Простота спасет мир?
Мир усложняется. Видеомагнитофоны встраиваются в телевизоры, телевизоры в холодильники. Еще чуть-чуть и в микроволновке можно будет стирать белье и мыть посуду, просматривая DVD и разогревая бутерброд. Обратная сторона этого процесса - "глюки". Телефон с фотокамерой имеет вдвое больше шансов "зависнуть" временно или безвременно, нежели просто телефон и просто фотоаппарат. Тенденция усложнения охватила все стороны жизни: налоги простым сложением-вычитанием не подсчитаешь, кино без DOLBY по ушам не посмотришь, мобильник без полифонии – прошлый век…
Политическое устройство усложнялось столетиями, но нынешние веяния времени процесс ускорили настолько, что демократия затрещала по швам. "Глюкнуло" в Грузии, аукнулось в Ираке, застыло в Белоруссии, пошатнулось в святая святых – США. Демократия в изначальной своей форме - "непосредственная демократия" представляла народное собрание, вече, совет, где избиралась власть, и сообща решались актуальные жизненные вопросы. Народовластие в форме современной зовется "демократией представительной", когда народ делегирует из своих рядов избранных, которые составляют органы власти, парламенты и прочее...
На звание самой представительной демократии претендует нынче Америка. Там выборы усложнены настолько, что властью не только всего народа, но и его большинства, даже не пахнет. Если система, когда главу государства избирают не напрямую, а посредством выборщиков, которые в свою очередь отдают голоса опять же не напрямую, а в корзинки штатов, а уж наиболее наполненные из них и составляют победу потенциального президента, более демократична, нежели общенародный белорусский референдум в авторитарном режиме Лукашенко, то не есть ли последние американские выборы эпитафия демократии?
Впрочем, симптомы демократической нежизнеспособности проявляются не только в США, но и всюду, куда дотягивается рука штатов. Расцветающие бархатным цветом на территории постсоветского пространства результаты выборов яркий тому пример. Цель современных кандидатов во власть – не выиграть выборы, и даже не победить в подсчете голосов, а захватить медиа поле пред- или послевыборья. Викторией считается лишь то, что легитимизировано объективом телекамеры.
И, если телезрителю показывают уставших членов избиркома, тщательно сортирующих бюллетени из прозрачных урн - результат выборов будет один, а вот, если разгневанную толпу, человек хотя бы из 50-ти на подступах к тому же избиркому или телецентру, или парламенту, то, не исключено, что совсем другой. Как сказал современный остроумец: кто лев, тот и прав. Демократия с электронными и информационными осложнениями скоропалительно трансформируется в закон джунглей.
Бархатные революции в бывших союзных республиках проходят "на ура" по одной простой причине. Наступил момент, когда власть толпы, пусть даже подкрепленная зелеными американскими деньгами, на демократию похожа уже больше, чем запутанная обесцененная компроматами и фальсификациями процедура выборов. Древнерусское вече или афинское народное собрание ведь тоже в какой-то мере было толпой, правда, толпой гражданской, незаказной. В большинстве случае. Хотя историки свидетельствуют, что и тогда имущие граждане свободно и результативно покупали голоса этой самой толпы, правда, тогда в соверешнно прямом смысле. То есть громкое "орание" в пользу того или иного решения народовластия подогревалось n-ым количеством пирожков, медных грошей или чего-то еще.
Любопытна и география демократической девальвации. Есть что-то от неизбежности в том, что происходит она в крайностях - бывшем союзе и штатах. Балансирующая в пределах стабильности Европа, не исключено, продержится в демократическом спокойствии не дольше грядущих выборов. А там - как знать… Технология бархатных революций опробована не без успеха, в антииракскую коалицию вступили меньше полсотни стран, а значит, остальные из-за океана могут показаться недостаточно демократичными, раз не спасали Ирак от диктатора Хусейна под американскую дудку. Современное народовластие уже достигло той стадии сложности-запутанности-сомнительности, что им проще манипулировать, чем сохранять.
Альтернативы демократии при условии, что в западной половинке глобуса правит бал капитализм, с конкуренцией, влиятельными ФПГ и культом денег, в ближайшем будущем не предвидится. По меньшей мере, до тех пор, пока адрес единственного на сегодня геополитического полюса – США - находится в западном полушарии.
И все же стремительно усложняющийся мир по закону маятника неизбежно вернется к системе управления государствами более простой и эффективной. Когда лучшая черта режима авторитарного – личная ответственность правителя, пересечется с лучшей чертой демократии – возможностью менять слабую или коррумпированную власть. Если запад не дойдет до первой части этой элементарной формулы раньше, чем восток не воспользуется второй, то геополитику ждут большие перемены.
Верховный суд США признал превышением полномочий введение Трампом пошлин против других стран
В Челябинской области задержаны силовики, подозреваемые в убийстве бизнесменов
Параллельный импорт в Россию упал до минимального уровня
Огурцы на вес золота: в чем причина резкого роста цен на овощи в России
Летать в России станет еще дороже
Креатив Госдумы так и прет: про букмекеров и депутатов
Вот это "Вызов"