что сравнивать ни к чему. Потенциал и состояние кораблей не сравнимы с российским ЧФ. Это не боеспособная группировка. Если бы они имели современное высокоточное оружие... А они же не имеют. Наши корабли имеют. У них флот впервые в истории. Хотя в период существования Киевской Руси проводились морские походы на Византию. Но ведь это Киевская Русь, а не Украина. А какую оперативно-стратегическую задачу в состоянии решить современные украинские ВМС? Да никакую. Они всего лишь символ вооруженных сил.

Вопрос: Если отвлечься от Севастополя, то где на российском черноморском побережье следует создавать базу для флота?

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU

Иван Капитанец: Летом 1941-го немцы подошли к Ростову-на-Дону, отрезав Одессу и Крым от страны. Оборона Одессы длилась 75 суток, Севастополя – 245 суток до июля 1942 года. Тем самым эти города сорвали немецкий блицкриг. Тогда уже было ясно, что отсутствие на черноморском советском побережье баз флота серьезно сказывется. В Поти начали срочно достраивать базу. Поскольку Геленджик, например, уже был фронтовым городом. Сейчас первоначально усилия были направлены на Геленджик и Новороссийск. Но Новороссийск невыгоден – там бора, очень сильные штормовые ветры. Сейчас предлагают Туапсе. В Туапсе надо строить военно-морскую базу, заводы, создавать инфраструктуру как в Поти, ставить молы, укрытия. Заниматься надо этим всем. Сегодня, насколько я знаю, все усилия направлены, чтобы в Новороссийске обустроиться. Но этого недостаточно. Предпочтительнее всего Геленджик. А порты гражданские, которые мы знаем по курортным делам, не пригодны. Надо строить базы, имеющие искусственные ограждения, вкладывать средства, заниматься жилыми комплексами для личного состава, складами, ремонтной частью. Целый комплекс вопросов.

Вопрос: Какова, на Ваш взгляд, в целом современная ситуация в Черноморском бассейне?

Иван Капитанец:

Летом 1940 года немцы в Румынии и Болгарии развертывали свои части. Сейчас НАТО развертывает свои там же. Все повторяется. Только тогда была Германия, а сейчас Европа, объединенная в НАТО, под командованием США. Вот почему мы должны быть бдительными в плане безопасности.

А вообще, не стоит сравнивать морские группировки разных причерноморских стран. Можно поставить подвижные ракетные полки с дальностью стрельбы 500 км на побережье и они перекроют Черное море. И не дадут войти никакому кораблю. Наши береговые ракетные полки способны это сделать. Сейчас высокоточное дальнобойное оружие приоритетно и зарекомендовало себя во всех войнах. В 1991-м в Ираке, в 1999-м в Югославии, в 2003 снова в Ираке. Американские крылатые ракеты "Томагавк" играли определяющую роль. И наши береговые ракетные полки обладают такой же мощностью.

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU

Вопрос: Главком ВМФ сказал, что Черноморский флот может перебазироваться в Средиземное море. Среди потенциальных пунктов эксперты называют сирийский Тартус…

Иван Капитанец: Базу Банияс в Сирии мы принялись формировать, когда я был начштаба Средиземноморской эскадры, в 1970-1973 годах. Тогда же начали осваивать Тартус. Подобные вещи надо решать на правительственном уровне. Раньше там стояли наши корабли, причалы до сих пор сохраняются. Но самостоятельно флот не пойдет туда. У нас корабли стояли и в Александрии, и в Порт-Саиде, и в Мерса-Матрухе. Мы помогали, обеспечивали, поддерживали Арабскую объединенную республику. Когда арабские катера в 1967 году утопили израильский эсминец "Эйлат", стартовала эра применения крылатых ракет. А сейчас позиции утрачены. Надо восстанавливать взаимодействие, союзнические связи. Я был в 1971 году в Латакии. Сирийские морские офицеры учились у нас в Бакинском высшем морском училище. Было приятно с ними встречаться, разговаривать, тем более я сам кончал Каспийское училище. Как такового базирования в Средиземноморье мы не имели с 1967 года, когда была создана пятая эскадра, до 1992-го. Фактически корабли базировались в точках якорных стоянок по всему Средиземному морю. Иногда заходили в Александрию, Тартус, Латакию. Очень большой пробел состоит в том, что мы не сумели создать для нашего флота хорошие базы в регионе еще с прежних, царских времен.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС