05 Июля 2022
search

Россия оставляет остров Змеиный

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo




Аналитика все материалы

Мост или тоннель? Заслуженный строитель предложил альтернативный проект перехода через Лену

Удивительное дело, уже сменился не один руководитель республики Якутия, а вопрос о строительстве моста через реку Лену до сих пор висит в воздухе. Более десяти лет назад речь шла даже о том, что уже готов проект этого моста, в последние годы в местных СМИ неоднократно звучали предположения, что это, мол, из-за Крымского моста все остановилось, на него ушли деньги, предназначенные для Ленского моста.

В общем, было многое декларировано, особенно со стороны представителей властей республики, причем иногда так убедительно, что казалось, вот-вот и вопрос "с бородой" будет окончательно решен. Но в течение этого долгого времени не было лишь главного публичного обсуждения с участием авторитетных специалистов в области мостостроения, а какой все-таки мост наиболее целесообразен в экстремально-климатических условиях Севера, ведь такой проект никогда и нигде ранее не реализовывался.

И вот впервые люди, болеющие душой за Якутию, за ее будущее (в их числе якутяне депутат Госдумы РФ Петр Аммосов, известный строитель и экс-депутат Верховного Совета РФ Валерий Колодезников), провели организаторскую работу для того, чтобы такое обсуждение состоялось. Как следует из протокола совещания, на который ссылается SakhaNews, открыл совещание вице-президент Российской Академии транспорта Владимир Рудомёткин, сообщив, что депутат Петр Аммосов обратился в их организацию с просьбой рассмотреть возможные варианты проектирования и строительства транспортного сообщения через реку Лену с участием авторитетных специалистов в области мостостроения и тоннелестроения.

Рудомёткин проинформировал, что компания "ВИС" уже ведет проектирование мостового перехода через Лену. Депутатские запросы с просьбой предоставить для ознакомления основные параметры и ценовые характеристики проектируемого объекта Петр Аммосов направил в правительство Якутии, федеральным министрам, а также в компанию "ВИС".

Из федеральных министерств пришли ответы, в которых сказано, что запрашиваемых документов и информации у них нет, поэтому рекомендовано обратиться в министерство экономики Республики Саха (Якутия). Группа "ВИС" прислала ответ, больше похожий на отписку, поскольку лишь сообщила, что компания "…не осуществляет строительство объекта", а "…единственным участником ООО "Восьмая концессионная компания" выступает ООО "Сорок первая концессионная компания", которая является совместным предприятием Группы компаний "ВИС" и Группы Сбербанка". Ответа от правительства Якутии так и не дождались.

Проект моста через Лену(2022)|Фото: пресс-служба Группы "ВИС"

Основное внимание было приковано к докладу Заслуженного строителя России Эдуарда Рубинчика. Он предложил оригинальные технические решения по первоочередному сооружению подводного железнодорожного однопутного тоннеля с возможностью перевозки автомобильного транспорта по дополнительно оборудованной челночной схеме.

Ранее уже предполагалось соединить автодорожную и железнодорожную сеть на левом берегу реки с федеральной трассой А-360, а также соединить железную дорогу с конечной станцией Нижний Бестях Амуро-Якутской магистрали, находящейся на правом берегу в 30 км от Якутска. Для решения транспортной проблемы в республике предусмотрено строительство моста через реку Лена длиной 3 км, со створом, расположенным на 38 км южнее г. Якутска. Ориентировочная стоимость реализации проекта, известная из открытых источников, составляет более 124 млрд руб.

Основными недостатками проекта мостового перехода Эдуард Рубинчик назвал то, что особую опасность представляет активизация оползневых и суффозионных процессов, а висячие и вантовые системы не обеспечивают нормативные упругие прогибы пролётных строений. Также в условиях крайне низких температур изменяется работа металлоконструкций и тросовых вантов мостового перехода, что делает эксплуатацию моста весьма опасной, и целый ряд других аспектов.

При этом, до сих пор почему-то не рассматривался альтернативный вариант сооружения подводного тоннеля, который, при объективном сравнении, представляется наиболее перспективным и оптимальным решением.

Сооружение подводного однопутного железнодорожного подруслового тоннеля, со створом, расположенным на 80 км южнее г. Якутска, обеспечит все имеющиеся железнодорожные перевозки, а при организации челночной перевозки автотранспорта на платформах двумя составами сможет перевезти более 2000 автомобилей в сутки, что вполне достаточно для обеспечения всех существующих и перспективных потребностей, считает Рубинчик.

В непосредственной близости от порталов тоннеля эксперт предлагает сооружать закрытые модули длиной 570 метров для въезда и выезда автомобилей на железнодорожные платформы аналогично решению, выполненному под проливом Ла-Манш. Железнодорожный путь на правом берегу реки Лены подключается к станции Кердём Амуро-Якутской магистрали, расположенной на 70 км южнее конечной станции Нижний Бестях, а на левом берегу – к вновь сооружаемой железнодорожной сети, проложенной от города Якутск. В случае значительного увеличения объема перевозок, возможно строительство автодорожного тоннеля, створ которого возможно расположить в 50 метрах параллельно.

Советский и российский инженер-строитель, бывший заместитель министра транспортного строительства СССР Ефим Басин также отметил, что вариант тоннельного сообщения имеет целый ряд преимуществ:

  • наличие опыта работы отечественных тоннелестроителей в аналогичных условиях Севера (Северомуйский, Кадарский тоннели на Байкало-Амурской магистрали);
  • возможность использования имеющихся в стране отечественных высокопроизводительных тоннелепроходческих комплексов;
  • возможность непрерывного производства строительно-монтажных работ независимо от погодных условий и времени года;
  • отсутствие негативного воздействия на условия судоходства по реке и минимальное – на окружающую среду, и, как следствие, сокращение эксплуатационных затрат;
  • возможность использования чугунных тюбингов вместо железобетонных, что является существенным аргументом в условиях эмбарго на металл;
  • сокращение сроков и стоимости строительства объекта.

Он убежден, что проведение сравнительных расчетов мостового и тоннельного вариантов выявит преимущество тоннельного варианта строительства перехода через реку Лену.

Шерали Валиев, кандидат технических наук, отметил, что у вантового моста имеются минусы – санкции, наложенные зарубежными странами, отсутствие мирового опыта строительства объектов при значительных минусовых температурах и большие эксплуатационные затраты.

Звучали оценки, что оба варианта (тоннельное пересечение и мостовое сооружение) имеют право на существование, однако в стоимостном выражении, как свидетельствует мировой опыт, мостовой вариант несоизмеримо дороже и более трудоемок при эксплуатации в суровых климатических условиях.

И в итоге из 31 участника совещания, наиболее авторитетных специалистов – ученых и практиков в области транспортного строительства, мостостроения и тоннелестроения – 23 высказались в пользу тоннельного варианта строительства транспортного перехода.

Участники совещания решили обратиться к президенту РФ Владимиру Путину, председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, вице-премьеру Марату Хуснуллину и другим ответственным чиновникам с предложениями о проведении квалифицированного и качественного сравнения двух вариантов строительства транспортного перехода через р. Лена и изыскании необходимых средств для формирования технико-экономического обоснования строительства подруслового тоннельного варианта.

Депутат Госдумы Петр Аммосов отметил важность дальнейшего обеспечения Северного завоза и развития Арктики в России, начинать эту работу надо именно с транспорта.



Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Магазин спецодежды