23 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика В России

Реформа муниципальной власти грозит обернуться криминализацией и протестами

Законопроект Клишаса-Крашенинникова отбрасывает систему управления на 160 лет назад

Законопроект о муниципальной власти за авторством Павла Крашенинникова и Андрея Клишаса по степени ажиотажа может сравниться с попыткой введения QR-кодов и пенсионной реформой. Его принятие грозит обернуться фактически уничтожением привычной системы власти на местном уровне, криминализацией управления и ростом протестов по локальным вопросам. Эксперты обсудили проблему на круглом столе, который провели "Партия Дела" и Союз некоммерческих организаций. Подробности — в материале Накануне.RU.

Секретарь федерального совета "Партии Дела" Алексей Лапушкин подчеркнул, что МСУ — фундаментальная основа управления в стране. И при избыточной централизации решение многих вопросов на местах чревато перекосами.

"Существующая реформа, предлагаемый проект закона фактически создаёт уже новую систему МСУ. Проблемы в этой сфере могут обернуться увеличением протестов по вопросам местного значения, что мы неоднократно видим в СМИ. А это чревато нарушением общественно-политической стабильности, что особенно опасно в условиях не по дням, а по часам усиливающегося внешнего давления на нашу страну", — отметил он.

Круглый стол по вопросам МСУ (10.02.22)(2022)|Фото: Партия Дела

Законопроект предусматривает упразднение муниципалитетов нижнего уровня — сельских и городских поселений, они должны быть объединены в городские округа. Помимо укрупнения, реформа предполагает передать региональным властям право решать, наделять или нет муниципалитет целым пакетом полномочий (список из 28 пунктов), при этом неотъемлемых полномочий у муниципальной власти будет только 27.

Яков Якубович, глава муниципального округа Тверской города Москвы, отметил, что в столице муниципальные депутаты сейчас почти полностью выполняют представительскую или согласительную функции. Он напомнил, что фактически объединительные процессы во многих регионах идут уже давно.

"С 2015 г. начались проекты по укрупнению муниципальных образований. Многие сторонники укрупнения муниципальных образований и той риторики уничтожения поселенческого уровня МСУ ссылаются на хороший опыт Московской области. В действительности это не так. Первый этап этих преобразований привёл к оптимизации административно-управленческих расходов. Но жители лишились возможности обращаться к представителям за решением вопросов на территориях. Есть виртуальный "Добродел", который "съедает" обращения граждан и выдаёт отписки или ответы о том, что где-то действительно какая-то лужа заделывается", — так Яков Якубович сформулировал угрозу "виртуализации" МСУ.

Круглый стол по вопросам МСУ (10.02.22)(2022)|Фото: Партия Дела

Вместе с тем, по его мнению, те, кто считает, что представительство нужно упразднить, не понимают, что оно даёт две очень важные вещи. Первая — возможность учитывать реальные интересы граждан. Вторая — повышать ответственность граждан за управление территорией.

В Тверской области реформа началась ещё в 2016 г. Депутат Законодательного собрания региона Артём Гончаров отметил, что главная проблема муниципалитетов — отсутствие налоговой базы, и новый закон её никак не решает, а лишь усугубляет.

"Мы находимся на пути, когда ликвидируют целые муниципальные районы и объединяют их с городскими округами. Главная проблема — это отсутствие именно налоговой базы и, фактически, полномочий, которые приносили бы хоть какую-то копейку муниципальным образованиям. Региональная власть идёт по пути, когда забирает эти полномочия под видом того, что виднее, лучше и, по большому счёту, никакого сопротивления нет", — рассказал он.

Депутат Законодательной думы Хабаровского края Максим Кукушкин и вовсе назвал происходящее откатом назад на 160 лет, в период земской реформы Александра Второго.

"В большинстве районов проживает не так уж много населения. И уничтожение администрации в селениях выльется в колоссальный отток населения из села и в целом с Дальнего Востока. Районы огромные, особенно к северу от Хабаровска. Я даже сейчас с трудом понимаю, как администрация районов контролирует то, что происходит в поселениях. У старост, которых нам предлагают, никаких полномочий нет. Они не являются ни государственными служащими, ни муниципальными служащими, их выбирают на сходе, а дальше согласовывают в тех же районных советах. По сути, они просто превратятся в челобитчиков 18-19 веков, которые сидели в приёмных дворян или губернаторов. Но свято место пусто не бывает и люди будут как-то самоорганизовываться и как-то решать свои проблемы. И, возможно, мы придём на местах к тому, что появятся криминальные органы самоуправлении или незаконные хозяйствующие субъекты", — так Максим Кукушкин сформулировал возможные угрозы от нововведений.

Тем не менее, не все согласны с тем, что реформы и негатив от них являются свершившимся фактом. Публицист и экс-кандидат в мэры Якутска Виталий Обедин напомнил, что ещё есть шанс не допустить принятия скандального закона. В качестве примера он привёл не принятые законы о введении QR-кодов. Отметим, что в настоящее время инициатива Клишаса-Крашенинникова о муниципальной власти одобрена лишь в первом чтении.

Коллаж, Андрей Клишас, Павел Крашенинников(2021)|Фото: Накануне.RU


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС