12 Мая 2024
search

О деле замминистра обороны Иванова

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Сборам прописали Кодекс. Правительство нарушило свое обещание не повышать налоги

Уже со следующего года в России могут появиться новые налоги, Правительство обойдет свои же обещания не повышать фискальную нагрузку через внесение в Налоговый кодекс уже существующих сборов. Ставки экологического и утилизационного сборов, "Платона", налога на операторов сети связи общего пользования повышены не будут, а новый гостиничный сбор заменит курортный – формально все остается как есть. Однако более жесткое администрирование, санкции вплоть до уголовного наказания за неуплату налогов, а также невозможность вычетов и других льгот в реальности увеличат платежи для бизнеса.

Сборы, которые вносятся в Налоговый кодекс, имеют квазиналоговый характер, говорится в пояснениях Минфина к проекту. Однако статус ряда сборов не дает должной мотивации для налогоплательщиков. В качестве примера министерство приводит экологический сбор: анализ динамики фактических поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты свидетельствует о низкой эффективности взимания неналогового платежа. При этом взыскание неуплаченных платежей производится в судебном порядке, а способы обеспечения исполнения обязанности по уплате фактически отсутствуют. Неуплата экологических, как и других неналоговых платежей не образует состава уголовного преступления.

"Установление экологического налога при сохранении действующего уровня фискальной нагрузки позволит в перспективе увеличить поступления в бюджетную систему и повысить уровень платежной дисциплины за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания к лицам, не исполняющим обязанность по уплате экологических платежей", – говорится в пояснительной записке к проекту.

  • Ставка налога оператора сети связи общего пользования составит 1,2%, налог заменяет существующие обязательные отчисления.
  • Гостиничный сбор – продолжение эксперимента по введению курортного сбора, ставку будут определять местные власти (в пилотных регионах налог предложено взимать с 2023 г.).
  • Налог за пользование федеральными трассами для большегрузов установлен в размере 3,73 рубля на один километр пути – то есть после внесения платежа в НК "Платон" заработает в полную силу. Вычетов по транспортному налогу не предусмотрено, собственники большегрузов теперь официально подвергнуты тройному налогобложению.
  • Кроме того, законопроектом предлагается включить в кодекс в качестве государственной пошлины ряд платежей, которые в настоящее время взимаются в виде неналоговых платежей за предоставление сведений из государственных реестров.

Называть приведенные платежи налогами нельзя, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин, так как они относятся к специфическим видам деятельности.

"Содержательно Минфин допускает ошибку, внося эти платежи в Налоговый кодекс. Для Минфина в целом это является упрощением сугубо административных процедур. Кроме того, это отражение борьбы между различными департаментами. Налоговая служба пытается взять верх над департаментом налоговых сборов потому, что если какой-то платеж признается налогом, то он поступает в ведение Налоговой службы, в ином случае его регламентирование осуществляют структуры Минфина. Для налогоплательщиков ситуация принципиально не изменится", – поделился своим мнением с Накануне.RU экономист.

Одно из изменений для налогоплательщиков – отсутствие возможности применить вычеты за уплаченные налоги, в то время как ряд неналоговых платежей предусматривали компенсацию или альтернативный вариант.

Например, сегодня плательщик утилизационного сбора может выбирать, платить сбор или самому утилизировать и таким образом сэкономить, отмечает кандидат экономических наук, доцент кафедры ФЭСН РАНХиГС Алисен Алисенов. Предприниматели теряют возможность оптимизировать свои расходы, поэтому выступают против идеи – ранее к Правительству и президенту обратились крупнейшие бизнес-объединения.

Другое отличие неналоговых платежей от налогов – в тяжести санкций, в случае нарушений. Минфин предлагает при неуплате и неполной уплате сумм экологического налога, утилизационного сбора, сбора за пользование автомобильными дорогами общего пользования, налога на операторов сети связи общего пользования, гостиничного сбора установить штраф в размере 10% от суммы.

"Появляются дополнительные основания для привлечения предпринимателей к уголовной и и административной ответственности. На сборы, которые не закреплены в Налоговом кодексе, не распространяются нормы уголовного права и такие вещи, как начисление пени, блокировка счетов в десятидневный срок. Таким образом, санкционный механизм становится более жестким", – рассказал Накануне.RU экономист.

Бизнес обеспокоен еще и тем, что после внесения в Налоговый кодекс средства от сборов не будут направлены на целевые статьи, а пойдут в общую "кубышку" Минфина, говорит президент ассоциации "Росспецмаш", лидер "Партии Дела" Константин Бабкин.

"Сейчас деньги от этих сборов поступают на целевые нужды: от "Платона" – на ремонт дорог, от сбора на утилизацию – в промышленность. По моему мнению, задача Минфина – забрать эти деньги и распределять по своему усмотрению. Думаю, что это непродуктивно, потому что политика Минфина нацелена не на поддержку реального сектора, а на накопление денег на зарубежных счетах. Если "реформа" пройдет, то налоги пойдут не на решение реальных проблем, а на увеличение Резервного фонда, инвестиции в экономику других стран", – поделился своим мнением с Накануне.RU промышленник.

Повышение сборов в бюджет как за счет внедрения автоматизированных систем для администрирования, так и благодаря росту реальной фискальной нагрузки, фиксируется ежегодно, добавляет Алисенов. И предполагает, что рост поступлений в бюджет – конечная цель предложенной кодификации неналоговых сборов:

"Включение в Налоговый кодекс обязательных платежей будет способствовать дальнейшему повышению налоговой нагрузки на бизнес. Между тем в других странах, наоборот, проводят политику по снижению налоговой нагрузки. Китай с 1 апреля уменьшил ставку НДС, а с 1 мая – ставки платежей социального страхования. На финансовом форуме премьер Дмитрий Медведев заявил, что общая налоговая нагрузка за 2018 г. составила 33%, что соответствует уровню стран ОЭСР. Но этот блок формируют экономически развитые страны, в которых налоговая нагрузка должна быть выше, чем в развивающихся. Иначе мы не сможем из развивающейся экономики стать развитой".

Индивидуальный пенсионный капитал – а старт этой "реформы" намечен на 2020 г. – тоже станет продолжением тренда на увеличение налогового бремени. В текущей версии налоговая система в России существует не для бюджета и не для исполнения государственных нужд, а для "насилия над людьми", говорит лауреат Госпремии СССР, экономист Валентин Занин:

"Любые нововведения ничего не дадут бюджету – а значит, пенсионерам, учителям, врачам, детям. Они только усиливают право госорганов, называемых властью, на насилие. Требуется немедленно отменить в России налоги на имущество, так как его создали сами люди, а не государство. Отменить НДС, налог на прибыль и вместо этого ввести налог на право работать на территории России в размере 6-10% от оборота, оставить налог на землю. Бессмысленно рассматривать и протестовать против отдельных никому не нужных решений, нужны кардинальные изменения".


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС