Депутаты решили бороться с алкомаркетами
Десять лет назад в Госдуму впервые внесли законопроект о постепенном ограничении времени продажи алкоголя и доступности спиртного в супермаркетах. Сегодня под сурдинку антиалкогольных законов вспомнили и тот законопроект, который предполагает борьбу с алкомаркетами. Подробнее о том, как будут бороться за трезвость в России, читайте в материале Накануне.RU.
После начала антиалкогольной кампании в России, которая пока заключается в точечном принятии определенных ограничений по продаже алкоголя в отдельных регионах, задумались о том, как процесс масштабировать. Новый законопроект депутата Госдумы Андрея Свинцова о регулировании розничной продажи алкоголя в России цели ставит глобальные — не только призвать к ответственности расплодившиеся алкомаркеты. Так, авторы инициативы, обращают внимание на то, что и в продуктовых под пиво и прочие алкогольные напитки отдаются лучшие "рекламные" места за стеклом в красивых холодильниках.
Также настораживает депутатов, что пиво продается возле чипсов, а чипсы, по их мнению, — молодежная еда, таким образом распутство и тяга к выпивке формируются у самых юных посетителей торговых точек. Вино же расположено рядом с сырами и закусками, что "продвигает" товар и создает выпивке положительный образ. С этим и собираются бороться. Выкладка, продвижение, реклама и позиционирование алкоголя — вот первая причина заняться магазинами и главная задача инициаторов закона. Вторая задача — снизить количество самих алкомаркетов "на районе" в жилых домах, рядом с детскими площадками в худшем случае, в лучшем — выселить алкомаркеты за пределы городов вообще.
Авторы законопроекта нацелились на маркетинг, от них не укрылся очевидный факт, что производители алкоголя очень много средств вкладывают в этикетки, оформление бутылок и подачу своего товара в магазинах. Якобы сейчас пройти мимо полок с алкоголем невозможно, говорит зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов. Хотя, если взрослые еще могут держать себя в руках, то глаза детей от такого безобразия и разнообразия следует защитить, чтобы не провоцировать неокрепшие умы к употреблению горячительных напитков.
"Дети приходят с родителями в магазин и везде видят алкоголь. Холодильники с пивом ставят так, что их видно из любой точки торгового зала. Мы это предложение десять лет назад внесли, — жалуется Свинцов. — Но, к сожалению, ГД тогда отклонила наше предложение. Первое — необходимо убрать алкоголь с глаз. С сигаретами мы бились больше десяти лет, но мы этого добились. Сейчас сигареты спрятаны. Это маленький шаг, но мы видим, что потребление именно сигарет сокращается", — говорит Свинцов.
Да, эксперт понимает, что появились вейпы, которые оттянули молодежь от сигарет, но и с вейпами ГД сейчас борется. На очереди — убрать с глаз долой алкоголь из обычных магазинов, а в специализированные алкомаркеты пускать только тех, кому уже есть 18 лет. Если речь про торговые центры — то там магазины подобного толка должны быть за непрозрачными стеклами и также с пометкой, что людям до 18 лет туда нельзя. Единственным противником принятия подобных мер, по словам Свинцова, является Министерство финансов, но если бы Министерство здравоохранения подсчитало, сколько федеральных средств идет на лечение болезней, вызванных употреблением алкоголя, то все бы пришли к выводу, что сейчас в десять раз больше затрат у государства.
"Конечно, это не решение проблем алкоголя в России. Они должны быть разными, подход должен быть комплексным, но мы так даем хотя бы шанс нашей молодежи, нашим детям — существовать в городе, в нашей стране и не видеть алкоголя, по крайней мере, так массово, как он представлен сейчас", — говорит Свинцов.
Антиалкогольная кампания в России началась с регионов, но, видимо, частными случаями дело не ограничится. Депутаты все чаще обсуждают, каким образом будут сдерживать пристрастие к алкоголю у россиян. По мнению депутата Султана Хамзаева, необходимо не только убрать алкоголь с глаз долой, но и снизить количество "наливаек" во дворах. Алкомаркеты должны располагаться в учете на квадратный километр, а не быть открытыми в каждом доме на районе. А производители алкоголя могли бы платить "налог на здоровье", радикально — тратить половину своего дохода на восполнение здоровья нации.
Формирование здоровой нормы в образе трезвости для детей и подростков начинается в семье, уверена клинический психолог, аддиктолог, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Александра Изюменко. Так что менять нужно ролевую модель поведения родителей прежде всего, если ребенок видит алкоголь дома, то никакой вынос за пределы города алкогольных магазинов уже не поможет.
"Нужно нормализовать здоровый образ жизни, нормализовать отсутствие алкоголя в принципе, даже на праздниках. У нас же в культурный код на подкорках записано: похоронили — надо налить, родился — надо ножки обмыть, паспорт получил — последние цифры посмотрел, предпоследняя цифра количество бутылок, последняя количество приглашенных людей на обмывку. Машину купил — надо номера обмыть. У нас все культурологически привязано к алкоголю. Поэтому нужно интегрировать в систему жизни людей норму — праздники без алкоголя", — говорит эксперт-аддиктолог Александра Изюменко.
Но и маркетинговую пропаганду никто не отменял, а стоило бы, дети любят яркие обертки, говорит Александра Изюменко, так что реклама безалкогольного пива по телевизору приводит к тому, что у детей появляется интерес к алкогольным напиткам. Стоит обратить на это внимание, хотя ключевым решением в вопросе алкоголизации должно быть то, что социум сам должен контролировать нормы трезвости — здесь важна культура здорового образа жизни, подводит итог эксперт. Но забирая из жизни людей алкоголь нужно предложить обществу что-то взамен. И здесь мы возвращаемся к тому, что запрещать легко, а открывать бесплатные спортивные центры, кружки и секции для подростков и обеспечить психологической помощью всех нуждающихся — сложно. Детям должен быть закрыт проход в пространства, где есть алкоголь, но открыта дорога для культурного развития. Начинать нужно с этого?