01 Декабря 2023
search

Кремль ищет новую модель экономики

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Образование В России

Власти намерены приставить "цифрового помощника" к каждому ребенку, родителю и учителю

Цифровизация образования продолжает продавливаться

Несмотря на все заверения властей в том, что профессия учителя незаменима и образование без него невозможно, они тихой сапой проталкивают прямо противоположное — вытеснение учителя и очного обучения из образования, которое заменяется цифровой средой, управляемой искусственным интеллектом (ИИ). Об этом рассказала эксперт организации "Общественный уполномоченный по защите семьи" юрист Анна Швабауэр на втором Национальном форуме "Здоровье и безопасность детей".

Только недавно глава Правительства Михаил Мишустин, поздравляя учителей, заявил, что профессия учителя — одна из самых нужных и самых важных.

"Настоящий педагог стремится не только понятно объяснить материал в ходе занятия, но и, самое главное, заинтересовать ребят своим предметом, увлечь их, старается раскрыть потенциал каждого ребенка, а также научить самостоятельно мыслить, принимать решения", — сказал глава кабмина России.

О реальной зарплате учителей в стране Накануне.RU уже неоднократно писало — это около 20 тыс. рублей на ставку в большинстве регионов. Но, помимо этой беды, политика властей направлена и против учителей, которых заменяют ИИ, и против учеников, у которых шаг за шагом отнимают очное обучение, заменяя его "цифрой" с рейтингом.

Согласно нацпроекту "Образование", по всей стране должна быть внедрена цифровая образовательная среда (ЦОС). Она была запущена постановлением Правительства в 2020 году. Эксперимент был закончен 31 декабря 2022 года, но никакого анализа не проводилось, хотя в постановлении было сказано, что максимум через два месяца должен быть обнародован отчет о результатах. Отчета никакого не было и нет, а вот цифровизация продолжается. Теперь по всей стране внедряется ФГИС "Моя школа", куда планируют слить данные всех детей, родителей, педагогов и на этой базе выстраивать индивидуальные траектории детей.

"Согласно приказу Минцифры №600, принятому в 2020 году, к 2030 году у 100% учащихся должен появиться цифровой профиль на платформе, а 70% заданий в электронной форме для детей должны проверяться автоматизированно. И у 80% учащихся должны быть цифровые индивидуальные траектории на базе портфолио. Чтобы активнее внедрять цифровизацию, применяются различные методики показателей эффективности чиновников. Например, есть распоряжение Правительства №3427 р о цифровой трансформации образования, согласно которому к 2024 году у 60% детей должны быть "цифровые помощники", формирующие их индивидуальные планы. У 80% родителей тоже должен "цифровой помощник"", — рассказала Швабауэр.

По ее словам, это так называемый проактивный сервис с автоматизированным подбором поступления в образовательную организацию, записью ребенка на участие в олимпиадах и т.д. "Но что такое проактивность? Это когда система выбирает за вас, а вы просто соглашаетесь. Скорее всего, отказ от рекомендаций будет караться какими-то баллами", — добавляет эксперт.

Также у 90% учителей должен быть "цифровой помощник", автоматизирующий проверку домашних заданий и обеспечивающих планирование образовательных программ на базе ИИ.

"Будем говорить прямо: у 90% учителей должны отнять работу", — считает Анна Швабауэр.

Она также подчеркивает, что автоматизированная проверка всегда связана с тем, что задания выполняются в рамках тестов, ведущих к деградации мышления.

Регионы тоже подталкивают к замене образования "цифрой". В 2021 году было принято постановление Правительства об утверждении методик расчета показателей оценки эффективности чиновников. Среди индикаторов, характеризующих достижение "цифровой зрелости", есть доля учащихся с цифровым профилем, цифровыми траекториями. А параллельно проталкивается ФГИС "Моя школа", направленная на сбор данных всех детей в одной системе. Вето президента, наложенное на "Контингент", легко было обойдено на уровне подзаконном.

В конце сентября были приняты изменения в постановление.

"Правительство в этом документе соглашается с предложением Минпроса, Минцифры и ООО "ВКонтакте" о предоставлении этим обществом безвозмездно на добровольной основе информационных систем для обучения. То есть вот так вот запросто в нормативный акт вводится компания "ВКонтакте" как бенефициар работы в образовательной сфере. Очень интересно, что работа этой компании идет на добровольной основе, то есть хотят — дали доступ, не хотят — не дали. А ведь рекламируется это уже как полноценная замена традиционного образования. До 1 января 2025 года "Моя школа" должна переехать на "Гостех". Что будет, если грохнется эта система? Образование, видимо, тоже должно накрыться", — полагает эксперт.

Примечательно, что "Моя школа" изначально касалась только общего и среднего профессионального образования, а теперь распространена на дополнительное образование детей и взрослых. Жизнь всех людей превратят в "школу", в которой будут ставиться оценки и баллы с последствиями для человека?

Также важно, что "ВКонтакте" получит доступ к данным из региональных информационных систем по соглашению с региональными органами власти. Персональные данные, передаваясь в информационную систему, становятся государственной информацией. Что это? Отчуждение информации о людях от них самих? Но кто ее присваивает? Государство или частные корпорации вроде "ВКонтакте"?

"С одной стороны, вроде говорят, что все добровольно. Но, на самом деле, создаются все условия на практике и на местах к тому, чтобы те, кто вне этих цифровых систем, были изгоями и были лишены баллов и портфолио для получения доступа к высшему образованию", — говорит Швабауэр.

"Мы уже видим, что в МЭШ внедряются рейтинги школьников. Мы считаем это аморальным по своей сути. Там рейтинг снижается не только из-за того, что ухудшается твои личное оценки, но и, например, из-за того, что кто-то будет учиться лучше. То есть надо, чтобы вокруг тебя людям было плохо, чтобы ты чувствовал себя хорошо?" — возмущается эксперт.

Что касается совсем недавнего постановления Правительства по электронному обучению и дистанту, которое вступает в силу с 1 сентября 2024 года, то там можно отказаться от дистанта, если только организация это предусматривает. А с учетом требований властей все это в большинстве случаев окажется фикцией.

"Мы видим продолжающуюся реализацию методических документов по цифровизации образования, которые подготовлены с участием нежелательных организаций. Чиновники от образования идут в повестке, навязанной нам Cisco, Intel, Project Harmony, признанной Генпрокуратурой в 2020 году нежелательной. Это ставит вопрос наличия признаков предательства в действиях чиновников, которые продолжают такую компрадорскую политику в нашей стране", — подытожила Швабауэр.

Напомним, форсайт-проект "Образование-2030" был представлен еще в начале 2010-х. Он ставит целью "слом / ликвидацию традиционных моделей образовательной системы". Все происходящее в последние годы реализует именно этот проект. Жизнедеятельность каждого человека хотят перевести в цифровую форму с формированием цифрового двойника, которому ИИ будет указывать траекторию существования, а "оригинал" должен выполнять указания, чтобы его рейтинг не был понижен с последующим наказанием и отсечением от каких-то благ. Кастовое общество строится на основании цифровой сегрегации уже с младших классов?


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС