24 Апреля 2024
search

Чиновник в кабинете, а не "в сапогах"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Аналитика все материалы

Мега-проект УрФО как основа экономического прорыва страны

Итак, удвоение ВВП никто, оказывается, с повестки дня не снимал. Вернее, не снимал вопрос именно тот, кто его туда и поставил - президент страны. О чем он весьма недвусмысленно заявил на состоявшемся в середине мая челябинском совещании. "Хотел бы подчеркнуть, развитие транспортной инфраструктуры напрямую влияет на темпы экономического роста, а задача удвоения ВВП как государственная стратегия  на десятилетия с повестки дня не снималась. И ее никто не отменял. Прошлогодние и нынешние темпы российской экономики, а также темпы роста регионального валового продукта дают достаточные основания, чтоб добиться поставленной задачи"- заявил тогда Владимир Путин .

Полпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев многократно повторял эту мысль, совершая накануне рабочую поездку по маршруту Югра - Ямал - Тюменская область. В каждом из регионов, естественно, много говорилось о конкретных шагах, кои необходимо сделать властям региональным, дабы реализация послания-2005 стала делом не только реальным, но и системно исполняющимся. По словам полпреда, нынче этот процесс - воплощение послания в реальную жизнь будет выполняться с особым вниманием. Дабы слова главы государства не остались только словами. А потому на специальных совещаниях в северных территориях УрФО речь шла о том, как и в какие сроки  составлять мероприятия по исполнению послания, на чем именно акцентироваться и какие проблемы ставить на первый план.

Другой и, наверное, не менее значимой составляющей северного вояжа полпреда стал вопрос о том, как и что можно и нужно сделать в регионах, дабы уже сегодня продвигать мега-проект Урал промышленный - Урал полярный, заявленный и подвергнутый первоначальному обсуждению как раз на совещании в Челябинске под председательством президента. Как заявил Петр Латышев в Ханты-Мансийске (первая точка в северной поездке полпреда), глава государства со дня на день должен подписать готовящийся перечень поручений федеральным министерствам и ведомствам, который станет планом первоочередных действий для воплощения проекта в жизнь. Но важно уже сегодня в регионах, особенно в Югре и на Ямале, где и лежат главные богатства, подлежащие освоению в рамках проекта Урал промышленный - Урал полярный, смотреть, что, какими силами и в каком порядке можно делать, ожидая общефедеральное решение.

О самой идее проекта полпред говорил в Салехарде и Ханты-Мансийске много. Суть в принципе ясна и очевидна. Машиностроение, металлургия Среднего и Южного Урала по-прежнему является серьезным потенциалом общероссийского экономического развития. Но! Рудная база - железная руда, бокситы, медь, хром, цинк и так далее - практически близка к истощению, либо очень серьезно разработана. При этом по данным геологоразведки (пусть и далеко не окончательным в силу того, что отрасль последние годы совершенно не развивалась и, соответственно, не вела крупных и скрупулезных изысканий), на полярном Урале - в Югре, на Ямале имеется масса полезных ископаемых, которые потребны нашей промышленности и уральской прежде всего. Проблема в том, что дорожная инфраструктура этих регионов для серьезного промышленного освоения на сегодняшний день абсолютно не состоятельна. По данным ,которые привел еще на челябинском совещании министр Трутнев, если сбор НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) в УрФО составляет 65% от общероссийской цифры, то при этом транспортная инфраструктура в округе составляет лишь 7% от соответствующей цифры всей страны! Получается, что железная дорога, которая согласно проекту, должна пройти по восточному склону Уральских гор, является для проекта, как говорят математики, необходимым условием. Необходимым, но недостаточным. Недостаточным, потому что кроме железной дороги нужна еще минимальная инфраструктура, нужно научное и практическое подтверждение объема и качества запаса полезных ископаемых, залегающих в этой северной земле. Одним словом, нужно много чего. Но, если не начинать заниматься проектом всерьез и на государственном уровне, то предприятия уже Урала промышленного будут по-прежнему искать утоления рудного голода не только в далеких от региона российских территориях, но и за рубежами страны.

Понятно, что столь масштабный проект как Урал промышленный - Урал полярный требует столь же масштабных инвестиций, без которых само освоение и начаться не может. Итак, вопрос - где взять финансы для стартовых и не только работ - почти основополагающий. Интересное предложение на эту тему прозвучало в Ханты-Мансийске. Озвучил его, надо полагать с благословения губернатора Александра Филипенко,   заместитель председателя правительства Югры по вопросам инвестиций, науки и технологий  Кирилл Морозов .Если коротко, суть предложения сводится к следующему.

Создается некий пул заинтересованных участников концессии (обозначим это пока таким рабочим термином) из тех промышленных структур Урала и России, кои прямым образом заинтересованы в будущих сырьевых потоках, средств собственно региональных бюджетов, займов и кредитов, которые могут осуществить как предприятия - участники, так и регионы и плюс, естественно, инвестиции из федерального бюджета. Стоит заметить, что и в Югре, и на Ямале как губернаторы, члены региональных правительств, так и ученые, промышленники неоднократно подчеркивали, что без участия правительства страны, государственной власти реализация всего мега-проекта просто невозможна.

Что же до крупных холдингов и промышленных структур, которым ради будущих сырьевых поставок, по мнению г-на Морозова, стоит войти в проект, то в качестве в хорошем смысле слова "приманки" могут быть применены некие обозначенные государством, как главным действующим лицом всего дела, налоговые преференции. Относительно Югры и Ямала, а равно и Тюменской области, то, по мнению Морозова, могут быть использованы средства из выделенных для программы "Сотрудничество". Естественно, что привлечь к проекту было бы крайне желательно и такие крупные банковские структуры как Сбербанк РФ, ВТБ, ЕБРиР и другие. Дабы механизм имел правовую основу, естественно, понадобится законодательная основа и в этом смысле г-н Морозов считает крайне желательным доработку закона об особых экономических зонах.

Заключительное слово, которым губернатор и полпред подводили итоги совещания в Ханты-Мансийске, Александр Филипенко начал так: "Я бы хотел поблагодарить Петра Михайловича за то, что он не дает нам вздремнуть". И уже серьезно говорил о том, как важно не терять темп в работе и над реализацией послания президента и, как составной части этой реализации, над проработкой всех аспектов проекта Урал промышленный- Урал полярный. По мнению губернатора Югры, порядок действий здесь может быть таков - создание рабочей группы при уральском полпреде, формирование технико-экономического обоснования проекта, переоценка запасов и ресурсов (что потребует внесения корректив в соответствующие документы и программы МПР РФ), создание целого пула специальных программ - по транспортной и и финансовой составляющей в том числе. При этом Александр Филипенко подчеркнул, что Югра готова к самой плотной работе.

Петр Латышев, подводя итог югорскому совещанию, был тоже весьма конкретен. Особо подчеркнув, что президент сегодня, практически во всех своих речах, в послании, на совещаниях с государственным чиновниками ставит задачу не просто удвоения ВВП к 2010 году, а, как сказал полпред, "нацеливает нас на прорыв в экономике". И посему уральский мега-проект становится не просто чем-то вроде мечты о будущем, а насущным делом уже сегодняшнего дня. Петр Латышев привел любопытные цифры, касаясь задач и ситуации в УрФО. За 1-ый квартал 2005 года поступления от УрФО в российской казне составили 50,9%, и около 40% консолидированного бюджета страны. Понятно, что сегодня основа этих цифр - высокая цена на нефть, газовая составляющая. Но, как сказал полпред, власть понимает, что эта ситуация не вечна, а потому об основе будущего благосостояния в высоких кабинетах думают уже сегодня. Кроме всех уже обозначенных выгод уральского прорывного проекта, Петр Латышев отметил и то, что само освоение недр неизбежно повлечет за собой заказы для машиностроительного комплекса Урала, который сегодня крайне далек от полной загрузки.                                

В Салехарде совещание по проекту Урал промышленный- Урал полярный проходило в здании "Недра Ямала", где расположен единственный в России Территориальный банк данных геологической информации. А главным докладчиком здесь был Анатолий Брехунцов — генеральный директор ОАО "Сибирский научно-аналитический центр" ("Сибнац"). Любопытно, что уже в начале его полновесного доклада об имеющейся в недрах Ямала сырьевой базе г-н Брехунцов заявил, что не согласен с имеющейся в МПР и прозвучавшей в челябинском выступлении Трутнева мысли о том, что запасы Западной Сибири весьма значительно израсходованы. А в процессе рассказа о том, где и что, по мнению специалистов центра, и в каких количествах залегает, неоднократно подчеркивал, что данные МПР РФ по ресурсной базе Ямала и Югры, мягко говоря, "слабые".

Что касается конкретики, то если перечислить все, что геологи либо уже исследовали, либо частично исследовали, либо предполагают и изучают в данный момент, то, боюсь, никакого терпения у читателя все это прочесть не хватит. Если совсем коротко, то на полярном Урале, по мнению спецов "Сибнаца" есть почти вся таблица Менделеева, и множество ее самых потребных промышленности элементов залегают в совершенно пригодных для промышленного освоения количествах. А именно - хром (уже разрабатывается совместными усилиями Ямальской горной компании и ЧМК), марганец, железная руда, золото, фосфор, уголь, естественно, газ и нефть, значительные и интересные с точки зрения энергетики и химии низконапорный газ, медь и так далее.

Подводя итог весьма плотному обсуждению конкретного аспекта уральского мега-проекта - сырьевой составляющей, губернатор Ямала Юрий Неелов особо подчеркнул важность проекта Урал промышленный - Урал полярный не только для ЯНАО, но и для регионов, входящих в федеральный округ и для страны. Петр Латышев в заключительной слове эту мысль подтвердил,  подчеркнул, что скорейшая реализация проектов развития регионов Уральского федерального округа напрямую зависит от местной инициативы и сообщил собравшимся: "В конце июня или начале июля, в зависимости от того, насколько мы будем готовы, вопросы развития новых транспортных коридоров для освоения природных богатств Полярного Урала, севера Западной и Восточной Сибири, будут рассмотрены на заседании Совета УрФО. Это заседание пройдет с участием членов правительства РФ, а, возможно, и под руководством председателя правительства Михаила Фрадкова. Именно на этом заседании мы совместно должны будем представить практическую реализацию этих проектов с учетом привлечения средств инвесторов". Но уже сейчас при полпреде будет оформлена и начнет работать специальная рабочая группа по проекту Урал промышленный - Урал полярный, в состав  которой войдут представители профильных федеральных министерств, субъектов РФ и заинтересованных бизнес-структур.

       
         Ханты-Мансийск - Салехард - Тюмень 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС