20 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Политика В России

"Власть хочет избавиться от протестов": Госдума одобрила в первом чтении закон о местном самоуправлении

Клишас и Крашенинников продолжают формировать вертикаль власти, в которой нет места народу

Госдума в первом чтении приняла законопроект о местном самоуправлении. Авторами, как и в случае с законом о региональной власти, выступили сенатор Андрей Клишас и депутат-"единоросс" Павел Крашенинников.

Противники принятия документа считают, что в отличие от предыдущей инициативы Клишаса-Крашенинникова, новый законопроект будет гораздо более ощутим для граждан, хотя бы потому, что он предусматривает ликвидацию (путем присоединения) около половины муниципальных образований страны (сейчас их более 20 тыс.).

Помимо укрупнения, реформа предполагает передать региональным властям (то есть губернаторам) право решать, наделять или нет муниципалитет целым пакетом полномочий (список из 28 пунктов), при этом неотъемлемых полномочий у муниципальной власти будет только 27.

Также законопроект устанавливает ответственность мэров перед губернаторами, хотя это и противоречит самому принципу независимости местной власти от государственной.

"Законопроект сложный, большой, с ним надо продолжать скурпулезно работать. Муниципалитеты должны получить те полномочия, которые в состоянии выполнять, — говорит Крашенинников. — 41 отзыв [от регионов] поступил, в них обращается внимание на детализацию полномочий. Также говорится о необходимости более детально проработать переходные положения. Мы с этим согласны, проводим на территориях большое количество обсуждений".

Стоит отметить, что соавтор законопроекта крайне невнятно отвечал на вопросы своих коллег. На вопрос о том, почему в законе написано, что мэр занимает государственную должность, если по Конституции он не входит в систему госвласти, Крашенинников ответил: "Мы так поднимаем их [мэров] статус. Важно, чтобы они понимали, что они работают внутри субъекта".

Сначала Крашенинников говорит о проблеме кадрового голода и некомпетентности среди муниципальных служащих, а потом: "Мы не собираемся никого завтра увольнять, никакие сто тысяч не вылетят завтра с работы, у нас огромный переходный период. Нам предложили учесть профессиональный потенциал, и мы его будем учитывать" (непонятно, зачем сохранять кадры, если они некомпетентны, и зачем увольнять, если с ними полный провал, а главное — где тут правда).

Также соавтор законопроекта заявил, что губернатор будет оценивать глав муниципалитетов (с возможностью увольнения за несоответствие) по шкале эффективности, установленной указом президента для… самих губернаторов! "Критерии устанавливаются указом президента России, они уже установлены. Нужно ли будет туда вносить поправки? Если мы придем к выводу, что нужно, то будем это обсуждать".

Также у него нет беспокойства в отношении того, что губернатор может злоупотребить правом увольнять мэров: "Отрешение от должности не может произойти просто так, потому что кто-то что-то захотел – существует процедура, и человек может потом ее опротестовать".

В итоге замечаний к законопроекту не оказалось только у "Единой России", да еще у "Новых людей" была крайне мягкая позиция.

"Что мешает работе эффективного самоуправления сейчас? Это хроническое недофинансирование, — заявил Георгий Камнев из КПРФ. — Эта проблема решается путем внесения изменений в бюджетный и налоговый кодекс. Это перераспределение полномочий — внесение поправок в существующие законы. Это кадровый вопрос — вопрос компетенций. И внесенный законопроект усугубляет эти проблемы, а не решает их. У людей отнимают право на встречу с депутатом. Всего в 13% муниципалитетов сегодня сохранены прямые выборы, это при том, что за прямые выборы выступает 90% населения".

"В законе есть юридические травмы, которые Павел Владимирович (Крашенинников) не объяснил, — отметил Андрей Кузнецов ("Справедливая Россия – За правду"). — Данный законопроект будет оспорен, и даже весьма возможно, что успешно, и как мы будем выглядеть? У каждого законопроекта есть заказчик. А кто попросил этот закон принять? Может быть, кто-то требовал, подписи собирал? Да никто не просил. Люди говорят: дайте денег, чтобы местные власти занимались строительством, дорогами, а не просят новые законы. Есть скрытые цели у этого законопроекта, и выгодоприобретателем является региональная власть, губернатор. Дальше будет то, от чего мы 30 лет назад уходили: на местном уровне никто не может сказать "нет" коррупции, свалке, беспределу. Есть заказчик, который хочет избавиться от протестов при реализации тех или иных проектов — вырубке парков, захвате речной и озерной инфраструктуры, свалки будут".

Дмитрий Вяткин из "Единой России" вспомнил, как плохо жилось в 90-е: "В 95-м году, я помню, стали звонить главы муниципалитетов, когда начал действовать первый закон о местном самоуправлении. Тогда началось. Парад суверенитетов, который мы наблюдали, имел определенные последствия. Там, где был один глава, вдруг появилось четыре главы, четыре совета депутатов, начали делить собственность, привилегии, налогооблагаемую базу. Называлось это местное самоуправство. Конечно, не все так было плохо. Была сохранена публичная власть на местах. Но страна очень разная. Во многих местах закон не сработал".

В итоге законопроект был принят в первом чтении 294 голосами, против — 77, воздержались двое.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС