24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

"Мягкая сила – это красивая лайковая перчатка, надетая на руку с кастетом"

Она позволяет решать тактические и стратегические задачи на международной арене через "головы" правительств

Накануне в Екатеринбурге в стенах Уральского федерального университета состоялась конференция, посвященная изучению методов "мягкой" силы в контексте противодействия деструктивным технологиям. Организаторами мероприятия стали эксперты из Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, а в числе участников были представители МГИМО и МГУ, а также писатель Николай Стариков и один из лидеров Новороссии Владимир Рогов. В ходе конференции эксперты описали основные механизмы использования "мягкой силы", "цветных" революций, а также привели массу фактических примеров того, как они использовались против Украины и России. Подробности – в материале Накануне.RU.

"Существуют совершенно разнообразные трактовки понятия "мягкая" сила. До сих пор в экспертном сообществе нет единства мнений по существу вопроса. Если очень обобщенно разделить подходы, то это, условно, либеральная трактовка, такая взвешенная, консервативная, западническая, и трактовка "мягкой силы" через призму военно-политических терминов", – рассказал директор ИСИП РУДН, профессор Георгий Филимонов.

Он отметил, что в прошлом году Владимир Путин внес в доктрину национальной безопасности уточнение о "мягкой силе", этому термину придается все больше внимания, и отнюдь не в вопросах развития культурных связей, а именно как "одному из видов оружия в арсенале внешней политики государства".

мягкая сила, УрФУ, конференция, Филимонов|Фото: Накануне.RU

мягкая сила, УрФУ, конференция|Фото: Накануне.RU

"Нам не оставляют шансов трактовать этот термин иначе, как использование мягкосиловых технологий в качестве средства вмешательства во внутренние дела государства, как внешнеполитическое оружие для достижения целей, задач государства, которое в данном случае выступает заказчиком для этой силы. Я бы хотел обратить внимание на следующий аспект: "мягкая сила" в нашем понимании - это такая многоуровневая система, которая позволяет государству решать свои тактические и стратегические задачи на международной арене через головы правительств, эта система обращена напрямую к аудиториям по официальным и неофициальным каналам. Это многоуровневая система управления, в том числе, массовым сознанием", – считает Филимонов.

По словам докладчика, атака идет по целому ряду направлений – информационному, образовательному, культурно-цивилизационному, финансовому, экономическому, гуманитарному. Заказчиком этих вещей, как правило, служат США – наиболее влиятельное государство, и преследует оно улучшение позиций с точки зрения геополитики и геоэкономики.

"Резюмирую: существует позитивная трактовка термина "мягкая сила" и реалистичная, исходя из понимания реальной политики. С одной стороны "мягкая сила" -  это формирование новых каналов и мостов для обеспечения благоприятного климата и международного сотрудничества через культурную дипломатию, внешнюю культурную политику, через публичную дипломатию, с другой стороны, это оружие, реальное оружие, которое по эффективности своего воздействия, зачастую, является более эффективным, чем любая военная операция. Против России идет информационная война, в которой мы вынуждены встраивать свою систему эшелонированной обороны, это и культурная война, это и технологии социальной инженерии, это и работа с молодежью, это и управление сознанием масс, это и работа с молодежными субкультурами", – подчеркнул эксперт.

Сила в международных отношениях издревле служила одной основной цели – контроль над ресурсами – природными, территориальными, человеческими и т.д. Для этого всегда использовалась "жесткая" сила, военная сила, и до определенного момента она была достаточно эффективным механизмом.

Николай Стариков|Фото: Накануне.RU

"Кто оказывался сильнее, тот и контролировал ресурсы. Происходило перераспределение территорий, человеческих ресурсов, влияния в мире, и новое государство-гегемон старалось вести свою политику так, чтобы военным путем контролировать все остальные государства. Пример достижения такой военной гегемонии – империя Наполеона и Третий рейх, которые были очень быстро построены, но так же очень быстро и исчезли. Как только баланс силы изменился, как только они перестали быть сильнее коалиций, которые против них сражались, они тут же потеряли влияние, потеряли власть, свободу и жизнь", – продолжил писатель Николай Стариков.

Далее, по мере развития человеческого общества, появились иные способы контроля территорий и ресурсов, и именно с ними связано возникновение концепта "мягкой", но, все-таки, силы.

"Мягкая сила – это лишь красивая лайковая перчатка, надетая на руку с кастетом. В отдельности от американского флота, от мощной финансовой системы, в отдельности от общей совокупной мощи западного мира никакая "мягкая сила" нигде работать не будет. Все элементы "мягкой силы", "цветных" революций происходят исключительно в интересах держав, которые и так являются наиболее сильными державами. Никаких "цветных" революций в пользу Швейцарии мы нигде не наблюдаем, хотя, казалось бы, финансовые ее возможности очень велики. Никаких "цветных" революций в пользу Узбекистана или Киргизии мы тоже нигде не будем наблюдать, хотя у них тоже есть свои национальные интересы в сопредельных государствах, а, может, и за пределами региона. Первое, что мы должны понимать: мягкая сила – это тоже сила", – поясняет сопредседатель "Антимайдана".

Что делать в ситуации, когда США и страны Запада, получив огромный опыт, направляют свой "мягкосиловой" арсенал на Россию? Логично, что нам нужно изучать их опыт и действовать симметрично. При этом, речь не идет именно о переворотах, хотя эксперты из специальных служб должны внимательнейшим образом этот опыт препарировать, а, например, о работе с гражданским обществом, в чем так преуспели наши оппоненты. Для этого России нужна идея, которую она будет транслировать как внутри собственного населения, так и для населения в других странах. Остов этой идеи озвучил президент России на заседании Генассмаблеи ООН, когда говорил о ценности суверенитета государств и уважении к национальной культуре. США транслируют противоположную идею – никакого суверенитета, а мерилом культуры является американская нация. На этом фоне российская идея может найти много сторонников по всему миру, считает Стариков. Еще один элемент "мягкой силы" – распространение языка и культуры.

"Русский язык – колоссальная цементирующая сила, которая скрепляет между собой народы государств постсоветского пространства и не только. Мы видим, как наши англосаксонские партнеры активно продвигают английский язык во всем мире. Нам, в этом смысле, нужно у них поучиться. Германия, Франция тоже делают это, но в меньшей степени. Разговор о том, что английский язык "стал международным", это лишь фиговый листок для того, чтобы прикрыть абсолютно нелицеприятную правду: на каком языке человек говорит, на каком языке он думает, в сторону тех государств будут направлены его симпатии. Это совершенно очевидно, и именно поэтому возникают такие препоны преподаванию русского языка на постсоветском пространстве", – подчеркивает писатель.

мягкая сила, УрФУ, конференция, Рогов|Фото: Накануне.RU

Один из бывших лидеров сопротивления Запорожья, а ныне руководитель комитета госстроительства Новороссии Владимир Рогов, будучи гражданином Украины и журналистом, имел возможность очень подробно изучить механизмы проведения майданов в этой стране и сравнить их с аналогичными процессами в других государствах.

"Еще в нулевые годы, будучи журналистом, – я на протяжении шести лет был главным редактором газеты, – я получил несколько предложений от западных фондов. Каждое из них имело свое направление работы, и эта работа была, нужно сказать, очень качественной. Я как журналист получал много интересной информации и чувствовал, что шаг за шагом, после каждой встречи, круглого стола и других мероприятий у меня, если не менялось отношение к своей родной земле, то, как минимум, возникали вопросы – все ли правильно. То, что западные партнеры работали очень качественно, доказал 2004 год, год, когда на Украине произошел первый переворот. Это был такой день сурка с Грузией и другими "цветными" революциями", – рассказал Рогов.

Он напомнил о тех методичках, которые использовались тогда, и технологиях, которые позволяли сделать майдан удачным. Например, одним из таких элементов было создание "атмосферы праздника" – в 2004 году концерт рок- и поп-коллективов продолжался фактически непрерывно 14 дней. То же происходило и в 2013 году, когда несмотря на холод и снег, день за днем, сменяя друг друга, музыканты играли, не давая потухнуть молодежному задору.

мягкая сила, УрФУ, конференция|Фото: Накануне.RU

По словам Рогова, победивший в результате "чудесным образом возникшего третьего тура выборов" Виктор Ющенко настолько дискредитировал саму идею майдана, что получил на следующих выборах поддержку на уровне статистической погрешности. Однако Виктора Януковича уже тогда "вели" американские советники, уверен эксперт. Именно поэтому выборы прошли тихо, и даже вечно скандалящая Юлия Тимошенко не имела претензий. Именно после избрания Януковича стали открыто поддерживаться правые партии, в том числе "Свобода" Олега Тягнибока, более радикальные движения. Появились школы молодых лидеров, в которых учили, как организовать прохождение на выборах "нужного человека", обучали политическим технологиям и т.д. Через такие школы прошло минимум 23 тыс. человек. Отдельно "работали" с футбольными фанатами и ультраправыми движениями – значительная часть прошедших обучение в лагерях для них – "подснежники" из России и Белоруссии.

Кроме того, Рогов рассказал о том, как он в силу обстоятельств четыре дня провел на площади Тахрир в Каире и своими глазами видел сценарий, по которому развивались события там. Тогда же в его руки попали листовки для активистов – от одного из сотрудников службы госбезопасности Египта. Как ни удивительно, их графическое исполнение и советы были идентичны тем, которые раздавались активистам майдана в 2013 году, вплоть до изображения города с огромной мечетью на центральной площади, где была нарисована тактика движения активистов. Все это может свидетельствовать о том, что оба переворота устраивал один и тот же заказчик.

мягкая сила, УрФУ, конференция|Фото: Накануне.RU

Эксперт ИСИП РУДН Дмитрий Егорченков рассказал о том, как может сказаться на России отставание в области ИТ и программного обеспечения. По его мнению, наиболее опасная угроза для России в контексте гибридной войны – изоляция России от новейших технологий, на пороге перехода на шестой экономический уклад. США тратят на НИОКР до 3% ВВП, особенно в области био-, нано- и ИТ-технологий, зеленой энергетики, и поддерживают стартапы в этих отраслях. Россия сильно уступает в этом отношении, а в программном обеспечении зависит от иностранных поставщиков, по данным Минкомсвязи, на 95-100%. Даже стратегически важные предприятия ОПК программное обеспечение для работы с базами данных, в том числе и по новейшим разработкам, вынуждены заказывать у западных разработчиков, таких как Oracle. Учитывая, что в ближайшем будущем ожидается активное развитие робототехники, а программное обеспечение будет регулировать работу оборудования от промышленных станков до бытовой техники, это отставание может стать критически важным, и необходимо реагировать на эту угрозу.

Заместитель шеф-редактора восточной редакции ИА Регнум Саркис Цатурян отметил в своем докладе, что в мире идет процесс разрушения национальных государств, и одним из первых на очереди стоит Турция. Все, что происходит вокруг этой страны сейчас – попытка США переложить выполнение "грязной работы" на Россию.

В ходе круглого стола были затронуты проблемы Донбасса, Украины, сирийской операции, опыт применения "мягкой силы" Россией на пространстве ЕАЭС и ряд проблем, характерных для региона – к участию были приглашены многие уральские эксперты и общественники.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС