25 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы


Общество В России

Бедные богатые отцы и кризис наследования: о чем говорит пример "Сибантрацита"?

Традиционный капитализм — дело семейное, от деда к отцу и далее к грядущим поколениям бизнес и капитал передаются и приумножаются, но молодой и зубастый капитализм, родившийся в России на обломках СССР, демонстрирует серьезное отставание в развитии, когда сколоченные богатства рушатся при попытке передать их наследным принцам. В чем причина того, что крупные российские предприниматели либо не хотят, либо не могут передать свои успешные проекты молодняку, а если все же внезапно мистер-твистер, делец и банкир отдает богу (или кому-то еще) душу и его "заводы, газеты и пароходы" оказываются в руках наследников — то после судов, дележек и неприятных выяснений отношений рушатся семьи, а бизнес продается по частям? И то, что начиналось с расчлененки (государственного имущества), так и заканчивается разделением и безвластием.

Разделили и продали

Российскому капитализму 30 лет, и крупные его представители, достигшие успехов, видят, как жизнь их клонится к закату и уже более охотно отвечают в различных анонимных опросах на вопрос — кому вы собираетесь отдать бразды правления вашим бизнесом? Так, например, телеграм-канал Proeconomics делится итогами одного такого опроса, проведенного год назад в "Сколково", в котором приняли участие более 100 предпринимателей. Авторы канала приходят к выводу, что в скором времени нас ждет "наследственный кризис".

Коллаж, миллиардеры, Лисин, Вексельберг, Усманов(2021)|Фото: Накануне.RU

  • В ответ на вопрос о том, как будет организовано управление их бизнесом в будущем, почти половина (47%) владельцев бизнесов из первого поколения указали, что наймут профессиональных управляющих, сохранив за собой право принимать ключевые решения.
  • Ещё 31% респондентов ответили, что будут лично управлять своим делом так долго, как это возможно.
  • И только 10% собираются передать контроль над бизнесом членам своей семьи (пока живы сами).

Уже появились живые примеры с мертвыми предпринимателями, например, в прошлом году 73-летний творожковый король Александров (те самые творожки в вычурной дворянской упаковке, да) ушел из жизни, оставив все, что нажито непосильным трудом, троим детям, которые за короткий период успели перессориться между собой и с совладельцами бизнеса. В итоге "наследие" было куплено банком, вот вам и фамильная преемственность.

Или, например, еще в прошлом году был найден мертвым участник списка Forbes Дмитрий Босов, самый крупный актив безвременно покинувшего мир дельца — угледобывающая компания "Сибантрацит" досталась родителям, четверым сыновьям и лапочке-дочке от нового брака (то есть его вдове с дочерью). Как только предприниматель ушел в мир иной, в его семье мира больше не было, и вот недавно корпоративные войны привели к тому, что "Сибантрацит" за $1 млрд покупает у наследников бизнесмен Альберт Авдолян.

Получается, что правильно передавать наследникам предприятия не спешат, потому что знают — ничего хорошего из этого не выйдет?

"Действительно это так, — комментирует сложившуюся вокруг наследования крупных предприятий и капиталов ситуацию экономист Валентин Катасонов. — Хотя и на Западе тоже по-разному было, западная модель капитализма предполагает, что активы бизнеса переходят по наследству, это видно и по наследственному праву, которое там формировалось длительное время. Что касается России, то тут трудно назвать главную причину, почему такое наследование не происходит, но в основном потому, что дети и внуки просто не справятся с теми задачами, которые стоят перед структурами и компаниями, которыми управляли их родители. Бизнес сыпется, банкротства, закрытия компаний достигают рекордов в этом году — самые высокие показатели за десятилетия".

коллаж, наследники миллиардеров(2021)|Фото: Накануне.RU

То есть совершиться переходу от первоначальных владельцев частного крупного бизнеса к последующему поколению мешает сама судьба — экономический кризис, пандемические ограничения и турбулентность транзитного периода в политической системе. К таким трудностям наследных принцев ни готовили в лондонских школах бизнеса, особенно, если эти "дети" предпочитали изучать деятельность арт-галереи в Сохо (а такие случаи есть). Так что вполне логично для них просто "выйти в кэш", чтобы оставаться в ресурсе, жить в моменте и чувствовать положительные вибрации, потягивая смузи на веранде уличной кафешки Парижа. Кризис был и сто лет назад — и война, и даже пандемия испанки, а у нас строились города, создавались заводы и возводились электростанции. Правда, совсем не наследными принцами, которые и тогда предпочитали французские булки и Европу.

Как мы писали ранее в материале о наследниках, голубая мечта практических всех "детей", которые давно вышли из детского возраста — продать все к чертям и стать респектабельными рантье, проматывающими трастовые фонды в Монте Карло среди приличных людей, а уж никак не здесь закатать рукава и с простым людом в поту и крови зарабатывать на кусок хлеба, на благо родины и честного имени своего отца. Может быть, потому что и особо честного имени не было?

Нельзя преуменьшать творческий потенциал и фантастические способности уходящих "титанов" бизнеса. Кто еще мог так лавировать в запутанной политике молодой России 90-х, проходить по головам незаметно для криминальной хроники? Но мало кто из них, лишившись капиталов, проявил себя за рубежом в плане создания новых бизнес-империй, а все потому, что многие приватизированные предприятия достались им вовсе не благодаря упорному труду, а по случайности, даже фатальности, а для кого-то удаче?

От осинки не родятся апельсинки

Возможно, и не было у них традиционных разговоров по вечерам перед пылающим камином про семейное дело, как в романах Голсуорси о семье Форсайтов, не было дискуссий о чести и трудолюбии, как у Будденброков и даже бахвальских разговоров в американском стиле: "У меня был только один цент, я все построил с нуля, потому что много работал", — такого тоже не было, потому что все было совсем не так.

Нужно ли было объяснять детям, что не ты создавал все эти масштабные по государственным меркам предприятия, а просто купил их за бесценок во время грабительской приватизации, потому что знал нужных людей в окружении президента, например? Как такой оригинальный "скилл" оформить в универсальную мудрость? Если родители сами получили "полуфабрикаты" и относились к бизнесу, как к кормушке, а не как к "делу всей жизни нашей семьи" — чего требовать от детей? Зачем им теперь нужно какое-то там предприятие, где надо работать, если можно наполнить себе кормушку до краев и не работать вообще никогда?

Накануне.ru(2009)|Фото: Накануне.RU

В то же время "отцы-основатели" нашего капитализма, не имея сил, времени и убеждений, что воспитываться они должны на родной земле и перенимать опыт от отца, зачастую отправляли своих детей учиться на Запад.

Сами дельцы 90-х с традиционным советским образованием все же могли еще достигать успехов в сохранении и расширении бизнеса (если не продавали его сразу), а вот вернувшиеся дети нуворишей хоть и прекрасно говорят на английском, но совершенно не мыслят по-русски. Эксперты считают, что это одна из главных проблем спора о наследниках — они просто не справятся с управлением в русской турбулентности, а их менталитет призывает их бросить все здесь и вернуться в лоно западной цивилизации, где можно спокойно жить на проценты. Так они в большинстве своем и поступают, после нехитрых манипуляций с наследством.

"Это большая проблема для всех наших миллиардеров, — комментирует в беседе с Накануне.RU политический обозреватель Константин Семин. — Периодически приходится в их интервью, публичных выступлениях наблюдать, как они сокрушаются. Какие бы меры тут ни предпринимались, ничего не работает. Воспитать здесь достойных людей, разрушив советскую школу и образование, они не могут. Все же, чтобы удержать и развивать бизнес, родителям понадобилось хорошее образование, которое они получили в том же СССР, у них был широкий кругозор, чуть больше хамства, чем у их современников, так они и "сделали себя сами". А детей забрасывают в иностранную образовательную среду, где из них делают людей, совершенно не приспособленных к выживанию в "наших джунглях", в "нашем зоопарке" они не выживут, и все это понимают".

Вся преемственность в России заканчивается тем, что родители собирают нажитое, украденное приватизированное в трастовые фонды и в таком виде богатства передаются следующим поколениям, заключает Константин Семин, так что нельзя сказать, что первое поколение капиталистов в России оставило какой-то след, но наследило оно знатно.

Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС